Поклонный придорожный крест установили в прошедшее воскресенье на въезде в поселок Памяти 13 Борцов. Сам крест срубили и вырезали в Шарыпово. Сработан он мастером-резчиком Петром Симаковым. Потом с Божьей помощью при участии добрых людей привезли на место, где решили установить. Подготовили бетонный фундамент и собрались по приглашению сельского батюшки Отца Сергия на праздничную церемонию, чтобы установить и освятить символ православной веры, воплощенное олицетворение победы жизни над смертью, на границе поселения.
Сам крест выпилен из кедрового бревна. Многие знают, что древесина кедра обладает антисептическими свойствами. Поэтому применяется для изготовления фитобочек, придуманных для оздоровления человеческого тела. Для изготовления ульев, чтобы пчелиная семья сохранилась в чистоте. От этого и не только в нашем народе к кедру отношение особенное. В некотором смысле это символ Сибири, олицетворение добра и красоты, коими земля наша щедро наделена. Но в случае с крестом мастером была выбрана именно эта порода дерева не по этим важным для нас причинам. Кроме всего прочего кедр обладает древесиной мягкой и резцу послушной. Для того чтобы подстраховаться от того, что при высыхании готовое изделие может дать трещину, для работы берут комель. Ту часть бревна, что ближе к корню. Ставится крест надолго, на сколько простоит. Поэтому его тщательно пропитывают составами, защищающими от преждевременного старения.
Развернут крест не на Юг или Север, как можно было бы предположить, поскольку в старинной православной традиции, вне всякого сомнения, найдется единое правило на каждый случай. В этом случае правило говорит о том, что придорожный поклонный крест ставится на границе поселения. Соблюдение точности административных границ муниципалитета при этом не требуется. Святым местом становится то, где кончается, так сказать, малая Родина, на свой лад оберегающая православного человека, и начинается дорога в разные пределы Отечества и в другие земли. Лицом поклонный крест устанавливают на дорогу. Спиною – к дому, на поселение.
Само изваяние, олицетворяющее победу жизни над смертью, копирует крест, на котором был распят и после смерти воскрес Иисус Христос. На котором, Господь побеждает смерть. Побеждает дьявола, несущего смерть. По «правилам исполнения наказаний» в доисторические времена было принято писать на кресте имя приговоренного к распятию. «Иисус Назаретский, царь Иудейский», — с тех пор пишут христиане на своих крестах. На Руси традиция устанавливать кресты была положена апостолом Андреем Первозванным. Первые кресты появились на Киевских горах и на Валааме. На это указано в «Повести временных лет». После него, с пришествием христианства на Русь, кресты ставили цари, князья, другие достойные люди.
— Поклонный крест – это икона. Это напоминание о том, что все мы ходим под Богом, — говорит инициатор и главный организатор события Отец Сергий. – Мы смотрим, на него и молимся, чтобы Господь спас и сохранил. Всегда, когда мы смотрим на крест, для нас – это знамя победы. Поэтому, отправляясь в путь, мы крестимся, чтобы Господь благословил нашу дорогу. Что-то делаем, тоже крестимся, чтобы Господь дал нам силы завершить дело. Преодолеть трудности, связанные с необходимостью закончить дело – победить. «Спаси и сохрани» — вырезано на обратной части креста. Чтобы отправляясь в путь, выходя на дорогу, можно было увидеть эти буквы и снова повторить эти слова. На лицевой части можно прочесть «Сын Божий, царь славы». Эти слова тоже понятны. Иисус называл себя Сыном Божьим, говорил, что от себя я ничего не делаю, а делаю только то, что говорит мне Отец. Это подчеркивает полное согласие. Он исполняет волю Отца. И в этом есть любовь. Потому что Иисус приходит на Землю по воле Отца. Исполняя сыновнее послушание.
Далее написано: «копие» и «трость». Это символы страданий, которые Иисус претерпел на кресте. Копьем один из воинов пронзил его в ребро. А трость, на которой была подана губка с уксусом вместо воды, стала последней горечью, которую он испил.
Внизу расположено изображение черепа. Это голова Адама. Христос – это второй Адам. Первый Адам совершил грех в Раю через дерево, съев от него плод. Второй Адам искупает его на древе, побеждая смерть. То есть Адам через дерево приобрел смерть, и смерть вошла в жизнь человека. Второй Адам – Христос, он дает жизнь, опять же через дерево – через крест. И по преданию, Адам был похоронен на Голгофе. Там, где был распят Иисус Христос.
Удивительно, так мало слов, и так много смыслов. Смыслов, много объясняющих и толкующих в самой нашей жизни. Началом своим, образующих фундамент моей системы представлений о мире. После разговора с батюшкой, мне, к примеру, стало понятно, что значит «испить горечь» и почему горечь у нас, в соответствии с оборотом речи, принято пить, а не грызть или глотать. Устойчивое выражение вышло из церковного употребления. Испить горечь – это совсем не то, что мы называем «понести наказание». Это преодолеть трудности во имя победы.
Еще я подумал, что сложно, но нужно знать о себе многое. И пусть поклонными крестами на этом пути познания станут встречи, подобные той, что организовал в воскресенье отец Сергий в поселке Памяти 13 Борцов. Купить газету с гороскопом, конечно, проще. Но это точно тот случай, когда простота хуже воровства.