В век высоких информационных технологий печатное слово кажется чем-то естественным, обычным. Но не будь в нашей стране развита печатная продукция, считали бы мы так?
Информационная образованность и осведомленность общества становятся обыденными, человек каждый день получает массу новых сведений, порой даже не задумываясь об их источнике. «Отцом» Дня печати считается Петр Первый. Именно по его указу 13 января 1703 года вышла первая в стране газета — «Ведомости». Она состояла всего из четырех полос и была выпущена тиражом в тысячу экземпляров. Поначалу вычиткой и редактурой номеров занимался исключительно император. Более 150 лет газету выпускали нерегулярно и, скорее, хаотично, а читать содержащиеся в ней новости могли только избранные. Она даже называлась по-разному: в Москве печатались «Московские ведомости», кроме них существовали еще «Российские» и даже просто «Ведомости». Упорядочить выпуск газеты и организовать для нее подписную кампанию удалось только в 1870 году. После революции дата праздника была «подкорректирована». Журналистов стали чествовать 5 мая, когда читатели увидели первый номер первой советской газеты – «Правда». Сам праздник, соответственно, посвятили не российской, а советской прессе. Историческая справедливость восторжествовала только в 1992 году, когда Дню печати была возвращена старая дата и старое имя.
Какова же роль средств массовой информации в современном мире? Чего ждут читатели от журналистов: информации, развлечений или помощи в формировании общественного мнения? О том, какой должна быть роль СМИ, мы поинтересовались у жителей Курагинского района.
Владимир Дутченко, п. Курагино:
— В современный период развития российского общества успешное решение политических, экономических и социальных задач все больше зависит от действия такого субъективного фактора как социальная активность личности. Важную роль в формировании активности играют средства массовой информации. О возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность. Печатное и устное слово способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду, формируя общественное мнение. Но прежде чем сформировать его, человек должен получить информацию. Поэтому я считаю, что роль СМИ должна быть как информативной, так и формирующей общественное мнение. Но нельзя забывать и о развлекательной роли средств массовой информации, это тоже важная и нужная функция. Поэтому все три направления деятельности должны быть обязательно.
Ирина Бехер, п. Курагино:
— Информирование населения, безусловно, необходимо, но самая главная роль любого средства массовой информации — формировать общественное мнение. Печатное слово — мощная сила воздействия на сознание людей, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека. Большинство людей безоговорочно верят тому, что написано в газетах, и на основании этого делают выводы, принимают решения.
Николай Лихоузов, с. Березовское:
— Печатные издания должны освещать жизнь населения со всех сторон. Сейчас на селе редко кого удержишь, хотя для жителей сельской местности очень многое делается. Но не все об этом знают. Средства массовой информации как раз и должны доносить до людей сведения о новых программах, о новых возможностях, об изменениях в законодательстве. Более полно освещать работу властей всех уровней. Поэтому я считаю, что главная их роль — информативная. Однако СМИ должны не просто выдавать информацию, а заставлять население думать, анализировать, например, почему одно предприятие при наименьших затратах и количестве работников имеет более высокие показатели, и т.д.
Елена Андреева, с. Березовское:
— Сложно выделить главную роль, важны все направления. Но все-таки, наверное, главное, это информирование. Многие люди просто не знают о своих правах, льготах, тех возможностях, что им предоставляет государство, и о тех трудностях, с которыми придется столкнуться, если они решат воспользоваться своими правами и льготами. Но здесь важно не перегибать палку: нужно писать как о проблемах, так и об успехах. Например, о тех же праздничных мероприятиях. Не у всех есть возможность побывать даже на районных праздниках. А возьмешь газету, почитаешь, посмотришь фотографии и уже имеешь представление о том, как прошло то или иное событие.
Юлия Пузанова, п. Курагино:
— Я каждую неделю покупаю местные газеты, потому что мне важно знать, что происходит в родном районе. Интересно, как живут люди в разных населенных пунктах, чем они занимаются, какие у них проблемы и успехи. Поэтому, я считаю, что главная роль печатных изданий — информативная. Но поданная информация, конечно же, формирует общественное мнение. А что касается развлечений, то их можно в избытке найти и на телевидении.
Иван Савельев, п. Большая Ирба:
— В нашей жизни так много «чернухи», которая и с экранов телевизоров льется, и со страниц газет. Информация зачастую преподносится искаженная, поэтому и общественное мнение формируется неправильное. Так что я предпочитаю читать развлекательные материалы и считаю, что главная роль СМИ — отвлечь людей от их повседневных забот и дарить радость.
Как следует из ответов наших земляков, все функции средств массовой информации важны для населения. Но все же в первую очередь от журналистов люди ждут достоверных и своевременных сведений, которые мы и стараемся донести до вас, уважаемые читатели. Как сказал Жарко Петан, словенский писатель и афорист: «О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом — историки, о светлом настоящем — журналисты». Мы продолжим заботиться «о светлом настоящем» со страниц «Тубинских вестей».