За разъяснениями обратились к заведующей консультационным пунктом Светлане Александровне ЕРЕМИНОЙ.
Ориентир на личность
– Светлана Александровна, расскажите, пожалуйста, что же это все-таки такое – консультационный пункт?
– Наш консультационный пункт является одной из форм оказания помощи семье в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Мы работаем не только с детьми села Партизанского, но и выезжаем в любой населенный пункт района по мере надобности. Наши цели – это обеспечение доступности дошкольного образования, выравнивание стартовых возможностей детей, не посещающих дошкольные учреждения, при поступлении в школу, обеспечение единства и преемственности семейного и дошкольного воспитания, повышение педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей на дому, в том числе и детей с ограниченными возможностями.
– Каковы принципы, организация и основные формы работы консультативного пункта?
– Принципы нашего центра – личностно-ориентированный подход к работе с детьми и родителями, сотрудничество, открытость системы воспитания. А организация консультативной и психолого-педагогической помощи родителям строится на основе их взаимодействия с педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом и другими специалистами. Консультирование может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно.
– Сколько специалистов задействовано в выездном консультационном пункте?
– Пока мы ездили вчетвером: я, педагог-психолог, врач-невролог и учитель-дефектолог.
– Ездить приходится много? Как вас встречают?
– Наши специалисты смотрели детей в Запасном Имбеже, Стойбе, Иннокентьевке, Вершино-Рыбном и других населенных пунктах. Перед каждой поездкой берем список детей в отделе образования. На основании этих данных определяем, каких детей надо посмотреть, звоним и приглашаем на встречу. Зачастую бывает, что к нам приводят еще и других детей, помимо списка. Бывает, звонят и обижаются: «А почему вы нас не пригласили?» Приходите, пожалуйста, мы никому не откажем.
Прежде всего – рекомендации
– Расскажите о самом процессе работы консультационного пункта?
– Во всех деревнях, куда мы собираемся ехать, нас ждут. Например, в Новопокровке по списку было человек двенадцать. Мы посмотрели восемнадцать. Это очень много. Так нельзя! Очень трудно педагогу-психологу Анне Куркиной. Именно она встречает ребенка и должна его сразу заинтересовать. Чужая обстановка, чужие тетки – ребенок теряется. Особенно если он маленький и домашний.
Сначала с детьми знакомится психолог, а потом в контакт с ребенком вступают другие специалисты. Мама садится и разговаривает с врачом-неврологом Ириной Владимировной Мишуренко, я все записываю. При этом мы внимательно смотрим, что делают специалисты. Если у ребенка есть какие-то нарушения, они обычно с раннего детства. Мы с Ириной Владимировной показываем маме, как ребенок вступает в контакт с нашим специалистом, и предлагаем ей взять это на вооружение. И потом даем нужные рекомендации. При этом мы стараемся, чтобы нас поняли.
– Какая же разница между консультационным центром и психолого-медико-педагогической комиссией?
– Консультативный центр и комиссия – это большая разница. Комиссия состоит из семи человек, в ней председатель, психиатр, врач-невролог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог.
Консультативный пункт – это, прежде всего помощь и рекомендации. Люди приходят к нам без единого документа, за помощью. Мы мамам верим на слово. А на заседании комиссии требуются все документы, касающиеся ребенка. Здесь нужны и детские работы, тетради, характеристики. Если у ребенка есть умственное, интеллектуальное недоразвитие – это комиссия. Если ребенок из мира не всю информацию берет, возникает вопрос: этот недостаток информации в голове от того, что он плохо видит или слышит, или клетка в своем формировании и развитии получила повреждение, поэтому умственные способности, мозг не могут правильно развиваться. Вот сюда мы смотрим: что первично, а что вторично.
Партизанские родители комиссию боятся. Вот пришла мама и вся трясется: мне сказали на комиссию. Чего же вы боитесь? Я с вашим сыном занималась почти полгода и могу сказать, что бояться нечего.
– Есть ли у вас норма – количество детей, которых вы должны принять, или вы принимаете всех?
– Сейчас мы работаем с двенадцатью дошкольниками. Мы принимаем всех, кто приходит. Вы пришли без документов, но хотите получить консультацию по развитию своего ребенка – мы вам окажем эту услугу. Можно просто позвонить по телефону 2-12-76 и вам скажут, когда можно будет прийти с ребенком.
Нелегкая работа
– На основе чего вы строите свою работу?
– Мы смотрим детей, согласно нормам, в которых указано, в каком возрасте и какие действия может делать ребенок. На каждый возраст свои нормативы. По нормам развития детей до трех лет, например, мы смотрим познавательную деятельность, мелкую и крупную моторику. На одном из выездов мы посмотрели годовалого малыша. Он уже переболел три раза. Что мы посоветовали? Закаливание ребенка – и ходить босиком, и проветривать помещение, быть много на воздухе, особенно летом. Занятия по звукоподражанию (киса – мяу, собачка – ав-ав, машинка – би-би).
Вот бабушка привела внучку, мама в городе работает. Девочка все может, что нужно в ее возрасте. Она как бы хочет, но боится. Значит, где-то был контакт, при котором она получила психическую травму и замкнулась. Задача родителей – поднять самооценку ребенку.
Все рекомендации мы даем на каждого ребенка отдельно. Например, девочка 6 лет, в школу собирается. Они с братом все делают молча, значит, им необходимо оречевление деятельности. Девочка не знает цвета. Мы это увидели. Ну что же теперь. Мы не ругаем. У нее нет элементарных математических представлений, то есть нет соотношения числа и цифры. Может сосчитать до двадцати, но не знает, сколько на руках пальцев. Мы рекомендуем маме научить дочь считать до пяти и обратно, хотя к 7 годам ребенок должен считать до двадцати, но обратно хотя бы до десяти.
Если у трехлетнего ребенка предоперационное лечение – в рекомендации вошел обязательный дневной сон или хотя бы, чтобы ребенок просто полежал. Нервная система придет в равновесие, и ваш ребенок сможет больше заниматься.
– Что еще входит в ваши рекомендации?
– Некоторым детям очень полезно пальчиковая гимнастика. Каждой маме объясняем, как нужно работать с ребенком, чтобы он относился к пальчикам как к живым. К школе ребенок должен знать названия всех пальчиков. Вот и говорим утром, держа каждый пальчик: «Здравствуй, здравствуй, указательный. Здравствуй, здравствуй, средний. И так далее». Все это делаем постепенно, ребенок сам начинает делать массаж, в результате которого к коре головного мозга приливает кровь, усиливается питание, ребенок лучше владеет речью, как устной, так и письменной. Три дня позанимаетесь с ребенком, потом он сам будет это делать, вы будете только наблюдать. Но, пожалуйста, это надо делать еще и в первом, и во втором, и в третьем классе. Вы прокладываете дорогу ребенку в интеллектуальное развитие.
Или артикуляционный аппарат: губы, щеки, язык, гортань. Мама жалела свою фигуру – ребенка не кормила грудью, или молоко пропало, или еще что-то случилось. Но получается, что дырка всегда больше в соске – она насыщает, но не дает достаточного развития артикуляционного аппарата. Мама тогда не подумала, какой вред она принесет ребенку. В результате у него вялая, невнятная речь.
Гимнастику пальчиковую, артикуляционную и режим дня мы советуем каждому второму ребенку.
Отзывы замечательные
– Как вы находите общий язык с детьми?
– Расскажу на простом примере. В Имбеже заходит мама. За юбку держится мальчик три года четыре месяца, на руках ребенок – один год и восемь месяцев. Мальчик постарше орет, что есть силы: «Домой! Домой!». Истерика у него. Наши специалисты перед ним и так и этак… Пускаем в дело «тяжелую артиллерию». Издалека, чтобы ребенок не напугался, пускаем заводную игрушку – собачку. «Ой, а посмотри, кто это». Плач прекратился, и ребенок уже сам интересуется, а кто это. «А где у собачки глазки, а где ушки, а где ротик». Мы поняли, что ребенок знает части тела.
– Какие отзывы вы получаете за свою помощь?
– В работе наших специалистов отслеживается профессионализм и грамотность, поэтому большей частью мы получаем замечательные отзывы. В Запасном Имбеже нас благодарили и учители, и родители. Очень понравилась наша организация процесса консультирования, располагающая к игре и общению обстановка в Стойбе и в других населенных пунктах. Многие родители считают, что работа консультационного пункта с выездом в населенные пункты очень нужна, очень полезна, и ее необходимо продолжать.
– Светлана Александровна, что вы можете сказать в заключение нашей беседы родителям?
– Еще раз повторю – наш консультационный пункт является одной из форм оказания помощи семье в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Не бойтесь, приходите к нам, и вы получите все необходимые рекомендации для вашего ребенка.