С миру по нитке

С миру по нитке
С миру по нитке

Ох уж эти коллекционеры! Чего только не увидишь в их собраниях, и на что они только не идут, стараясь пополнить свои коллекции. Кто-то выискивает что-то эксклюзивное в мастерских ремесленников и сувенирных лавках; кто-то, проводя раскопки, переворачивает тонны земли в надежде найти еще одно свидетельство старины. Ну а кому-то ради редкого экземпляра приходится прокатиться на слоне в Таиланде: уж слишком высокие там акации, а именно стручки этих растений и составляют часть такой необычной коллекции.

Послушать подобные увлекательные истории из уст самих собирателей, а также рассмотреть некоторые частные коллекции можно было в Енисейском краеведческом музее на открытии выставки «С миру по нитке». А началась эта встреча со слов советского писателя Ираклия Андроникова, который говорит о коллекционерах как о первой ячейке музея, как о старателях, хранителях и специалистах в избранных ими отраслях собирательства. К слову сказать, именно с частных коллекций начался когда-то более 130 лет назад и енисейский музей. Так что, как сказали здешние сотрудники, коллекционеры – по-настоящему родные для музея люди.

Наверное, среди наших читателей найдутся многие, кто хоть что-нибудь когда-нибудь пробовал собирать, скажем, значки или календарики. Мы, например, ребятишками, старались не пропустить ни одного поступления маленьких календарей в киоск «Союзпечать», что находился на углу у детского стадиона. Покупали, обменивались, пересматривали, особо восторгаясь по поводу стерео, или, как мы тогда их называли, переливающихся, календариков. Именно такие добрые приветы из советского детства, а также значки, без сомнения, знакомые многим взрослым того времени – часть коллекции Ларисы Кудишиной.

А вот предметы другого собрания совсем не характерны для сибирской истории. И неудивительно, ведь каждый экспонат этой коллекции, сформированной на Сахалине, говорит об истории и культуре японской. Когда-то северная часть острова принадлежала японцам, но они селились и на южном побережье, строя свои дома и разводя грушевые и яблоневые сады. Но по итогам Второй мировой войны была начата активная репатриация, то есть выдворение японского населения. Люди покидали свои дома в надежде вернуться сюда вновь, а потому закапывали в садах кое-какую домашнюю утварь. Годы шли, и о старых японских поселениях свидетельствовали разве что расцветающие по весне нежно-розовые сакуры да встречающиеся по берегам небольших речушек остатки фундаментов, порастающие бурной островной растительностью. Вот в таких-то местах, как рассказал Алексей Власов, и была найдена значительная часть его коллекции предметов японского быта, преимущественно, фарфоровой посуды. Раскопками Алексей увлекся, еще учась в школе. Кое-что удавалось найти прямо на берегу Татарского пролива, когда морские шторма, размывая песок, являли очередные свидетельства того времени. К слову сказать, многое из найденного говорило не только о красоте, изяществе и своеобразии предметов японского быта, но и о войне, страшной и жестокой, бушевавшей на острове не один год. Сегодня же на полки музейной витрины попали большие и малые пиалы для блюд и сакэ, вазы, статуэтки и другие уникальные находки коллекционера.

«Моя коллекция декоративных тарелок и лягушек, конечно, не может похвастаться стариной, — говорит следующая участница выставки Елена Сабодашева, — но зато широка ее география». Все началось с зеленой представительницы вида королевских лягушек, купленной на память о посещении Испании. Теперь в своеобразном террариуме уже более двухсот квакушек. Но кроме них на память о каждой путешествии в доме Елены Николаевны появляются еще и тарелки, глядя на которые можно вновь мысленно прогуляться по Брюсселю, Праге, Иерусалиму, Парижу, Абхазии… Вот и друзья теперь в качестве подарков часто привозят новые экземпляры для собраний. «Благо, стен в доме на все хватает», — смеется Елена Николаевна.

Следующие две коллекции тоже вызывают только улыбки и приятные эмоции. В одной из них – кошки, кошечки, коты и котята. Кто-то, выгнув спинку, сладко потягивается ото сна, кто-то намывает мягкой лапкой гостей. А вот эти четверо, что с гжелевой окраской, – сестрички, у каждой из которых свой характер. Впрочем, характеры тут есть у всех, как и рода занятий, и клички, разумеется, тоже, а у кого-то есть даже своеобразные паспорта. Дело все в том, что эта славная коллекция принадлежит самой юной участнице выставки – десятилетней Алене Матлай, которая, к слову, не только собирает этих милых созданий в течение четырех лет, но и играет с ними, оживляя тем самым фарфоровых, стеклянных, металлических и глиняных кошек, кошечек, котов и котят.

А прямо под ними на стеклянной полке витрины разместилась вторая забавная и трогательная коллекция, автором которой является Наталья Почекутова. Интересно, что именно эта полочка вызывает наибольшее удивление и даже недоумение у гостей музея: кто бы мог подумать, что можно коллекционировать… парочки! Да-да, именно парочки, точнее, парные фигурки. «Моя коллекция так и называется – «Ты и я», — рассказывает Наталья Петровна. Их число уже давно превысило двести, и они никогда не бывают одиноки, к тому же всегда оказываются в центре внимания гостей. Кстати, одна кошачья парочка обрела здесь, на выставке, нового хозяина: теперь они будут жить этажом выше, в коллекции Алениных «питомцев».

Нужно сказать, что девочке любовь к коллекционированию прививает Ирина Гилева, ее бабушка, хотя, если честно, язык не поворачивается ее так называть. Она и сама с раннего детства увлечена собиранием необычных предметов. Что-то досталось ей тогда от отца, к примеру, старинный фотоаппарат, собранный его руками, или подборка пластинок с голосами птиц – большая в то время редкость. «А как же горда была я, когда мне, двенадцатилетней девчонке, доверили хранить маленькую ложечку для кагора с изображением церкви, которая досталась отцу от прадеда», — поделилась воспоминаниями Ирина Аполлоновна. Но сегодня зрители могут увидеть другие предметы, свое неравнодушие к которым она и не пытается скрывать. Именно они, поющие и звенящие колокольчики из металла, керамики, стекла и даже дерева появляются в ее доме после очередного путешествия в Тулу или Москву, Павлово-Посад или Тарусу… У каждого колокольчика свой голос, своя песня, да и история, конечно, тоже своя.

Своя история присуща и каждому из нескольких десятков программ и билетов театров России, составивших еще одну коллекцию, представленную Светланой Карасевой. Вот билет в первый ряд на «Лебединое озеро», а этот – на «Летучую мышь». Алла Баянова, Денис Мацуев, Илья Авербух, Аркадий Райкин… В каждой программке – великие имена, в каждом билете – любовь к великому театральному искусству и музыке.

Историями же был богат и рассказ Елены Макуриной. И они касались не только предметов, которые в разное время становились объектами ее коллекционирования, к примеру, сейчас в музее представлена интересной формы чайная упаковка. Но нынешний рассказ Елены Октябриновны был не столько о них, сколько о творческих и увлеченных жителях Енисейска, чьи дома и квартиры, словно небольшие музеи, полны самых необыкновенных предметов. «Приходить к таким людям в гости всегда чрезвычайно приятно и архиинтересно. А поскольку таких людей много, то и подобная выставка частных коллекций – далеко не последняя», — сказала в завершение встречи Елена Октябриновна. И именно на новые встречи с коллекционерами надеются сотрудники Енисейского краеведческого музея, ведь, в конце концов, собиратели – это друзья музея, а разве есть большая радость, чем встреча с добрыми друзьями?

Фото автора


Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме