На базе МКОУ «Верхказанская СОШ» прошел межрайонный семинар учителей татарского языка и литературы, педагогов дополнительного образования общеобразовательных организаций, реализующих татарский этнокомпонент. Рассматривались такие темы, как «Направления деятельности школ с татарским этнокомпонентом. Интересный опыт. Имеющиеся проблемы, возможные пути их решения».
Лейтмотивом семинара прозвучало умение дать учащимся глубокие знания и духовное воспитание на основе передовых технологий, прогрессивных взглядов. В работе семинара приняли участие педагоги Большеулуйского, Пировского, Казачинского, Ужурского и, безусловно, нашего района. Отрадно, что смогли приехать все участники, несмотря на то, что дорога была весьма и весьма экстремальной из-за недавней оттепели и свежевыпавшего поутру снега.
Началось мероприятие с ознакомления с работами декоративно-прикладного искусства, созданными руками учащихся школы, а также методической выставкой, представленной образовательным учреждением.
Чувствуется, насколько серьёзно подошли к организации семинара педагоги школы. А как же иначе? Ведь татарский народ всегда отличался гостеприимством и открытостью. Вот и в этот день участников ждали сюрпризы. По завершению торжественной части (а именно после того как участников семинара поприветствовали главный специалист министерства образования и науки Красноярского края Л.И. Черепова, заместитель главы администрации Большемуртинского района по социальным вопросам С.В. Гриц, начальник управления образования администрации района С.Г. Максименко и директор Верхказанской СОШ И.И. Кучева, которые пожелали успешного рабочего дня всем присутствующим), чтобы немного передохнуть с дороги, учащиеся школы вместе с преподавателями вниманию гостей предложили концерт, где звучали песни и стихи на родном татарском языке. А в перерывах между заседаниями гостей потчевали блюдами национальной татарской кухни…
Рабочая программа тоже была насыщенной. В ходе семинара преподаватели общеобразовательных учреждений выступили с докладами, в которых были освещены основные темы встречи. Наш район представляла Н.Ш. Гадельшина, которая рассказала о деятельности школы по сохранению татарской культуры и традиций в с. В-Казанка, историю зарождения села и многое другое.
Доклад получился увлекательным и интересным, поэтому мне бы хотелось, чтобы вы, уважаемые читатели, тоже познакомились с историей и жизнью школы села Верх-Казанка…
«Зарождение татарского села в нашем районе началось в 1911 году, когда более 100 лет назад сюда, в глухомань, пришли первые переселенцы и заложили здесь новую жизнь. Первыми переселенцами были татары, прибывшие из Татарии. Это семьи Муртазиных, Хакимовых, Ахметшиных, Замалдиновых, Рахматуллиных, Тимербаевых, Шамсутдиновых и других. Именно они отвоевывали тогда у вековой тайги земли под посевы зерновых, ставили первые избы и это им нынешнее поколение верхказанцев обязано возможностью жить здесь. Название поселения взято с названия города Казани, ведь все переселенцы были из Татарии, а верхняя — так как селились по течению реки.
В то время не было школы и жителей тайно учил татарской грамоте мулла Хакимов Жянхир. За это его осудили на 2 года.
В годы советской власти в деревне боролись с неграмотностью, по инициативе М. М. Камаева в 1937 году была открыта первая начальная школа. А до этого создавался ликбез и первой учительницей тогда была Шамсия Хуснутдинова.
В 1965 году вступила в эксплуатацию новая 8-летня школа. А здание средней школы было закончено в 1972 году. На данный момент на территории Верх-Казанского сельсовета проживают 700 человек разных национальностей, из них более 50% татар.
Много лет татары живут в соседстве с русскими, чувашами и другими народами, проявляя интерес друг к другу, обмениваясь накопленным многими поколениями опытом, и при этом не утрачивая своего лица, своей оригинальности и национальной самобытности.
Всё течет, всё меняется. Это древнее изречение остается правдивым во все времена. Воспитание подрастающего поколения всегда было противоречивым вопросом, его решение и сейчас остается актуальным. Сегодня воспитательный процесс происходит в новой школе, педагогические ценности которой ориентированы прежде всего на интересы ученика, заботу о его настоящем и будущем. Считаем, что базой воспитания в современной школе должно являться воспитывающее обучение, основанное на духовно-нравственных началах.
Работа по сохранению татарских традиций и культуры в школе направлена на воспитание успешной личности, ориентированной на общечеловеческие и национальные ценности.
Деятельность в школе по сохранению татарской культуры началась с 2006 года под руководством Хабибулиной Римы Хафисовны по образовательной программе «Татар-теле». Программа конкретизирует содержание тем по татарскому фольклору, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендует последовательность изучения тем и разделов данного курса с учетом внутришкольных и межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Программа «Татар теле» для общеобразовательного учреждения актуальна. Население села преимущественно татарское, но наблюдается тенденция в потере национальных традиций языка. Поэтому необходимо изучение с обучающимися татарского языка, традиций, песен, сказок. Для реализации данной образовательной программы потенциал в коллективе учителей есть.
Результатом работы ДО «Татар теле» является то, что учащиеся принимают активное участие в национальных праздниках, читают татарские стихотворения, исполняют песни, танцы, пишут и защищают исследовательские работы на районных и краевых научно-практических конференциях.
Одним из направлений деятельности «Татар-теле» является патриотическое воспитание. Национальным героем для нас стал выпускник нашей школы, погибший при исполнении служебного долга в Чечне Хабибулин Ренат Борисович. Об этом свидетельствует мемориальная доска на здании нашей школы. Его именем названо школьное детское общественное объединение.
В 2009 году на базе школы образовался вокально-хореографический коллектив «Бехет утларе». Коллектив детско-взрослый. В его репертуаре татарские-народные и эстрадные песни, татарские танцы.
Мы постоянно взаимодействуем с сельской библиотекой и Верх-Казанским ДК. Активное участие принимали в реализации грантовых проектов по линии библиотеки: «Гордость моя – моя национальность», «Родной язык матери – и газиз ана телем».
Библиотека нам также предоставляет научную и художественную литературу по изучению татарского языка, культуры и традиций.
Большую поддержку нам оказывает краевая татарская автономия «Яр» во главе с Файзуллиным Вагизом Исмагиловичем. В 2014 году наши ребята смогли отдохнуть в лагере «Буляк» Республики Татарстан. Лагерь всем очень понравился. Ребята увезли с собой массу впечатлений.
Благодаря сайту татарской национально-культурной автономии Красноярского края «Вестник ЯР24», теперь мы можем выставлять наши материалы о прошедших мероприятиях и не только.
В этом году школа совместно с Верх-Казанской сельской администрацией разработали проект на грант губернатора Красноярского края по увековечиванию памяти участников Великой Отечественной войны через установку мемориального комплекса «Обелиск» на территории села Верх-Казанка, где Вагиз Исмагилович также нас поддержал.
Считаем, что нужно стремиться к развитию национальной культуры в школе. Фольклор, национальный эпос, музыка и живопись, художественные промыслы и ремесла, народная философия и мудрость — все это призвано передавать молодому поколению бесценное богатство, накопленное поколениями, — нравственные устои, традиции, духовные ценности. Ведь любовь к Родине, патриотизм формируется именно на базе любви и интереса к истории своей нации, своей малой родины. Только человек, обладающий чувством национального самосознания, способен уважать и ценить историю и культуру других народов».
Стоит отметить, что состоявшийся семинар в крае — это второй семинар, организованный министерством образования края совместно с Татарской РНКА «ЯР», для преподавателей татарского языка, работающих в школах края.
О результатах работы дискусиионных площадок рассказала Т.С. Алексеева, начальник отдела по организационно-педагогической работе управления образования.
— На пленарной части было принято решение о создании межрайонного методического объединения педагогов, — отметила Татьяна Сергеевна, — реализующих татарский этнокомпонент. Были определены перспективные направления сотрудничества школ по вопросу изучения, сохранения языка, традиций и культуры татар в местах их компактного проживания в рамках сетевого взаимодействия.
За успешную работу по организации изучения татарского языка коллектив Елгинской школы Большеулуйского района Региональной автономией «ЯР» был награжден комплектом, включающим татарские караоке-песни, оборудование и программы. Остальным участникам семинара передана печатная продукция, изданная региональной татарской автономией (это брошюры о реформе П. А. Столыпина в Сибири, сценарии проведения народных праздников, фотоальбомы о Сабантуе, праздновании 100-летних юбилеев сел в крае). А завершился семинар посещением мечети в селе Казанка.
Фото Елены Чапало