Горбач, галтель, калевка, шпунтубель, фальцгобель… Надо же! Кто бы мог подумать, что существует столько разновидностей рубанков! Думается, что приблизительно такие мысли проносятся в голове каждого, кто впервые переступает порог необычного музея, название которого – Музей рубанков — говорит само за себя. Кстати, основатель музея Виталий Ислентьев до сих пор не перестает удивляться каждому новому экземпляру, и это при всем при том, что в его коллекции их уже 1360 штук 25 видов, что собирает он их уже более пяти лет и знает о них, кажется, все. «Двух одинаковых-то и не найдешь, даже если их один мастер делал, — рассказывает Виталий Алексеевич. – И ведь с какой любовью делали…»
А началось все с десятка стареньких рубанков, найденных в отчем доме. К тому времени у Виталия Алексеевича уже было собрано немало интересных старинных вещей, а потому природа коллекционера не позволила и рубанкам остаться без внимания. К тому же они, помнится, были в руках отца, а он, хоть и не был таким уж знатным столяром, а все же многое в доме мастерил сам… В общем, «заболел» с тех пор рубанками Виталий Алексеевич, увлекся. «Как-то все совпало, все сложилось тогда. Я ведь всю жизнь шоферил, столько металла в руках моих перебывало, да и с деревом много связан был, дом вот сам поставил. А тут в одном инструменте все: и дерево, и железо», — улыбается Виталий Алексеевич.
Однако просто заниматься собирательством – это лишь полдела, а довольствоваться половиной – это не для него: к каждому делу подходить обстоятельно, ответственно, шаг за шагом стремясь к совершенству, — черта характера Виталия Алексеевича. А потому каждый из инструментов, что попадал к нему в руки, проходил самый настоящий курс восстановления, а то и реанимации. И только после этого на полке появлялся «новый» старый рубанок, хоть сейчас готовый скользить по доскам, оставляя за собой золотистые кудрявые стружки. «Им просто «повезло», что они у меня оказались», — смеется Виталий Алексеевич. И правда повезло, ведь каждый из рубанков приходилось чистить, мыть, шлифовать, регулировать, точить, полировать, иногда первый слой ржавчины срубая топором, однако действовать при этом бережно, почти ювелирно, чтобы после реставрации сохранились ценные следы прошедших лет. Кстати, иногда во время таких восстановительных работ коллекционера ожидали самые настоящие сюрпризы. Так, например, на одном из инструментов под толстым слоем грязи и ржавчины оказалось клеймо с изображением льва на стреле, прообраза того, что красуется теперь на капотах автомобилей. Это привет от знаменитых братьев Пежо, прославившихся в свое время изготовлением ножей, сельхозинвентаря и прочих полезных вещей. И подобных сюрпризов здесь немало.
Какое-то время Виталий Алексеевич просто жил новым увлечением, не упуская ни одной возможности пополнить свою коллекцию, отправляясь в дальнюю дорогу даже за одним рубанком. Спрашивал, искал, узнавал, покупал, радуясь всякий раз, когда возвращался домой не с пустыми руками. А еще удивлялся тому, какой все-таки народ у нас хороший, душевный, понимающий. До сих пор с теплотой и благодарностью вспоминает посылки, которые получил он из Краснодара: совершенно незнакомая женщина отправила несколько рубанков, а пустоты в ящике заботливо пересыпала грецкими орехами. Так трогательно… Постепенно кроме личного интереса и увлеченности возникло еще и желание сохранить как можно больше старых деревянных рубанков: нагляделся, пока их собирал, как пропадают, исчезают совсем. Мало-помалу коллекция подрастала, на старых стеллажах ей становилось тесно. Но даже тогда он не предполагал, что в какое-то время у рубанков появится собственный дом, где каждый экспонат займет достойное место.
Не думал об этом Виталий Алексеевич и тогда, когда впервые выставил часть своей коллекции на Августовской ярмарке в 2010 году, разместив ее на двух столах. Сказать, что тогда он произвел настоящий фурор, значит, не сказать ничего. Эмоции переполняли не только енисейцев и гостей города, но и его самого: в общении с людьми он даже не заметил, что целый день пролетел как одно мгновение, и лишь дома понял, что с самого утра во рту у него не было и маковой росинки. С тех пор интерес к Виталию Алексеевичу и его коллекции не ослабевал, молва о ней вышла за пределы Енисейска, желающих взглянуть на рубанки собственными глазами становилось все больше, и в какое-то время стало понятно, что назрела необходимость строить музей.
За дело принялись, что называется, всем миром. Кто-то помог пиломатериалом, кто-то фундамент залил, крышу поставил и протянул электричество. Стройка развернулась прямо во дворе дома Виталия Алексеевича: пришлось выбирать между сараем и музеем. Победил, конечно, музей. И пусть не так скоро дело делается, как сказка сказывается, а торжественное открытие Музея рубанков все же состоялось. И уж тут «спасибо» от создателя коллекции прозвучало всем, кто в какой-то мере был причастен к строительству: полномочному представителю губернатора Красноярского края в Приенисейском территориальном округе Юрию Захаринскому, городской администрации и лично главе города Игорю Антипову, заместителям главы администрации Валерию Никольскому и Надежде Черемных, предпринимателям города, Павлу Билибину (ЛДК-1), Андрею Кузьмину («Лесосибирск-Автодор»), Сергею Штерну («Енисейское АТП»), Вячеславу Каминскому («Илимпейская ГЭ»), Наталье Стрижовой (тур. фирма «Полония»). Да и сам Виталий Алексеевич в ответ услышал много добрых слов и пожеланий, одно из которых – не останавливаться на достигнутом. Кстати, многие из экспонатов тоже «внесли свой вклад» в строительство музея.
Тут есть на что посмотреть, чему удивиться, ведь это первая коллекция в мире. Кстати, во время одного из приездов в Енисейск коллекционера посетил и губернатор Красноярского края Лев Кузнецов, правда, тогда музей еще находился в стадии строительства, тем не менее увиденное очень впечатлило главу региона. Три года назад коллекция рубанков Виталия Ислентьева отмечена Золотой звездой книги рекордов России, а в 2013 году внесена в книгу рекордов Гиннеса. Еще задолго до официального открытия Музей рубанков был включен в туристические маршруты как самобытный объект туристского интереса, а это имеет особую экономическую значимость для Енисейска. Именно об этом и сказал глава города Игорь Антипов на церемонии открытия: «Этот музей является примером инициативы жителей города в вопросах возрождения Енисейска, в вопросах того, что мы сами можем сделать во славу города. Работы, конечно, предстоит еще много, но вместе может получиться все».
Работы действительно еще много, например, нужно решить вопрос с подведением тепла в помещение музея. И дело здесь не только в неудобстве его посещения экскурсионными группами в зимнее время, хотя это очень важно. Дело в том, что мерзнут… сами рубанки: образующаяся изморозь на металлических частях инструмента не может не привести к образованию новой коррозии, а, значит, сохранению экспонатов это никак не способствует. А сохранить очень хочется, ведь столько сил уже ко всему этому приложено, да и дело-то нужное: по этим инструментам и впрямь историю изучать можно. Так, например, самый старший рубанок в коллекции датируется 1888 годом, хотя знатоки старины говорили Виталию Алексеевичу, что есть в его коллекции экземпляры и постарше…
Об этом и многом другом коллекционер с удовольствием рассказывает посетителям музея, у которых к тому же появляется возможность самим на несколько минут стать мастерами, опробовав на специальных заготовках работу рубанков с самыми различными профилями: цинубель, зинзубель, шмыга, багетник, штаб… Надо же, сколько все-таки их, рубанков, на свете бывает!
Фото автора