С 5 ноября вступил в силу новый порядок получения водительских удостоверений, соответствующее постановление подписал глава правительства Дмитрий Медведев. Проще или труднее станет сдавать на права? О деталях нового документа рассказывает начальник регистрационно-экзаменационного отделения ГИБДД МО МВД «Канский» Андрей Гусаров.
— Андрей Владимирович, начнем с главного: нововведения облегчат жизнь сдающим экзамены или усложнят?
— В основном, облегчат и, кроме того, упорядочат процесс оценки уровня подготовки. Так что тем, кто ответственно и добросовестно относился к своему обучению и планирует в ближайшее время сдавать экзамены для получения водительского удостоверения, волноваться не стоит. Но есть моменты, которые направлены на усложнение процесса сдачи экзаменов.
— Тогда перейдем к конкретике. Что нового предлагается?
— Теперь автолюбителям, которые постоянно проживают на территории России, сдавать экзамены можно в любых экзаменационных подразделениях Госавтоинспекции, независимо от регистрации по месту жительства. А те, у кого регистрация временная, привязаны к субъекту и могут быть допущены к экзаменам только на его территории.
Возвращаясь к теме усложнения, стоит отметить новшества для водителей, которые имеют иностранное водительское удостоверение и хотят получить российское: теперь они должны сдать все три этапа экзамена, а не только теорию, как было раньше. Также новое требование для водителей, желающих повысить свою квалификацию путем открытия новой категории «Е», т.е. управление транспортным средством с прицепом: теперь они также должны сдать все три этапа экзамена, а не только практику, как было раньше.
Исключается допуск к экзаменам после самостоятельной подготовки. Допущены будут только те, кто прошел обучение по программам профессиональной подготовки водителей транспортных средств в автошколе.
— А раньше было много тех, кто учился самостоятельно?
— Такая практика существовала, но возможность сдачи экзамена была не на все категории, а только на «А» и «Б». В Канске в год самостоятельно готовились к экзаменам два-три человека, не больше. Теперь все — только в автошколах.
— Между тем, еще в августе были утверждены примерные программы для подготовки водителей, согласно которым все автошколы страны должны были провести некую «перестройку» своей технической и материальной базы и получить от ГИБДД соответствующее заключение. Насколько мне известно, на сегодняшний день лишь 10% (18 из 184) автошкол края получили заключения на соответствие установленным требованиям. У нас в Канске есть такие?
— Из девяти действующих в городе автошкол заключение получили четыре: «Всероссийское общество автомобилистов», автошкола «Движение-авто», ТШ ДОСААФ, ЦППК (остальные еще готовят документы на рассмотрение). Все эти автошколы имеют право начать новый набор групп и проводить обучение по новым программам. Остальные доучивают по старым программам группы, которые были набраны до 11 августа.
— Что должны изменить в своей работе автошколы, чтобы получить заключение?
— Увеличить количество часов обучения, ввести новый предмет «Психологическая подготовка водителей». Закрытые площадки, отводимые под автодромы, должны быть не менее 24 соток. Дополнительно ввести несколько элементов, которые должны отрабатываться на автодромах для приобретения первоначальных навыков вождения, в том числе, пешеходный переход и перекресток. И, наконец, каждая автошкола должна иметь учебный календарный план и учебный график обучения: количество людей, которое может подготовить должным образом с учётом имеющейся базы.
— Моя знакомая хочет купить автомобиль с автоматической коробкой передач. Считает, что на таком проще ездить. Можно ли ей сдавать экзамены на «автомате»? Что говорят на этот счет новые правила?
— Претенденты в водители смогут сдавать экзамены на автомобилях с автоматической коробкой передач, однако в их водительских удостоверениях будет проставлена соответствующая отметка — АТ (автоматическая трансмиссия). Но если вдруг они захотят пересесть на “механику”, то их права будут считаться недействительными. Тем же, кто сдал экзамен на автомобиле с механической коробкой переключения передач, по-прежнему будет предоставлено право управлять автомобилями с любым видом трансмиссии.
— Расскажите о повторных экзаменах. Не секрет, что некоторые «студенты» ходили на пересдачу чуть ли не каждый день.
— Известно, что сдача экзаменов начинается с теории, потом — практическое вождение на закрытой площадке или автодроме и, наконец, вождение в условиях реального движения в городе. Так было, так и остаётся: последовательно от одного этапа к другому. Однако раньше человеку от момента сдачи теории на все остальные этапы давалось три месяца. После неудачной попытки у него было право повторить её через семь суток. То есть, можно было каждые семь дней ходить и сдавать. И если не укладывался в три месяца, то теория «сгорала», и все надо было начинать заново. Сейчас срок сдачи увеличен до шести месяцев. При этом человеку на сдачу экзамена дается три попытки — каждая через семь суток. Если все они окажутся неудачными, то промежуток до следующего экзамена растягивается до 30 суток — чтобы как следует подготовиться. Положительная оценка, полученная на теоретическом экзамене, будет считаться действительной в течение 6 месяцев.
— Изменились требования к экзаменам?
— Да. Отдельно говорится о том, что должно быть в теоретической части, отдельно об элементах, которые необходимо выполнить на площадке: обгон, опережение, перестроение, маневры, регулируемые и нерегулируемые перекрестки, то есть все возможные сложности на дорогах. И отдельно — требования к маршрутам в городе, они должны содержать практически все элементы, которые вызывают сложности. Не допускается использование на экзаменах «праворуких» автомобилей.
Правительство России одобрило законопроект, вводящий штраф за шины не по сезону. Согласно законопроекту, штраф за шины не по сезону будет составлять до 2000 рублей. Запрет на езду без зимних шин — с декабря по февраль, а без летних — с июня по август.