Между востоком и западом

Между востоком и западом
Между востоком и западом

Такая река, как Енисей, в мире одна. На правом  берегу – Восточно-Сибирское плоскогорье, на левом – Западно-Сибирская низменность. Получается, стоит переправиться через реку —  и окажешься в другой стороне света.  Енисей делит Россию на две равные части, его называют срединной рекой. А какие берега! Нельзя уйти с палубы ни на минуту – обязательно пропустишь что-то интересное.

На Енисее –  множество достопримечательностей, уникальнейших объектов, подобных которым  не найти во всем мире. Археологические, памятники истории и архитектуры,  выдающиеся природные и индустриальные «произведения». Древние наскальные рисунки соседствуют с  подземным комбинатом. Великолепные храмы с  промышленными гигантами. А какие шедевры создала природа на всем пути Енисея!

Кажется, единственная в мире река течет почти точно по меридиану – и это тоже Енисей. Какая река  России самая многоводная? Опять же Енисей. Его  сток в три раза больше Волги.  По протяжённости у Енисея тоже мало конкурентов. Он несет свои воды на Север на протяжении более четырех тысяч километров.

 Нам предстоит пройти десятую часть этого пути.

Якорь чист!

съемки.jpg… В 13-00  теплоход «М.Ю. Лермонтов»  выбрал якорь и под  щемящие звуки «Прощание славянки»  отошел  от причала речного вокзала г. Красноярска. Тихо скользит по водной глади, а я не могу поверить своему счастью. Как давно  мечтала  совершить путешествие  по Енисею! 

С тех пор, как увлеклась краеведением, каждое лето начиналось с уточнения расписания пассажирских судов. Но все что-то мешало … Прошлым летом  всей редакцией   побывали-  таки   в Енисейске. Но отправились туда не по водной магистрали, а на автобусе.

Редакция«Сельской жизни» три года подряд участвует в  Межрегиональном форуме средств массовой информации  «Енисей.РФ», который с 2010 года проводится в Красноярском крае ежегодно. В 2011 году  наша газета, благодаря акции «Бей частушкой как из пушки», даже одержала победу в конкурсе медиафорума, стала лауреатом в номинации  «Выйти за рамки».

Каково же было наше изумление, когда мы узнали, что нынче в программе этого мероприятия будет организован грандиозный пресс-тур по Красноярскому краю.

И вот 12 июня у театра оперы и балета собралось шесть команд.  Более 250 человек.  Много знакомых лиц –   съехались журналисты не только со всего  края. В походной экипировке —  коллеги из  Алтайского края, Бурятии, Новосибирска, Иркутска, Кемерово, Екатеринбурга, Москвы («RussiaToday», «РЖД-ТВ»). К нам присоединились  и  съёмочные группы польского телевидения, телекомпании NDR,  фотокорреспондент международного агентства Reuters.

В один  и тот же час вся эта армада, увешанная съемочной аппаратурой, отправилась в путь. На самолётах, поезде, теплоходе, машинах, автобусах — по всем сторонам света —  на север и юг, на восток и запад. Такое  путешествие проходило  впервые в истории  края. Спасибо Ассоциации телевещателей и телепроизводителей «Енисей.ТВ», Союзу журналистов Красноярского края  – это была их инициатива. Но она  вряд ли бы осуществилась, если бы не получила  поддержку губернатора Льва Кузнецова и Правительства края. 

Мне посчастливилось попасть на речной пул. На теплоходе мы  преодолеем путь  в 413 километров до Енисейска. Будет возможность побывать в  Казачинском, Большемуртинском, Пировском и Енисейском районах, Лесосибирске и, конечно же, в  – старинном городе Енисейске, жемчужине нашего края. Но у каждого журналиста –  свой, индивидуальный, путевой лист. У меня все помыслы связаны с краеведением, исходя из этого и выбираю   маршрут.

В составе  нашей творческой бригады   60 человек  — представители Красноярска, 18 городов и районов Красноярского, Алтайского краев, а также немецкой телекомпании NDR и международного агентства Reuters. Все они сейчас на палубах. Не переставая, щелкают затворы фотоаппаратов. Объективы телекамер нацелены  на берега Енисея.

Острова идут чередой

1.jpgС воды Красноярск кажется еще красивей.  Наверное, те, кто впервые в нашем крае,  не успели вдоволь налюбоваться видами его столицы, но теплоход  уже выносит нас за ее черту. Скорость – примерно 23 километра в час. Промышленные пейзажи понемногу уступают место живописной сибирской природе. Через 50 минут мы уже в Песчанке. Ширина реки в среднем около 600 метров, но  местами достигает 2-х километров. Берега здесь невысокие, сложены рыхлыми породами, а также песчаниками и известняками. Река течет в широком русле, разделяемом островами и протоками. Никогда не думала, что на Енисее так много островов. Большие и маленькие, они  идут один за другим,  усложняя и без того извилистый  (река все время меняет направление)  судовой ход.  Не успели пройти  остров Худоноговский, а  впереди уже  появляется  другой  —   более крупный  —  Есаульский. Промелькнула протока Быстрая, слева виднеется село Частоостровское, справа Тартат, а по курсу снова острова – Частоостровской и Холоватов.

Поднимаюсь в рубку теплохода. За штурвалом – второй помощник капитана Андрей Лисин.  По внешнему виду совсем молодой человек, но, оказывается, ходит по Енисею уже 9-ю навигацию. Он заступил на вахту в 14 часов. Перед ним — лоцманская карта Енисея.  Из нее-то и узнаю, что на 53-м километре (расстояние  — по оси основного судового хода от пристани г. Красноярска) начинается  Частоостровской перекат. Судоводителю здесь надо быть внимательней: учитывать действие затяжного течения, устремленного в протоку Быстрая, и  свального течения, направленного влево.

Черные купола

16-00. В пути – ровно три часа. Пролетели, как одна минута. Мы приближаемся к  селу Барабаново… Вся журналистская братия бросается к левому борту. Вдалеке на высоком берегу показался черный  силуэт  церкви.  После техногенных пейзажей увидеть  старинное здание – к тому же прекрасный образец деревянного зодчества  — для многих  моих коллег стало неожиданностью. Храм построен в 1857 году во имя святой мученицы Параскевы. Каким чудом он сохранился? Сколько пожаров, других стихийных бедствий (природных и политических) пронеслось за полтора века над его куполами.  А  церковь стоит!  Но, правду сказать, стоит из последних сил. Из-за протекающей крыши разрушены стены, отломилась одна из глав.  Храм скоро может просто рухнуть. Сколько фильмов и сюжетов (в том числе зарубежных компаний) об этом памятнике снято, сколько паломников и туристов здесь побывало, и поток людей все увеличивается, но реставрация пока только в планах.

До революции в Барабановский приход входило  еще три деревни-Карымская, Шиверская и Додоново.  Последняя  — на противоположном берегу Енисея. 

Додоново звучало на всех языках

Додо.jpgУвлекшись архитектурным памятником,  мы едва не пропустили этот важный пункт. Издалека  видна  паромная переправа, кажется, первая  на нашем пути. Из Барабаново за несколько минут можно  перебраться на правый берег – из Западной в Восточную Сибирь. В ожидании парома  томятся несколько машин. Здесь же небольшой затон, он предназначен для стоянки и ремонта судов ведомственного флота.

Но не этим прославилось Додоново на весь мир.

64 года назад  жители окрестных сел,  рыбаки и пассажиры проходящих мимо судов стали с изумлением наблюдать, как к  причалу ничем не примечательного селения  одна за другой стали приставать огромные груженые баржи.  На коротком 65-километровом  маршруте  Красноярск-Додоново  бешеными темпами  развился  невиданный грузооборот.

20 августа 1949 года  у Додоново  причалил  пароход «Мария Ульянова», на котором прибыла  тысяча человек в военной форме. Никто не знал, что за великая стройка возникла  в непроходимой тайге.  Довольно продолжительное время   ее предназначение удавалось скрывать и  от иностранных разведок. Но  через несколько лет  словосочетание  «додоновский  реактор»  зазвучало на всех языках мира. Кроме русского. Лишь  через десятилетия сибиряки узнали, что в скалах Атамановского кряжа спрятан  подземный комбинат для наработки оружейного плутония – начинки  ядерных боезарядов.

 Судовой ход сужается

Тем временем «М.Ю. Лермонтов» обогнул остров Барабановский  (69-й км)  и  попал на первый сложный участок  нашего пути.  Согласно правилам на предстоящих  15-ти  километрах,  до села Атаманово, пассажирским судам, сухогрузным теплоходам и танкерам, буксируемым и толкаемым составам из груженых барж определенной грузоподъемности, в темное время суток запрещено движение вниз.

Вот он – Средне-Шиверский перекат. Начинается на 73-м километре.  Полтора километра далее —  сплошь каменистые гряды и выходы скального дна. Вдобавок судовой ход   сильно искривлен  каменисто-галечной косой  Потехина. Здесь сооружена струенаправляющая дамба. Скорость течения на перекате достигает 10 километров в час,   ранее на плесовых участках —  4-5.

На перекате одностороннее движение,  расхождение и обгон судов запрещены. Идущие вниз корабли, сделав оборот к острову Барабановский, останавливаются на 69-м километре. Встречные составы бросают якорь и ждут своей очереди на 80-м  километре, у левого берега. Замечаем, что  у плавучих навигационных знаков – красных и белых буев —  установлены длинные шесты. Это  контрольные вехи, дополнительное обозначение опасных мест.

Судовой ход здесь узкий, кругом скальные выступы. В верхней части переката штурман придерживается левой кромки, не допуская раскатки в сторону красных буев. В нижней части  ведет судно  чуть правее, подальше от левобережного скального берега.

«Лермонтов» успешно преодолевает  опасный участок. Никто из пассажиров  и не заметил, что судно шло по опасному участку. Все увлеченно фотографировали живописнейшие берега. Справа и слева острова, слева мелкие, у правого берега более крупный, со странным названием —  Мамаич. Но на него никто не смотрит. Теплоход поворачивает влево. Мы уже знаем, что на мысе  Шиверский кряж скоро покажется скала Барыня.


Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме