Смотрю на поезд, и сердце замирает

Смотрю на поезд, и сердце замирает
Смотрю на поезд, и сердце замирает

Железная дорога – это не то место, где работают дилетанты или случайные люди. Железная дорога – это такое дело, которому люди отдают всю свою жизнь. Железная дорога — не просто работа, это нечто гораздо большее…

«То, что буду железнодорожником, я знал с детства. В моем представлении машинисты были не только самые счастливые люди, ведь они могли кататься на поезде сколько душе угодно, но и самые сильные, огромный паровоз послушен их рукам. Завидовал им безумно», — смеясь, говорит Михаил Букатый, заслуженный ветеран, бывший машинист, проработавший всю свою жизнь в локомотивном депо.

Ещё в детстве он был потрясён размерами паровозов (тогда электровозов еще и в помине не было). А когда начал знакомиться с мощной и умной махиной, поразился количеству кнопок, рычагов управления в кабине локомотива. Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают. «Конечно, машинистом я стал не сразу, — рассказывает Михаил Калистратович. – После обучения в ФЗУ в 1950 году меня приняли учеником токаря в паровозное депо, было мне тогда восемнадцать лет. Спустя несколько месяцев стал уже токарем четвертого разряда. Им и работал до самой армии, до 1952 года. Призвали меня в Китай, в войска противовоздушной обороны. Отслужив, вернулся на прежнее место работы токарем. Помню, выйду из цеха на улицу, а в это время состав со станции отправляется, так у меня душа прямо замирала, так мне хотелось самому управлять красавцем-локомотивом. И сейчас сердце мое замирает от волнения, когда вижу мчащийся вдаль поезд. Когда в начале шестидесятых стали вводить в эксплуатацию тепловозы и электровозы, я сразу же, без отрыва от производства (учеба проходила в учебном классе депо), выучился на помощника машиниста электровоза, — продолжает он. — Попав первый раз в кабину электровоза, помню, не мог надивиться обилию всевозможных кнопок и рычагов. Подумал тогда, что, наверно, никогда мне не удастся управлять локомотивом, ведь это так сложно и так ответственно».

В первую свою поездку помощником машиниста электровоза он отправился в 1967 году. А через несколько лет сбылась и детская мечта Михаила Калистратовича — он уже сам встал у контроллера электропоезда. Теперь у него самого появился помощник, которого предстояло учить уму-разуму, знакомить с профессиональными секретами. А они в этой профессии есть, и немало. «Это только на первый взгляд кажется, что работа машиниста – дело нехитрое. Поезд идёт по рельсам, и свернуть ему некуда. На самом деле нужно чувствовать состав, знать, когда вовремя снизить скорость, когда прибавить, как наиболее грамотно пройти поворот, спуск или подъём, уменьшить трение… Свои секреты есть и в том, как нужно управлять электропоездом в жару летом или в холод зимой, ведь температурный режим влияет на состояние рельсов. Немаловажное значение имеет экономия электроэнергии, да и многое другое», — говорит машинист с многолетним стажем Михаил Букатый.

В основном, по словам Михаила Калистратовича, им приходилось ездить до Тайшета, либо до Красноярска. Порой в пути случалось всякое. «Идешь на явку и не знаешь, куда тебя отправят и что в дороге может произойти, — вспоминает он. – Была у меня одна нехорошая поездка, о которой я до сих пор вспоминаю с болью в сердце. Отправился тогда из Тайшета в сторону дома, а у грузового состава, что я вел, тормоза вдруг отказали, каким чудом удалось остановиться перед самым светофором – сам не понял и потом вспомнить не мог, как будто напрочь стерлось все из памяти. Не удалось бы остановиться – врезались бы в поезд, который путейцам, работающим на железнодорожной линии, продукты развозил».

Вспоминая о своей работе, Михаил Букатый добрым словом вспомнил и тех, с кем ему пришлось вместе трудиться на железной дороге: Илью Силантьева, Григория Авсиевича, Александра Загороднева, Ивана Худакова. Начальником локомотивного депо тогда был Борис Клименко. «Работали мы слажено, — говорит Михаил Калистратович. – Были преданы своему делу, понимали, что от каждого из нас, будь то слесарь, машинист, инструктор или начальник, зависит результат работы всего локомотивного депо». За безупречный труд и за активное участие в общественной работе по обеспечению безопасности движения поездов Михаил Букатый много раз был награжден почетными грамотами и благодарственными письмами. 

За те годы, что Михаил Калистратович работал машинистом электровоза, он сам стал наставником молодёжи (сейчас, правда, эти молодые люди либо сами опытные машинисты, либо уже на пенсии). Не будет преувеличением сказать, что через его золотые руки прошли десятки помощников машинистов. О некоторых из своих учеников он вспоминает с особой теплотой. Среди них Виктор Романов, Геннадий Галуза, Валерий Гришиенко. Все они стали настоящими железнодорожниками, профессионалами своего дела. Он, как учитель, по праву гордится своими учениками.

«Если бы повернуть время вспять, и мне бы предложили всё начать сначала, – говорит мой собеседник, — опять пришёл бы на железную дорогу и стал машинистом. В другом деле себя не видел и не вижу».


Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

24 апреля 2024
Депутаты приняли весеннюю корректировку бюджета Красноярска
Сегодня депутаты красноярского горсовета приняли весеннюю корректировку городского бюджета. Так, доходы городской казны вырастут на 1,5 миллиарда рублей и составят
22 апреля 2024
Жительница Красноярского края прописала в своей квартире 42 человека и пойдет под суд
В отношении 37-летней жительницы Дудинки возбуждено уголовное дело по факту фиктивной регистрации граждан по месту пребывания. Нарушение законодательства выявили сотрудники
22 апреля 2024
В Минусинском районе во время пожара погибли три человека
Минувшей ночью в поселке Топольки Минусинского района произошла трагедия: во время пожара в частном доме погибли три человека. Сообщение об