Красивые вазоны, заполненные цветами, скульптуры оленей, установленные в одном из скверов поселка Березовка, уже давно приятно радуют глаз березовцев. При этом невольно возникает вопрос, откуда взялась такая красота? Кто ее автор? Позвольте представить – Виталий Ян-Вин-Тин, мастер на все руки, формовщик – то есть человек, который способен из любой скульптуры сделать форму и отлить по ней точные копии.
Друзья Виталия довольно часто говорят, что своими художественными талантами он обязан своему деду, который был родом из Поднебесной – Китая, и тоже был мастером на все руки.
В Красноярск дедушка Виталия перебрался сразу после революции. Здесь и пустил корни. Женился на русской. Родили пятеро детей. Всю свою жизнь дедушка работал не покладая рук, придумывая, как лучше прокормить семью: содержал небольшую таверну, выращивал овощи и зелень на продажу, которые возил на свое тележке через коммунальный мост на Центральный рынок. Без дела никогда не сидел.
Шло время, дети выросли, завели уже семьи, в одной из которых и родился Виталий. От деда – китайца ему досталась звучная, необычная для русского слуха фамилия «Ян-Вин-Тин», художественные таланты и тяга ко всему прекрасному. Именно она и определила жизненный путь мастера.
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
— В школе я учился плохо, — честно признается Виталий. – Мне было скучно. Хотелось сразу пойти работать, что-то делать руками. Почти сразу после учебы я уехал из Нарвы. Где тогда жил с родителями, в нефте-газоразведочную экспедицию на Север. Пробыл там почти восемь лет. На Севере у меня был друг, родом из Киева. Он занимался изготовлением копилок. Отливал их из гипса. Ну, и меня научил. Мы даже смогли небольшой кооператив открыть по их продаже. Однако грянула Перестройка, оставаться на Севере больше не было смысла, и я вернулся в Нарву. Времена были тяжелые, поэтому я решил продолжить начатое дело и стал изготавливать копилки и другую сувенирную продукцию уже в Нарве, а затем развозил ее по деревням и городам.
Чуть позже Виталий снова переехал жить в Красноярск. Практически сразу снял в районе Черемушек производственное помещение, где стал производить те сувенирную продукцию, которая на тот момент была максимально востребована на рынке.
— В основном это были водопады из полимеров и искусственные скалы в аквариум, — вспоминает Виталий. – Одновременно с этим я обнаружил, что есть определенный спрос и на скульптуры, но не маленького, а именно большого размера. Такие, чтобы их можно было поставить в фойе офиса или в том же парке. Безусловно, спрос был не велик, но, тем не менее, он был. Поэтому я начал осваивать технологию отлития достаточно крупномасштабных фигур.
К слову, технология работы формовщика – вещь не простая. Сам Виталий сравнивает производственный процесс с попыткой изготовления торта по рецепту. Как ни старайся, но у каждой хозяйки все равно получится что-то свое. Кроме того: одно дело заниматься производством маленького «торта», и совсем другое, когда этот «торт» достигает в высоту два метра, а то и более.
— Здесь по книгам не научишься. Все приходит с опытом. Только сделав кучу ошибок, начинаешь понимать, как и что надо делать.
Сразу стоит сказать, что работает Виталий не один. В тандеме с ним трудится очень талантливый скульптор Андрей Мурзин, выпускник художественного института. Это по его скульптурам делаются формы.
— Андрей очень талантливый скульптор, — рассказывает Виталий, — его скульптуры идут на всю страну. У Андрея всегда получаются очень гармоничные скульптуры.
Помимо скульптора есть еще и компаньон Виталия – Юрий Акулов, который помогает (в том числе и финансово) реализовать многие проекты.
На сегодняшний день скульптуры, отлитые Виталиям, а также малые архитектурные формы, сделанные им же, украшают не только поселок Березовка. Они есть в Роевом Ручье (сейчас, например, на реставрации у Виталия находится из парка развлечений пират), Парке Горького (на День города со стороны набережной были поставлены оленьи волки). В Абакане стоит «Атакующий бык» — точная копия скульптуры Нью-Йоркского быка, Статуя Свободы и многие другие.
— Сейчас мы хотим еще в поселковый сквер шустрого олененка к взрослым оленям добавить, — раскрывает небольшую тайну Виталий, — а то как-то не гармонично получается. В сквер приходят играть ребятишки с родителями, а олени без олененка стоят. Не порядок!
КРАСОТА ДОЛЖНА БЫТЬ ИЗНУТРИ
Помимо работы со всевозможными формами и скульптурами Виталию еще очень нравится заниматься… рассадой.
— Наверное, это у меня от деда, — смеется он, — мне очень нравится, когда вокруг все красивое, зеленое, цветущее. Я даже скульптуры предпочитаю отливать именно для парковой местности. Отсюда, собственно говоря, и идет тематика, — животные. Когда я перебрался в Березовку, то заметил, что здесь очень мало цветов. Собственно говоря, поэтому я и решил попробовать вырастить цветочную рассаду. На удивление получилось! Поэтому в этом году я уже не просто вырастил для поселка пять тысяч корней рассады и сделал сами вазоны, но и сам же их посадил. Обидно только, что из-за палящего солнца, рассаде тяжело прижиться. Я уже и пологи над цветами соорудил. Надеюсь, это поможет.
Тяга к прекрасному нашла отражение не только в работах Виталия, но и в самом его взгляде на жизнь.
— Мне кажется, что красота человека, в первую очередь, должна идти изнутри. И проявляться не только в его отношении с другими людьми, но и, например, в том, как человек благоустраивает территорию, на которой он живет. Причем я имею ввиду не только саму квартиру или внутренний двор, но и общественную территорию. В этом плане мне очень нравится администрация поселка Березовка. Сразу видно, что они, благоустраивая поселок, делают это не для галочки, а с душой. Ведь им самим и их детям здесь жить.
Еще одна немаловажная составляющая духовной красоты человека, по мнению Виталия Ян-Вин-Тин, это наличие сострадание. Причем не только к людям, но и ко всему живому.
— Взять те же общественные клумбы. Хоть они и стоят на улице, но все же украшают вашу жизнь. Многие вазоны установлены прямо под окнами многоквартирных домов, то есть люди могут любоваться цветами каждый день, но почему-то практически ни у кого не возникло желания, видя, что рассада погибает от засухи, выйти из подъезда с бутылкой воды и полить хотя бы стоящую рядом клумбу. Самое страшное, что своим безразличием даже к таким мелочам, мы подаем очень плохой пример равнодушия нашим детям. Они же нас во всем копируют. А потом удивляемся, почему ребенок вырос и стал относиться равнодушно к нам самим.
Однако тяга к прекрасному в березовцев все же не исчезает. Напротив, возрастает от года в год. Видя интересные скульптуры возле дома мастера, люди то и дело заглядывают к Виталию полюбопытствовать, неужели такое можно поставить и в нашем дворе? Особым спросом пользуются малые архитектурные формы – те же вазоны. Многим березовцам тоже хочется, что и около их дома была такая же красота. И это радует. Ведь не зря же говорят, что красота (а точнее – тяга к красоте) спасет мир.