Орджоникидзе ранее называлось деревней Потоскуй, относилась она к Зайцевскому сельсовету, в который входили поселки Старый Бык, Верхотурово и другие. О том, когда название сменилось, помнят только архивы.
Название Потоскуй перекликается с названиями деревень, которые были расположены рядом – Погорюй, Кукуй – их дали ссыльные каторжане, те, которые жили в далеком таежном «медвежьем» углу и тосковали по «большой» земле.
Сразу после войны в основном здесь были вербованные на химзаготовки (добывали живицу) и лесозаготовки. Тогда же начали работать леспромхозы. Рабочих забрасывали на деляны, где условия работы и жизни тоже были тяжелые.
Но жизнь стремительно меняется даже в таком глухом уголке нашего района. Пришла сотовая связь, налажено транспортное пассажирское сообщение, в магазинах большой выбор товаров.
По-прежнему работают леспромхозы, не такие крупные, как 20 лет назад, но упадок в лесозаготовительной отрасли повсеместный.
В 1965 году началось интенсивное строительство поселка. Как вспоминает глава сельсовета Павел Иосифович Ясюкевич, на краю поселка есть кладбище, где «кулацкий хутор», там похоронены даже дети, которые были эвакуированы из блокадного Ленинграда во время войны.
А жить более-менее хорошо стали только в последние годы. Люди стараются отремонтировать старые дома современными материалами, чтобы они постояли подольше, ведь это – родной поселок для детей и внуков и хочется, чтобы на родине жилось лучше.
Более десяти лет назад началось и духовное возрождение поселения. Нашли дом под храм посередине поселка. Постепенно он обустраивается, будут сделаны купол и колокольня, доделают фундамент, потолок, здание обошьют красивым материалом внутри и снаружи. Сейчас здесь работает Михаил Дмитриевич Ардашкин, он приехал из Енисейска. Судьба у него сложилась так, что остался, как говорится, без кола и без двора. Жил в монастыре, там же стал работать. Потом его направили сюда, в Орджоникидзе, и он решил остаться здесь жить.
Работы по завершению ремонта здания начались в мае прошлого года, но на большие церковные праздники службы проводят.
Здесь, в храме, мы встретились с иеромонахом Варахиилом. Родом он из Железногорска, семья, как многие семьи в советское время, была далека от православия. Только бабушка по отцу была верующей, у нее в доме девятилетний мальчик видел иконы. А в 23 года, как он говорит, «произошла встреча, Бог открылся через личность. Но в тот момент я не понял, кто это такой светлый, ведь я – как все – грешник…».
А теперь он, как священник, известен за пределами Енисейска, где служил в мужском монастыре. Батюшка вкратце рассказал, как обустраивался Енисейск, наш самый духовный город в Сибири. Когда-то монах Тимофей основал мужской монастырь, а вокруг него стали селиться люди, так было положено начало возникновения Енисейска.
На вопрос, много ли прихожан посещают храм, он ответил, что хотелось бы, чтобы больше людей заботились о своей душе, почаще приходили на службы. Многие оказывают приходу благотворительную помощь, более всего люди обращаются в храм, когда хотят принять крещение, реже хотят совершить венчание и отпевание, хотя это тоже очень важные вехи в жизни прихожан.
Батюшка поддерживает тесную связь со служителями Мотыгинского и Раздолинского православных приходов. Оказывается, батюшка Аггей (Марушев), который служит сейчас в мотыгинском православном приходе, родился в Орджоникидзе, здесь сейчас живут его сестры. Окончил Орджоникидзевскую школу, после окончания института его направили в Мотыгинский район работать терапевтом. Орджоникидзевцы довольны тем, что их земляк не только хороший врач, но и принял церковный сан.
Когда открывали приход в Орджоникидзе, иконы в храм привез о. Георгий, который возродил приход в Мотыгино и несколько лет служил там, а также открыл новые православные приходы в нескольких поселках района.
Хочется надеяться, что духовное возрождение, открытие православных храмов, и не только в Орджоникидзе, а по всем поселкам района, все-таки будет способствовать изменению самого менталитета наших людей, ведь в глубине души все они – божии дети, добрые, хлебосольные, милосердные.