Ориентация — Север: Пировский район

Ориентация — Север: Пировский район
Ориентация — Север: Пировский район


В прошлом выпуске газеты мы познакомили вас с Казачинским районом, где на теплоходе побывал наш «Речной пул». Теперь представляем вашему вниманию  Пировский район – территорию, которая покорила своим межнациональным колоритом, радушным  гостеприимством, и тем, что живут здесь «люди от земли» — так охарактеризовала свою поездку в эту местность наша группа журналистов. Но… обо всём по порядку. 

Схожи и в радостях, и в бедах

Районный центр — Пировское – старинное русское село, которое буквально на днях отметило своё 345-летие. А сам район, как и наш, образован в 1924 году. С краткой историей нас познакомил  глава территории Александр Евсеев. Население района — около 8 тысяч человек, что почти вдвое меньше, чем в Новосёловском. Так же, как и у нас, район считается сельскохозяйственным: посевные площади здесь составляют 9 тысяч гектаров (в нашем районе – больше 60 тыс. га.). Но на этой территории сельское хозяйство – на втором месте, главное – лесоперерабатывающие предприятия, которых здесь около пятидесяти: именно там работает основная часть населения. Если говорить о спортивных успехах, то пировцы сильны в футболе: своими победами они известны на региональном уровне. Проблемы —  все те же, что не только в крае, но и по всей России: нехватка мест в садиках, острая потребность в работниках сферы здравоохранения (обеспечение ими чуть больше 65%), плачевное состояние учреждений культуры и дорог. Здесь так же планируют строить физкультурно-оздоровительный комплекс  и  мечтают о полигоне твёрдых бытовых отходов (хотя признают, что это не выход, и «мусорную проблему» решать надо кардинально).

Мечеть возрожденная

Особенность территории Пировского района в том, что здесь проживают представители двадцати национальностей, более 30% населения – татары. «У нас народ хоть межнациональный, но дружный, — говорят сельчане. –  Чем татарское население отличается от русского? Крепкими семьями, национальным колоритом, самобытностью. Их сила — в единстве и в верности традициям».

Здесь ежегодно проводится праздник национальных культур Дуслык (в переводе «дружба»), а местные жители сотрудничают с красноярской татарской национальной автономией «ЯР» и принимают участие в международном конгрессе татар. Мощь этого мусульманского народа, видимо, и в вере. На территории всего района лишь один православный храм – Святотроицкий, а мечетей — пять. Приехав в Сибирь ещё в годы Столыпинской реформы, татары «пустили корни», основали свои сёла, которые сегодня празднуют уже столетние юбилеи.  Одно из старейших этнических   поселений – деревня Долгово. Сейчас здесь всего 54 двора (было 90), 112 жителей, в основном пенсионеры  — о том, что это была большая бригада передового колхоза имени Калинина, говорят только старожилы: молодёжь, как и везде, стремится в город и деревенские улицы всё больше пустеют. Но жизнь на селе есть: жители выращивают зерновые, разводят свиней (для продажи мяса и молодняка населению), живут личными подворьями. Идёт здесь и возрождение. Древнейшая мечеть района, возведённая ещё в 1911 году руками поволжских переселенцев, обрела здесь вторую жизнь. В 30-х годах, в период массовых религиозных гонений, в числе многих прочих она была закрыта, переоборудована в школу, и лишь в середине 90-х она вновь стала религиозным центром.

Лично мне показалось очень важным, что, несмотря на свою многочисленность в населении района, татары не возводят свои традиции, религию в разряд единственно правильных. Они с уважением принимают взгляды тех, кто живёт рядом. «Самобытность при этом сохранять несложно, — считает глава Солоухинского сельсовета (где на территории находится и деревня Долгово) Рафаэль Гинатулов, сам  по национальности татарин. – Это всё переходит от родителей к детям. Любую веру нужно уважать. Но жить без неё нельзя. Самое главное, что даёт вера, – дисциплина». Взаимодействие культур на территории есть: молодые люди создают семьи, роднятся. И детям при этом никакую из религий не навязывают, считают данный вопрос  очень личным: мол, вырастут — сами сделают свой выбор. 

Абыстай

В селе Долгово нам удалось побывать в старейшей мечети и познакомиться с женщиной-имамом или, как её называют здесь, «абыстай»: именно она является наставницей и хранительницей татарских традиций для всех женщин округи (согласно правилам ислама, женщины совершают молитву отдельно от мужчин).
Минсурур Файзуллиной – 76 лет. Милая миниатюрная старушка с натруженными руками, морщинистым лицом и удивительно ясным взглядом. «Я больше двадцати лет работала в сельском доме культуры. Создала и возглавила там свою фольклорную группу. Но ведь все время петь – в рай не попадешь, — с доброй улыбкой объясняет своё решение идти в мечеть. – Я всегда в себе чувствовала религиозность, да и родова у меня такая: мама меня многому научила, а теперь я делюсь знаниями с другими».

Если раньше «абыстай» называли жену муллы, которая учила девочек основам ислама, то теперь так говорят о тех женщинах, которые учат основам мусульманства, чтению Корана, намаза… Минсурур Файзуллина стала такой наставницей в деревне Долгово почти 30 лет назад. И каждый день в пятиразовой молитве вместе со своей общиной они обращаются к Аллаху и от души просят, чтобы все люди на земле были добрые, жили дружно и никогда не воевали. «В жизни ведь что главное? Жить хорошо, быть добросовестным  и душой чистым», — говорит абыстай.

Жизнь у Минсурур очень схожа с судьбой всех детей войны. Отец их многодетного семейства ушёл на фронт в первые годы Великой Отечественной, когда ей было всего пять годиков. И больше не вернулся. Сколько их семья хлебнула лиха, говорить не любит, хотя помнит, как плакала от отчаяния и бессилия, когда сослуживцы отца возвращались домой, а самого его она так и не дождалась. Удивительно, но теперь частичка от него всё же покоится на родной земле, и за это пожилая женщина благодарит высшие силы. В 2011-м, в год 70-летия начала войны, под Нижним Новгородом была найдена братская могила, где сохранился и медальон её отца – его вручили женщине лично в руки. «Перед приездом группы, которая везла медальон, мы готовили кушанья  день и ночь. Было такое чувство, что с отцом встречусь, — вспоминает пожилая женщина. – Жаль только, мама не дожила до этого дня».   

В семье Минсурур – четыре уже взрослых  дочери, внуки, правнучка. «Были у нас и горе, и радости, но именно в них – вся жизнь», — говорит абыстай, и добавляет: «Рай детей – под ногами отца и матери. Если они не обижают родителей, уважают их, чтут и помогают, — дорога им туда будет открыта». 

Ульи под снегом

Натуральный, словно янтарный, мёд, полученный на разнотравье, — гордость пировчан: их район славится пчеловодством. И технология содержания пчёл здесь уникальная: пчёл на зиму не убирают, а, наоборот, ульи присыпают снегом. Результат проверен годами: пчёлкам так живётся только лучше!

Старейший пасечник Пировского района – Ислам Зарипов – прошёл Великую Отечественную войну, немецкий плен, но у него хватило сил вернуться в родной дом. Ещё в 53-м году от колхоза он прошёл курсы пасечников, и вот уже 60 лет вся его жизнь связана с пчёлами. Сегодня ему 91 год, но, видимо, в продукции пчеловодства действительно вся «польза природы» — он сухощав, подвижен, бодр, у него живые карие глаза и хорошее чувство юмора, лишь слух не такой как прежде. Их семья – потомственные пчеловоды: свою любовь к медоносным насекомым отец сумел передать двум своим сыновьям, которые теперь заправляют делами на пасеке. А старший Зарипов продолжает держать пчёлок для души рядом с домом: у него там не меньше двадцати ульев.

Удалось нам  побывать и на основной пасеке семейства Зариповых, что находится в 7 км от их деревни Солоуха. Оказалось, доехать туда не так просто. Мы почувствовали себя участниками джип-спринта, когда по грязевым непросыхающим дорогам, по буграм и оврагам добирались туда на внедорожнике. Для сына Ислама – Ханифа Зарипова – такая поездка вполне обычна: сюда он ездит минимум раз в день. Пасека встретила нас лаем охотничьих собак, которых здесь немало. «А иначе никак, — объяснил нам Ханиф Исламович. – Медведей здесь бродит множество! И до мёда они охочи не только в сказках, бывает, разоряют пасеку — без охраны не обойтись».

В пчелином городке Зариповых сегодня не меньше 60 пчелосемей. Рядом — посевные площади и выпаса для коней (кстати, пасутся они вольно и бегут к хозяину, едва заслышат его голос!). Здесь же – лесная избушка, где живут помощники (а это дополнительные рабочие места!).

 Вот уже больше 30 лет пчеловоды Пировского района используют уникальный метод содержания пчёл «в чехлах». К этой технологии интуитивно пришёл друг семьи Зариповых  Александр Грибченко. Ещё в конце 70-х он приехал из Новосибирска поучиться пасечному делу у Ислама Зарипова, и остался здесь. Теперь из учеников он сам дорос до учителя. Многие пчеловоды края и даже России ездят к нему за советами, пчелиными матками и пчёлами, а его мёд, полученный на разнотравье, славится по всей стране: не раз приезжали за ним и москвичи. 
Сама технология  проста: пчёлосемьи содержатся в двухкорпусном улье, с утеплителем, на зиму – присыпанном снегом. «Пчелу надо кормить, а баловать нельзя. На воле она больше закалённая, — утверждает пчеловод-новатор. – При соответствующем уходе, когда пчела сытая, холода она не боится. Главный стимул для её работы – сам мёд. Он от пчелы неотделим – это единый организм».

Александр Кузьмич Грибченко заинтересован в сотрудничестве с жителями Новосёловского района, с местными предпринимателями и готов реализовывать мёд и продукцию пчеловодства нашему населению (номер телефона пчеловода можно узнать в редакции «Грани»). 

 «Мёд – очень хороший источник энергии, и всей его пользы не перечесть. Но и сами пчёлы – искорки Божьи, — в конце встречи добавил пчеловод. – Недаром в православных храмах свечи – чисто восковые».

«Времени в сутках не хватает»

«В Пировском районе немало ветеранских подворий», – сказали нам в конце путешествия по этой удивительной территории. Пропустить ни одно из них было невозможно.

Мезлюме Тимербулатовой 76 лет. Застали мы её за пастьбой желтокрылых гусят. Пожилая женщина заканчивала вязание носочков для внуков (к слову, пряжу  она изготавливает сама).

Удивило многое: у неё в хозяйстве две дойных коровы, три телёнка, около 20 баранов, больше 50 гусят и цыплят. У Мезлюме  50 соток земли, где расположены сад и огород. Со всем этим женщина справляется одна(!), ухаживая при этом за братом-инвалидом. «Дети выросли, разъехались, но в трудных работах – посадить или выкопать картошку — помогать приезжают. Они не могут быть рядом ежедневно, у каждого своя жизнь, но я их поддержку чувствую, — рассказывает она. – Без работы себя не мыслю, даже не понимаю, как можно просто так стоять или сидеть у телевизора. В сутках мне времени не хватает для всего, что хочу сделать. Движение и вправду — жизнь».

Эта жизнелюбивая женщина с весны до осени пропадает в лесу: находит саженцы для своего сада, ищет лечебные травы. Ягоды – малину, чернику, землянику – может собирать там часами. В свои почти 80 лет она не пьёт никаких таблеток: «Зачем? – искренне недоумевает она. – Если простудилась, чай  с малиновым и берёзовым листами попью, у кого рак – чистотел поможет».

В Пировский район из Чувашии их семья переехала больше сорока лет назад. В бережно хранимой шкатулке – книжка «Ветеран труда», знак «Материнская Слава II степени», медаль Материнства. У Мезлюме  8 детей, 9 внуков, правнуки… Троих своих детей она пережила, и отчасти именно поэтому считает, что в работе — её спасение: от дурных мыслей, отчаяния и безысходности… 


Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

6 декабря 2024
В Красноярском крае впервые проведут дистанционное электронное голосование
В работе XIII Съезда Совета муниципальных образований Красноярского края председатель региональной ЦИК Тарас Яскевич рассказал об обеспечении избирательных прав граждан
21 ноября 2024
На увеличение зарплаты бюджетников в Красноярском крае предусмотрено около 27 млрд рублей
Сегодня в Законодательном собрании края прошло второе заседание VIII сессии. Парламентарии в первом чтении приняли главный финансовый документ края на
15 ноября 2024
На развитие здравоохранения в Красноярском крае выделят 75,4 миллиарда рублей
Депутаты комитета по охране здоровья и социальной политике Законодательного собрания края рассмотрели параметры регионального бюджета на следующий год и плановый