Мы едем в леса, входящие в аренду ИП В.Е. Горбачева. Путь туда тянется мимо Усть-Данилков, через Степанов ручей, крытый хлипким деревянным настилом, через загаченные проточки и бочажки.
Путь не близкий, летом для многотонных перевозок малопригодный. И в апрельские дни подсильный лишь мощным «Уралам». Поэтому заготовитель и держит на трассе нечто вроде «неотложки» – ГАЗ-66 и бульдозер. Управляет ими Валерий Егоров. В его обязанностях расчистка дорог, буксировка, разгрузка и исправление возов. А в хлеборобную пору он на полях. В зимний же сезон живет в Данилках, нередко, по экстренности, обитает в вахтовке. Поэтому она с печкой, лежанками и матрасами. Тогда компанию ему составляет Владимир Гордеев. Владимир – из тасеевских, тоже среднего возраста – отвечающий за все, что на дороге и на лесоразработке. Между прочим, человек не унывающий, шубутной.
– Я на Евгеньича не обижаюсь: если журит, все по делу. А так… без него, наверное, пропал бы. Всегда поможет, выручит тем, что у самого есть. Да и не меня одного, – утвердительно и похвально кивает он головой, крепко удерживая «баранку» на выбитых колеях и ямах.
Бригада, что уже дорабатывала деляну, встретила «за все ответственного» вопросительно – нашел новую? – на что он, проголодавшийся со вчерашней «заварушки» – вывозки двигателя на прицепленной телеге, закончившейся ночевкой в машине – последовал в балок (к жареной картошке). Ребята – следом, я – за ними. За едой осмотрелись, разговорились, скупо поздравили с 55-летием Олега Азарова.
Балок представляет собой домик, вполне пригодный для проживания, только разве что на колесах. Железная печка разделяла на две каморки – по углам каждой теплые лежанки, между ними столики. У входа мойка с раковиной: открыл краник и умывайся; вода тут же стекает по трубе наружу. К жилищу привязана электростанция. Так что зимним вечерком под потрескивание пылающих в буржуйке поленьев можно и почитать, и посмотреть видеофильм. Еще один вагончик – технический и уазик-таблетка для отъезда домой после недельной вахты и заезда на новую.
От места обитания до места рубки – подать рукой, и мы добираемся скорым шагом тающим зимником, по сторонам которого вытягиваются осины, редкие березы и сосны, ели и листвяжки.. С эстакады отходил груженый «Урал». На его место заходил другой под гусеничный погрузчик. По волоку тянет несколько хлыстов трелевочник. Слышно, как работает вальщик. Завелся еще один погрузчик – «китаец» – сгребает баланы в челюсти и везет в штабель, в кучу свозит окомлевки, кроны. Вдалеке на волок выходит Т-4 уже с тремя хлыстами. Настоящая рабочая круговерть. Водитель А. Протопопов ожидает момента, когда можно захлестнуть перекиды над возом.
— Сейчас надо стараться. Не за горами то время, когда ребенок поедет учиться. Представляю, сколь нам с женой будет трудновато.
— Значит, работодатель не ущемляет, дает возможность развернуться, чтобы заработать?
— Конечно. Товарищей с других организаций послушаешь – много меньше нашего получают. Да знаешь, у нас какие мужики? Профи! Миша Павликов, Александры Кошелев и Протопопов, Леонид Межуй…
Да, особенно Межуй. Хотя и на пенсии,– обрывает друга С. Варанкин, депутат райсовета, – их таких в районе двое – он и Толя Галыга…
Что касаемо лесозаготовителей – мужики серьезные, собранные, плечо к плечу в «ИП Горбачева».
– Лучше, чем здесь, нигде не видали.
– Так Евгеньич ваш кубик ценит на пятерку ниже, чем его веселовский коллега.
– Ну и что? Мы этого не ощущаем.
– Что большими объемами выравниваетесь?
– Нет. Мы все лишнее поубирали. Копаем снег, чокеруем, мерим. Готовим и все прочее делаем вчетвером. «Рогач» – он стоит отдельно на погрузке. И то старается помочь.
Работу эту выполняет В. Валюнов.
Прямой заготовкой древесины занимаются четверо: Александр Азаров – на Т-4, Николай Климанов – на валке, Олег Азаров – на раскряжевке и Виктор Гаврин – на колесном погрузчике.
– И сколько выдается за вахту?
– Летом – меньше, а зимой – 200-400 кубометров. Если такой лесок, как на этом участке, – то и больше. Видишь, с каждого хлыстика – 3-4 реза. Листвяк вроде тонкий, но гонкий. Штабельки подросли махом, и вывозка поотстала.
Да, штабеля виднелись ладные, однако В. Гордеев, когда мы отъезжали, уверил:
– В Данилки, пока держит трассу, вывезем. Тут другая загвоздка – деляну сегодня не дорубили. Будем решать.