Девица с коромыслом через плечо, лихой гармонист, заставивший пуститься в задорный пляс всех вокруг, окутанная тайной хозяйка медной горы, маленькая лыжница в просторных шароварах и непременно с отколовшимся кончиком тонкой фарфоровой лыжи… Еще несколько десятилетий назад подобные статуэтки украшали многие дома, уютно разместившись на самых почетных, видных местах в сервантах и на этажерках.
Мода на фарфоровые изделия время от времени возвращается, однако именно те самые, советские, сейчас встретишь разве что у ценителей старины — коллекционеров. Жительница Енисейска Елена Щетинина – одна из них.
«Я с детства к таким статуэткам неравнодушна. Самые первые фигурки я увидела у своей бабушки», — рассказывая, Елена Юрьевна бережно взяла в руки с полки маленькую танцовщицу. Тонкая линия золоченой обводки кое-где оборвалась, уступая натиску времени, бледное личико покрылось едва заметной паутинкой трещинок – кракелюрами. Но это ничуть не портит статуэтку, скорей, придает ей какую-то особенную, благородную красоту. А уж если бы она могла заговорить, то наверняка поведала бы о том, как много лет назад маленькая девочка осторожно, боясь повредить, держала ее, восторгаясь изяществом линий и тонкостью работы, внимательно рассматривая каждую деталь. Она бы поведала о том, с каким неподдельным интересом и беззлобной детской завистью смотрели на нее девочки-подружки, как по очереди согревали ее их детские ладошки. А было это в далеком северном Норильске, там тогда жила семья Елены. Дома в 50-60 годы прошлого века часто украшали самодельными ковриками, вышитыми и вязаными салфетками, а потому, когда у Лениной бабушки стали появляться первые хрупкие фигурки, восторженное отношение девочек к ним было вполне естественным. Ни одна статуэтка тогда не пострадала, а через многие годы именно те, бабушкины, фигурки стали началом собственной коллекции Елены Юрьевны.
Незатейливые и в то же время идейные, лаконичные и очень точные, с приглушенной окраской и плавными линиями эти хрупкие изваяния и через годы продолжают говорить так о многом. И если утонченную фигурку, например, балерины часто можно встретить и среди современных, в том числе и зарубежных, фарфоровых изделий, то маленького мальчика, складывающего на полу из кубиков имя вождя народов, в сувенирных лавках встретишь вряд ли. А с ним в один ряд так и просится прилежная ученица, склонившаяся над книгой, малыши, кормящие голубей, крошечная девчушка, старательно дрессирующая свою собачонку. Счастливое детство, одним словом. Кстати, именно так и называется одно из направлений в советском фарфоре, в котором работали художники того времени, отражая в глянцевой миниатюре целый пласт истории огромной страны. В коллекции Елены Юрьевны тоже немало представителей того самого «счастливого детства». А кроме них на полках рядом прекрасно уживаются кружащиеся в танце пары, колоритные барышни и утонченные восточные красавицы.
И все же ее сердце больше расположено к сказочным героям. Конь-Огонь, едва удерживаемый Иванушкой под уздцы, Крошечка-Хаврошечка, приютившаяся на своей коровенке, Аленушка, грустно глядящая на беленького козленка, Емеля с говорящей щукою в руках… Все они, несомненно, любимы Еленой Юрьевной. И все же есть среди фарфоровых сказочных персонажей один, который с особой нежностью отзывается в ее душе. Это дивная пушкинская Царевна-Лебедь, стоящая среди пенных волн «моря-океана». Ее образ еще с детства был самым любимым, а оттого часто появлялся и в дворовых играх. А вот в коллекции сказочная царевна появилась сравнительно недавно, хоть мечтала о ней Елена Юрьевна несколько лет. «Коллекционеры, они же такие: как уж засвербит что, как западет в душу, так и не дает покоя, пока не окажется в руках», — улыбается она.
Что-то удалось найти у людей, что-то – на «блошиных» рынках, а что-то уже выписывалось через Интернет. Но обязательно на донышке каждого изделия — клеймо завода-изготовителя. Дулевский, Киевский, Ломоносовский… Список их можно продолжать, ведь выпуском фарфоровой продукции занимались многие предприятия Советского Союза. Только вот действующих до ныне можно по пальцам пересчитать, хотя на некоторых из них все же продолжается выпуск фарфоровых статуэток. Зато на рынках появилось очень много другой сувенирной продукции, чаще всего китайской. «Но их сразу чувствуешь, они даже по ощущению другие. Да, современные фигурки очень тонко сделаны, красиво и изящно. Но очень часто они ничего в себе не несут. Так, красивая безделица. А с этими статуэтками как-то все по-другому, они словно несут в себе тепло и уют старого времени. К тому же пластика у них совершенно особенная», — продолжает рассказывать Елена Юрьевна.
Кстати, именно эта пластика вызывает у нее не только восторг, но и желание взять в руки глину. И тут уж в Елене Юрьевне говорит человек творческий, ищущий и пробующий. Когда-то подобное желание научиться вязать коврики-кружочки переросло в увлекательный процесс создания уютных домашних половичков, выполненных в традиционном стиле. Желание взять в руки кисти и краски привело к занятию декоративной живописью. А еще была проба пера, карандаша и даже фотоаппарата… И ведь все получается. Почему? Да потому что жажда творить, учиться и трудиться в ней велика. Именно поэтому легко верится в то, что со временем на полочках в ее доме будут стоять не только коллекционные фарфоровые статуэтки, но и свои, авторские, неповторимые и непременно добрые фигурки. Во всяком случае, мечта об этом уже появилась, а, как известно, мечты ведь часто сбываются, особенно если начинать над ними трудиться.