Как сжечь уголь и получить прибыль

Как сжечь уголь и получить прибыль
Как сжечь уголь и получить прибыль

Сегодня в мире уже не поговаривают, а говорят открыто о надвигающемся энергетическом кризисе. Кроме того, российская экономика уже исчерпала свой технологический потенциал, и сегодня государство намерено пойти по пути перевооружения отдельных отраслей, в частности, жилищно-коммунального хозяйства. Однако обновление оборудования при старом подходе не даст позитивных изменений. Нужно менять мышление, идти по пути внедрения новых технологий, утверждает доктор технических наук, генеральный директор энергетической компании «Термококс» Сергей Романович Исламов.

Технологический процесс не стоит на месте, он, как живой организм, постоянно в движении. Кареты заменили машины, телеграф – мобильные устройства и Интернет, на смену воздушному шару Монгольфьер пришли сверхзвуковые самолеты и ракеты. Но что касается получения тепла из угля, то здесь произошел застой. Мы также сжигаем уголь, как в 18-м веке!

По словам Сергея Исламова, не сегодняшний день в Дивногорске сложилась такая ситуация, что высокие тарифы на теплоэнергию просто заставляют искать альтернативные источники получения тепла. А их всего два – это газ и бурый уголь. Но стоимость газа в пять раз дороже угля, он взрывоопасен, имеет неприятный запах, поэтому предпочтение нужно отдать именно этому топливу. Однако здесь появляется другая проблема – экологическая. Если сжигать уголь традиционным образом, то появляется сажа, шлаки, угарный газ, а кроме того, окупается такая электростанция почти за 20 лет. Поэтому требовался качественно новый подход к применению угля. Красноярскому краю в этом повезло. У нас есть колоссальные запасы в Канско-Ачинском угольном бассейне. Кузбасс постепенно отходит на второй план. Бурые угли содержат в себе до 30-ти процентов воды. Поэтому перевозить их экономически нецелесообразно. Представьте, что треть состава – это, по сути, отходы, кто согласится покупать такое топливо? Стоит лишь убрать воду, и в сухом остатке в буром угле 50 процентов – газовая составляющая. Если уголь нагреть в пробирке, то половина выйдет в виде газа, а вторая половина будет углеродным остатком. С экономической и с экологической точки зрения выгодно сжигать именно газовую компоненту. А углеродный остаток забирать из котла и выгодно его продать.

– Вот мы разработали и предложили такую технологию, – начал рассказ Сергей Исламов. – Прямо в котле происходит разделение на компоненты: газ идет на получения тепла, а это экологически чистое тепло, и получили твердый продукт, в котором осталась зола. То есть, нет шлаковых отходов, что опять же положительно для экологии. Углеродный компонент продается. Причем, даже если взять по минимуму, его стоимость покроет затрату на покупку угля. То есть, выходит продукт не просто с нулевой себестоимостью, за это можно получать прибыль. Представьте, вы купили уголь, привезли его, сожгли, и при этом заработали, и вокруг все чисто. И это не теоретические измышления, мы уже построили такие объекты. В Красноярске с 1996 года работает по аналогичной технологии предприятие возле телевизорного завода. Разделение идет не в котле, а заранее, газ идет в топку по трубе для сжигания, а твердый остаток покупает как сорбент «Норильский никель» по цене 42 тысячи за тонну. Давайте посчитаем. По технологии, мы расходуем пять тонн угля, по цене 600 рублей за каждую.Получается три тысячи рублей, на выходе остается тонна сорбента. То есть, 39 тысяч в плюсе, рентабельность почти 1000 процентов, и при этом тепло отдается в город бесплатно! При этом, сорбент – не последний вариант, углеродный остаток можно прессовать и продавать как термококс. Это высококалорийное топливо с уникальными свойствами, готовая замена классического кокса в металлургии.

– И это все экологически чистые продукты?

– Конечно. Вот мы работали в Монголии, там строили объект по новой технологии, из углеродного остатка планируется изготавливать бездымное топливо, что весьма актуально. Дело в том, что Улан – Батор расположен в котле. В нем проживает один миллион четыреста тысяч человек, и по периметру города свыше 300 тысяч жителей-кочевников живут в юртах. Они топят дровами, углем, навозом, рублеными шинами. И весь этот дым и зола опускаются на столицу. Там такой смог, что не видно ничего далее пяти метров. Люди задыхаются. Уровень заболеваний дыхательных путей просто зашкаливает. Поэтому бездымное топливо – самый подходящий для этого случая вариант. Причем, это топливо нужно давать людям бесплатно.

Сфера применения бездымного топлива большая. Например, его можно продавать в частный сектор. Мой знакомый построил коттедж, сначала поставил электрокотел, оказалось дорого, перешел на уголь. Теперь зимой вокруг его дома лежит «черный снег» от сажи. И таких примеров масса. Думаю, недорогим бездымным топливом воспользовались бы и ваши жители, особенно в поселках Усть-Мана, Слизнево, Овсянка.

– А как это применимо к нашему городу Дивногорску?

– Вы знаете, недавно построили котельную в Железногорске, с конструкцией котлов образца 60-х годов. Их поставили полвека спустя, с учетом того, чтобы они проработали еще 50 лет… Понятно, что об экологии там не может быть и речи. И кроме того, возможны махинации с тарифами. Давайте говорить честно. Тарифы умышленно завышаются. На ту же Железногорскую ТЭЦ уголь поставляется по цене 1200 рублей. Я не понимаю, как уголь из Бородино, где он стоит 300 рублей, проехав 150 километров, вырастает в цене в четыре раза? И РЭГ утверждает эту цену, отчего тариф становится огромным. А чтобы не было социального взрыва, часть тарифа компенсируется из краевого бюджета. И это все потому, что уголь закупается не напрямую от разреза, а через так называемую «прокладку» – компанию, которая может находиться в Новосибирске. Не хотелось бы, чтобы такая схема реализовалась и в Дивногорске. Поддержка городской администрации у нас есть, но решение будут принимать в вышестоящих инстанциях.

– То есть, Вы хотите в нашем городе построить современную котельную?

– Да. Но пока нет четкого заказа. Мы разговаривали с вашим главой города Егором Олем, и сначала речь шла о том, что на прилежащей площадке возле электрокотельной построить станцию мощностью около 10 гигакалорий. Нам это поручили, мы сделали предпроектную документацию, оценили, но краевая администрация решает построить станцию на 100 гигакалорий. ТЭЦ с такой мощностью городу не нужна, поэтому сейчас рассматривается вопрос о станции на 50 гигакалорий. Мы исполнители, и не определяем, какую тепловую станцию строить в городе, нам дадут заказ – мы сделаем. Правда, есть вероятность, что в Дивногорске утвердят проект традиционной ТЭЦ. Просто наша технология новая, а все новое продвигается со скрипом. Гораздо проще ввести в строй ту станцию, которая уже «обкатана». Механизм отработан. Может, она по всем показателям хуже, но, к сожалению, подчас выходит именно так.

– А через сколько лет, если все же решат строить станцию с вашей технологией, она окупит себя?

– По затратной части мне сейчас сложно сказать точно. Все зависит от того места, где ее решат построить, насколько далеко тянуть сети, подводить пути подвоза угля и так далее. Построить такую котельную можно за ту же цену, что и классическую, ну, может, процентов на десять дороже, но окупится она не за 15-20 лет, а за период от трех до пяти лет, в зависимости от того, каким на выходе будет твердый компонент, и куда его станут продавать. Если по хорошей цене, то, возможно, даже за год. Более того, Сибуголь, который готов поставлять в Дивногорск топливо, готов производить что-то типа взаимозачета. Поставлять уголь бесплатно, взамен того же термококса. То есть, не нужны будут оборотные средства. Дело в том, что транспортные расходы будут выше, чем в других городах, уголь придется возить не по железной дороге, а автотранспортом. Поэтому мы предлагаем построить дополнительный цех, куда машины, закрытые специальным тентом, чтобы не летела угольная пыль, будут заезжать, и там уже выгружать топливо. Опять же, в целях защиты экологии, – подытожил Сергей Исламов.

Тема, которую мы подняли в этой статье, очень интересна. И в ходе беседы возникло много вопросов, на которые Сергей Романович не смог ответить. Его сфера – наука и технологии, а что, как, когда и где будут строить – не его задачи. Поэтому мы планируем вернуться к данной теме в ближайшие дни, и получить ответы на возникшие вопросы у более компетентных в этой части специалистов.


Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

9 декабря 2024
Жители Октябрьского района Красноярска просят убрать 75 брошенных машин
Как сообщили в мэрии Красноярска, за четыре месяца в администрацию Октябрьского района от жителей поступило 75 заявок на ликвидацию брошенных
5 декабря 2024
В Красноярске организациям и предпринимателям расскажут о правильной обрезке деревьев
Специалисты администрации Красноярска расскажут представителям предприятий, организаций и предпринимателям, как правильно проводить обрезку деревьев. Помимо теоретических занятий при необходимости также
30 ноября 2024
На ЖКХ в Красноярском крае добавят 560 млн рублей
В Законодательном собрании края прошло заседание комитета по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и вопросам ГО и ЧС. Парламентарии обсудили поправку регионального