Меню Поиск
USD: 73.20 -0.12
EUR: 85.85-0.02

Путь учителя




Автор: Ольга Судак


8 ноября 1930 года в деревне Верхний Тюхтет в семье переселенцев из Казанской губернии Александра и Евдокии Агеевых родилась дочь Мария. Кроме неё в этой семье воспитывались ещё четверо детей.

С раннего детства отец начал внушать Маше, что лучше всего будет, если она выучится на доктора. Профессия, мол, благородная – помогать людям: «и в жизни всегда пригодится, и уважаемым человеком будешь». Сама Мария сомневалась в этом, ведь где-то в душе она уже давно для себя решила стать учительницей.

В педучилище в городе Ачинске можно было поступить после семи классов общеобразовательной школы. А тут кто-то подсказал, что, мол, теперь, если поступать после восьмого класса, то примут сразу на второй курс. Учитывая это заманчивое условие, Мария осталась учиться в школе и в восьмом классе. После окончания школы как-то ещё не верилось, что ты, вдруг, стал взрослым человеком, и только от тебя самой зависит твоё будущее. Мария покидала отчий дом под твёрдые наставления отца – непременно стать врачом...

Мария Рудковская.JPG… Мы сидим с Марией Александровной за столом перед целой россыпью старинных фотоснимков. Бережно перебирая их, она готова рассказать мне историю о каждом запечатлённом кадре… Вот трогательная Машенька, совсем юная девушка со своими однокурсниками в самом начале учёбы. А вот они всей группой в походе в заповеднике Столбы. Но началась-то студенческая пора совсем непросто.

Мария отправилась в Ачинск поступать в учебное заведение (тогда ещё девушка искренне намеревалась исполнить волю отца)… пешком (!?) Подумать только, дорогу, ведущую к новым познаниям и …к ближайшему городу, находящемуся более чем за 40 километров от Большого Улуя, молодым людям очень часто приходилось преодолевать пешком. Вот и в тот день, вспоминает Мария Александровна, как назло, ни одной подводы, не говоря уже о машинах, в город не следовало. К счастью, девушке повстречались две попутчицы, так же державшие путь в Ачинск, чтобы учиться. По дороге они разговорились, и попутчицы, узнав, что Мария хочет поступать в медицинское училище, стали её отговаривать, одновременно делясь своими предположениями о том, как всё-таки здорово быть учителем! А Мария как будто только этого и ждала: ведь она по-прежнему больше хотела быть учительницей, чем врачом или медсестрой.

В Ачинске она всё же не преминула заглянуть в медучилище, как говорится, больше для успокоения совести.
- Ну, так вот, - рассказывала Мария Александровна, - походила я по училищу, ради интереса заглядывала в кабинеты. И вы представляете, в какую бы дверь я не заглянула, везде первым делом мой взор упирался в скелет. Понимать-то я понимала, что скелеты для медицинского училища – это, прежде всего учебное пособие и без него никак не обойтись. Но с собой ничего поделать не могла: как увижу скелет, так делается мне дурно, аж до тошноты…

Свой выбор


Тут и вспомнились попутчицы Марии, которые уговаривали девушку поступать, так же как и они в педучилище. Мария с лёгким сердцем последовала их примеру. Но так получилось, что из этой троицы только Марии удалось стать студенткой – она блестяще выдержала все экзамены. Поэтому она осталась учиться, а её попутчицам суждено было вернуться домой.

В отчем доме доводилось бывать нечасто. Жить было сложно, но очень интересно. Так всегда происходит, когда человек по-настоящему чем-то увлекается. Вот и Мария, упорно двигаясь к намеченой цели – стать настоящим учителем, даже и не заметила, как пришло время получать диплом. При распределении Марии повезло: её направили в родной Большеулуйский район, учительствовать в деревню Ишимка.

- В тот год, - вспоминает Мария Александровна, - в Ишимскую школу прибыли стразу пять молодых учителей. В стране усиленно боролись с безграмотностью, повсюду открывались семилетки. А знаете, какие в ту пору были классы в Ишимке? По 35 человек! И вообще деревня, которую сегодня часто называют вымирающей, в 50-е годы жила полнокровной жизнью: у всех людей была работа, все занимались делом, а дети ходили в школу.

К слову сказать, у молоденькой учительницы математики в классе были ученики практически сверстники ей самой.

- Некоторые даже влюблялись в меня, - немного смущаясь, вспоминала Мария Александровна.
Учитель – уважаемый в деревне человек. Любой местный житель был рад пустить на постой такого специалиста. Мария Александровна вспоминает, что ей везло на добрых людей. А вскоре она стала депутатом райсовета. Однажды на одном из заседаний Мария спускалась со сцены в клубе, дорогу ей перегородил молодой человек, который, замешкав, игриво задал вопрос:

- Ну, и как Ишимка собирается добираться домой?

- Да на палочке верхом, - поддержала игривый настрой и отшутилась Мария.

Знакомая, вдруг, толкнула Марию в бок и тихо, прямо на ухо прошептала:

- Да ты разве не знаешь, что это сам председатель Островского колхоза?!

Мария знала, что рядом с Ишимкой есть деревня Островное, и что там есть колхоз, а вот с его руководителем лично действительно знакома не была.

- Ну и что с того, - равнодушно сказала она знакомой женщине.

К вечеру ближе отправились к Чулыму, втайне надеясь, что на паромной переправе на том берегу посчастливится присоседиться хоть к какому-то транспортному средству.

И только женщины подошли к реке, как знакомая снова толкнула в бок Марию:

- Смотри, островской-то председатель, похоже, тебя ждёт. Гляди, какой у него жеребец запряжён…

Вот так незамысловато начиналась любовная история Марии с её будущим мужем Ефимом Фёдоровичем Рудковским. (Позднее за заслуги в сельскохозяйственном производстве ему было присвоено звание «Почётный гражданин Большеулуйского района»).


Все к душе



Мария проработала в Ишимской школе несколько лет. И в это время она заочно училась в Ачинском учительском институте, а в дальнейшем окончила и Красноярский педагогический институт по специальности учитель математики.

Вскоре после свадьбы с Ефимом Рудковским Мария перебралась в деревню Островное. Здесь она работала директором школы. В 1959 году чета Рудковских перебралась в Большой Улуй. И первым делом Мария Александровна поспешила устроиться на работу.

- О Большеулуйской школе тех лет, когда я только начинала в её стенах учительствовать, у меня сохранились самые тёплые воспоминания. Педагогический коллектив – умнейшие и интереснейшие люди, хорошо меня приняли, и работать с новыми коллегами мне было весьма комфортно…

Мария Александровна с упоением рассказывала о своей школьной жизни, которая затянулась для неё на долгие-долгие и счастливые годы. Как всё-таки здорово, что когда-то по зову сердца был сделан верный шаг при выборе профессии. На самом деле это очень важно, идти с настроением и желанием каждое утро на работу. В этом Мария Александровна считает себя счастливым человеком. И с нынешним коллективом педагогов она по-прежнему поддерживает тёплые и дружеские отношения, с пониманием относится к нескончаемым реформам в системе образования.

- Что ж, всё, наверное, делается к лучшему, - говорит Мария Александровна.

По-мнению учителя, неправильно сравнивать одно поколение с другим, ища в детях минувших лет больше преимуществ относительно сегодняшней молодёжи.

- Настоящий учитель «подберёт ключик» к каждому ученику, сумеет увлечь его своим предметом…
Конечно же, для Марии Александровны всё это – не пустые слова, а выводы, сделанные ею же самой за годы работы.

Работа по душе, замечательная семья, любящие дети, а теперь и внуки … Оглядываясь назад, с высоты прожитых лет, Мария Александровна утверждает:

- Жизнь удалась!


Комментарии:




Свежий выпуск

Видео



Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!