О штрафных подразделениях в годы Великой Отечественной войны ходит немало слухов, преимущественно очерняющих саму идею искупления вины за различные преступления в боях за Родину. Но оттуда нередко выходили настоящие герои.
Во славу Родины
О кавалере ордена Славы всех трех степеней Иване Демьянове мы уже рассказывали в номере от 17 января. Информация, которой тогда располагали, оказалась немного неточной и неполной. Благодаря неравнодушным читателям теперь можем исправить недочеты. Руководитель финансового управления Татьяна Никитина нашла в архиве своего ведомства личное дело Ивана Никитовича, который в 50-х годах прошлого века работал в райфинотделе. В автобиографии наш земляк собственной рукой описал интересные факты своей жизни.
Если основываться на официальном описании боевого пути героя, остается непонятным, почему выпускник Омской авиационной школы военных пилотов свои первые два ордена Славы заслужил, воюя на суше. Сведения о нескольких месяцах пребывания в статусе штрафника ставят все на свои места. О приведшем к этому трагическом случае есть рассказ в книге «Из святого колодца памяти». Ирбеец служил командиром легкого бомбардировщика неподалеку от Ленинграда, за умелое выполнение боевых заданий неоднократно награждался орденами и медалями. Но однажды в момент группового взлета по тревоге самолет нашего земляка столкнулся в воздухе с машиной командира эскадрильи. В результате комэск погиб вместе с экипажем. И, согласно книге, по приговору военного трибунала гвардии сержант Иван Демьянов был лишен воинского звания и боевых наград и отправлен в штрафной батальон. Однако за храбрость и мужество, проявленные в боях с немецкими захватчиками, был досрочно освобожден и переведен в штурмовую авиацию.
Последнее утверждение довольно спорное. Действительно, штрафник мог досрочно искупить вину, получив ранение, хотя бы и легкое, или совершив подвиг. Ивана Демьянова судили в сентябре 1943 года, а сняли судимость в феврале 1944. Срок же службы в штрафном подразделении по закону не мог превышать трех месяцев. Фактически по разным причинам иногда выходило немного больше, но это уже издержки военного времени. Поэтому вполне возможно, что ирбеец вышел не досрочно, а отслужив в штрафниках весь положенный срок, может, даже с избытком. Впрочем, упомянутых храбрости и мужества это отнюдь не отменяет.
За историческую правду
Слова о штрафном батальоне, в котором воевал наш земляк, наверняка недостоверны, нечего там было делать сержанту, ему место в штрафной роте. Не все знают, что между этим подразделениями разница принципиальная, и не столько в количестве бойцов, сколько в составе. В штрафбаты набирали провинившихся офицеров, в роты – солдат и младший командный состав. Соответственно, в батальоны не попадали уголовники, такой контингент направлялся в штрафроты. Не зря ветераны и сторонники исторической правды критикуют за недостоверность сериал «Штрафбат», где в офицерском подразделении, по выражению героя фильма, «всякой твари по паре». Персонаж актера Алексея Серебрякова тоже нереален – командовать штрафбатом мог только действующий кадровый офицер, никак не штрафник.