В Енисейском педагогическом колледже ежегодно проходит большое количество интересных и значимых событий: форумы, слеты, научно-практические конференции, праздники, акции, флеш-мобы, спортивные соревнования и другие. Некоторые из них уже стали традицией, а что-то вспыхнуло кометой и пролетело, оставив яркий след воспоминаний. Но есть мероприятия, которые невозможно не заметить, а стать участником таких событий — настоящая удача, даже счастье, если хотите.
Вот таким незабываемым событием стал студенческий бал. Не номинальный, а настоящий бал с полонезами и вальсами, бальными платьями и галстуками-бабочками. Правда, «золушек» у нас не было, а может, и были? Тогда этот статус принадлежит всем нашим девушкам-студенткам, которые не покладая рук учатся с утра до ночи, рисуют, пишут, дают уроки на практике в школе, а вечером ещё и перебирают зерна полученных знаний, чтобы с утра идти на новые лекции и семинарские занятия. Так вот, эти милые юные красавицы стали первым моим потрясением – уж очень они были хороши и женственны, ярки и величественны, каждая достойна звания королевы или, как минимум, принцессы бала. Второе моё потрясение – это наши юноши! Оказывается, их много и они могут не только заниматься спортом, писать маслом картины или работать с компьютерными программами, — они могут (а главное, хотят уметь) танцевать бальные танцы. Собственно, не это меня поразило, а скорее то, что они удивительным образом превратились в галантных кавалеров, элегантных «денди», молодых привлекательных мужчин с прямой спиной, гордо поднятой головой и нежным взглядом. Так и хочется воскликнуть тривиальное: «Ах, где мои семнадцать…», но не буду.
Оказывается, у настоящего бала существует негласный бальный протокол (партитура), который был соблюден организаторами бала от «а» до «я». Поэтому праздник начался с общего полонеза – торжественного выхода пар. Это было великолепное зрелище! А затем на сцену (импровизированный салон) были приглашены наши преподаватели во главе с директором Еленой Владимировной Погорельской. Двум дамам с именем Татьяна (Т.В. Андреева и Т.Л. Чабан) – особое внимание, ведь бал был посвящен Дню святой Татьяны – Дню российского студенчества. И почти сразу над залом вознеслись торжественная музыка и прекрасные слова всемирного студенческого гимна «Гаудеамус», исполненного студентами и преподавателями.
В течение всего бала были представлены танцы падеграс (парный танец с переходами – удивительно красивый танец!), менуэты и, конечно же, вальсы. Между танцами — дивертисмент («Ряд концертных номеров, составляющих особую — увеселительную — программу, даваемую в дополнение к какому-либо основному спектаклю, концерту» — совр. толк. словарь) – романсы в исполнении преподавателя музыки В.И. Карасева и Пантелеевой Василисы, студентки второго курса, а также менуэт в исполнении студентов художественно-графического отделения (411 гр.). Во время бала нашлось время и для салонных танцевальных игр, таких как танец-игра «Боливар» и «Ручеёк». Ах, как игриво гуляла шляпа (боливар) по юношеским головам, позволяя таким незатейливым способом разбить танцующую пару, а юноше «отвоевать» себе понравившуюся девушку для танца. Девушки же стеснительно опускали взоры, не забывая при этом украдкой взглянуть на нового партнёра.
Но сколько бы ни длилось это чудо, все равно когда-то оно должно было закончиться с двенадцатым ли звоном курантов или со звонком на следующую пару лекций… Отдавая дань современной моде, и на нашем балу под финал были выбраны король и королева бала: Андрей Ставров и Анастасия Буздыганова (студенты II курса специальности «Прикладная информатика»). Закончился бал торжественным выходом в круг вальса короля и королевы, который подхватили и остальные пары. Преподаватели, кураторы (точнее – классные дамы) были тут же ангажированы на вальс молодыми людьми. Под звуки вальса Арама Хачатуряна кружилась голова, хотелось продолжения праздника и волшебства, но, увы…
И тем не менее общим решением директора Енисейского педагогического колледжа и собрания в лице студентов и преподавателей, было принято: новой культурной традиции — проводить студенческие балы в Татьянин день — быть! И мы рады, что этот бал не просто стал проходным мероприятием, а настоящим культурным событием для всех нас. Однако нужно добавить ещё вот что: бал не состоялся бы, если бы организаторы А.А. Селиванова, Н.А. Рудаковская, постановщик танцев Н.В. Закирова и преподаватель вокала Н.В. Домаева (руководитель вокальной группы студентов) не вложили в это мероприятие частичку своей души. Дорогие коллеги, спасибо вам за этот великолепный праздник молодости, изящества, культуры и эстетики.
P.S. Зачем нашим студентам нужен студенческий бал? Думаю, они ещё сами не знают зачем. «Ради новых ощущений», как сказал один из студентов. А если посмотреть на это с позиции будущего учителя, то лучшего места для формирования культуры поведения, культуры общения, да и общей культуры придумать невозможно. Мужчина, приглашающий даму на вальс, наверное, не позволит себе быть хамом, а приглашённая девушка не выйдет на танец с жевательной резинкой. Главное, чтобы полученные эстетические чувства и культурный опыт сохранились в памяти студентов на всю оставшуюся жизнь. Хорошо бы, чтоб эти культурные традиции позволили студентам в их будущей педагогической деятельности прививать ребятам художественный вкус и культуру как норму. Благо, что в нашем колледже таких культурных традиций очень много: это и волонтёрство, и студенческий театр, и поездки на концерты, спектакли, балеты в Красноярск, «Юморина» с её 35-летним стажем и многое другое. Совсем недавно появилась традиция коллективных чтений литературных произведений (в день А.С. Пушкина мы в центре города читали сами и привлекали прохожих к чтению любимых произведений; в юбилей М.Ю. Лермонтова всем студенческо-педагогическим составом читали «Мцыри»). Уверена, что в этом году (а он объявлен Годом литературы) эта традиция будет особенно популярна. Хочу закончить свои рассуждения словами Вильгельма Виндельбанда «В глубочайшей сущности культура есть не что иное, как творческий синтез». Прекрасно, когда рождается нечто новое, и вдвойне прекрасно, когда это новое имеет определённую культурную и педагогическую ценность.