Светлые незабываемые воспоминания…

Светлые незабываемые воспоминания…
Светлые незабываемые воспоминания…

Моя малая родина – Партизанский район – отмечает в этом году свой 90-летний юбилей. Это — большая историческая веха. Особой страницей истории Партизанского района является строительство на его территории железнодорожной магистрали «Абакан-Тайшет». В своё время её называли «трассой мужества». А тринадцатый съезд ВЛКСМ объявил железнодорожную линию Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.

В 1962 году трасса «Абакан-Тайшет» была воспета Юрием Визбором:

Мы не турки, мы не янки,

Просто каски белые,

По горам идём Саянским

И дорогу делаем.

От Тайшета к Абакану

Не кончаются туманы,

По туманам до Тайшета

Тянем мы дорогу эту.

9 декабря 1965 года железнодорожная магистраль была принята Государственной комиссией в постоянную эксплуатацию. Станции Мана, Хабайдак, Кой, станция им. Лукашевича, им. Кравченко, остановочные пункты Отроги, Вилистая, Манский тоннель, Аргаза, Илей, Конок, Стойба, Калиновка. Вот уже почти 50 лет каждый день стучат поезда, несутся составы вагонов мимо этих станций и полустанков, расположенных на территории нашего района. Но немногие из нас знают, что от станции имени героя гражданской войны Александра Кравченко начинается центральный участок трассы «Абакан-Тайшет», проходящей через Восточный Саян. Эта станция является частичкой знаменитой магистрали. Она встречает и провожает пассажирские поезда и грузовые составы с 1963 года.

Строительство и школа

Я помню, как недалеко от станции им. Кравченко в 1961 году стационарно начали размещаться две воинские части. 15 января 1961 года здесь появились первые палатки, а позже – военный городок. Солдаты и офицеры несли службу в этих частях и строили знаменитую трассу. А к нам, в Вершино – Рыбинскую среднюю школу, в 1962 году стали поступать учиться дети военнослужащих. Я училась тогда в четвёртом классе. В наш класс были зачислены Виктор Виреин, Татьяна Гурина, Анатолий Осипов, Борис Полевой, Валерий Сердюк и другие. Учились они в нашей школе до восьмого класса. И нам, деревенским девчонкам и мальчишкам, было очень интересно с ними общаться. Ведь они ездили со своими родителями по всей нашей необъятной Родине. Много видели интересного и рассказывали об этом нам. Многие жёны офицеров в школе стали работать преподавателями. Как нам тогда повезло! Не каждая школа в те годы имела преподавателя иностранного языка. А у нас преподавался и немецкий язык, и английский. Английский язык преподавала нам Вера Фёдоровна Ломскова. Какая она была модница! Мы любовались её нарядами, и нам очень хотелось всем на неё быть похожими.

Повезло нам и с учителем русского языка и литературы Ниной Александровной Буториной. Учитель «от Бога», она преподавала нам уроки словесности и вела кружок изобразительного искусства. Она очень хорошо рисовала масляными красками. В нашей школе тогда было по три-четыре параллельных класса, более тысячи учащихся. Свободных кабинетов не было, и мы учились в две смены. Поэтому наш кружок располагался в уголке школьной раздевалки, где мы грунтовали маленькие полотна для своих скромных картин. Именно здесь делал свои первые зарисовки наш знаменитый одноклассник Владимир Гирич, известный художник-скульптор Красноярского края, автор памятника нашему земляку Н.Я. Бизюкову, майору, погибшему в Афганистане. Сегодняшние школьники в это не поверят. Как не поверят они и в то, что Нина Александровна читала нам вслух книги, а мы набивались в класс так, что «яблоку негде было упасть», и с замиранием сердца слушали чтение учительницы. Мне казалось, что она работала в школе сутками и домой не уезжала. Носила Нина Александровна зимой огромные серые солдатские валенки, как и положено было жене офицера. А мы её ещё больше за это любили. Мы понимали: не в валенках дело…

Солдаты и офицеры были шефами Вершино-Рыбинской школы. Они принимали участие во всех наших мероприятиях. Здесь впервые мы услышали вокально-инструментальный ансамбль. Музыкальные инструменты, кроме гитары, все были самодельные. Солдаты смастерили их сами! И на них исполняли различные танцевальные мелодии. Старшеклассники танцевали, а мы, ученики 7 класса, слушали музыку под окнами школьного старенького спортивного зала, в котором проводились школьные вечера, так как нам их посещать ещё не разрешалось.

В нашей школе тогда появились и первые грузовые автомобили – ГАЗ-62 и ЗиЛ-164. Их школе подарили строительные организации, которые строили Манский тоннель. Эти автомобили помогали педагогическому коллективу школы осуществлять трудовое воспитание школьников, а местным жителям — вывезти в Красноярск, на рынок, излишки сельскохозяйственной продукции. Школа, благодаря подаренным машинам, стала зарабатывать деньги, и в ней уже в те годы появились первые ростки предпринимательства. На заработанные деньги директор школы А.Г. Мазуренко купил инструменты для духового оркестра, который, благодаря учителю музыки Владимиру Георгиевичу Крусю, гремел не только в нашем районе, но и за его пределами. В основной состав оркестра входили Пётр Габьёв, Людмила Галанина (Андрейчикова), Галина Гирич (Яковлева), братья Денисовы — Сергей и Василий, Александр Лукьяненко, Тамара Макаревич (Козлова), Надежда Офицерова, Николай Селёдкин и другие. Оркестр исполнял не только отдельные номера, но и самостоятельные концертные программы. В репертуаре духового оркестра были различные марши и танцевальные мелодии. Вот так: со строительством железной дороги в нашу школу пришла цивилизация.

Места родные

В 60-е годы двадцатого века деревенька Аргаза была в Партизанском районе местом, где жизнь «била ключом». Потому, что именно здесь строился Манский тоннель длиною 2487 метров. Самый длинный тоннель на трассе «Абакан-Тайшет»! Его строили тоннельный отряд № 2 и специализированная колонна № 98. Этими организациями в деревне было построено несколько магазинов, быстровозводимых сборно-щитовых домов, в которых проживали строители со своими семьями, и клуб, куда молодёжь из соседних деревень стремилась на танцы.

А какой вкусный хлеб пекли в Аргазе! Здесь была своя хлебопекарня. И хлеб продавали не только рабочим, но и всем желающим. И мы, ребятишки, из Вершино-Рыбного ездили сюда за хлебом на дежурной машине, которая возила в Аргазу рабочих. Какая же у хлеба была вкусная хрустящая корочка! Казалось, что ничего в мире нет ароматнее горячего аргазинского хлеба!

Кто из жителей нашего района не знает Западный портал?! Это было излюбленное место, куда все мы хотели попасть, особенно на смотровую площадку. В военном городке были автобусы, на которых учеников из нашей школы возили сюда на экскурсии. Как только автобус заезжал на самую высокую точку портала — сердце замирало! Глянешь вниз и «дух захватывает»: красота! Именно на этом месте написала когда-то свои стихи Зинаида Воронова, жительница пос. Хабайдак:

Родные просторы – Саянские горы,

Блестит изумрудом таёжная даль.

Здесь рек перекаты и сопки-солдаты,

Багульник цветущий – моя глухомань!

Таёжный посёлок, ты очень мне дорог,

Меж скал затерялся в далёкой тайге.

И пусть у людей – суровые лица,

Но сердцем добрей не найдёте нигде!

К сожалению, всё в жизни течёт, всё изменяется. В Аргазе уже проживает лишь несколько семей. И когда я проезжаю мимо, я всегда вспоминаю те далёкие годы, которые оставили в моей душе светлые незабываемые воспоминания.

А в Вершино – Рыбном сегодня живут и здравствуют Степан Маркович Дяков и Владимир Степанович Вишняков, которые служили в том самом военном городке и которые, влюбившись в наших девчонок, так и остались жить в Сибири. Им есть что вспомнить! Ведь они – живые свидетели рождения этой знаменитой трассы.

Жизнь продолжается

В настоящее время в рамках повышения пропускной способности магистрали «Абакан-Тайшет» ведётся строительство параллельных тоннелей, рядом с уже существующими.

5 июля 2013 года на территории нашего района произошло историческое событие – завершилась проходка нового Манского тоннеля (2465 метров), в постоянную эксплуатацию который планируется ввести в 2014 году.

Построен железнодорожный тупик на ст. им. Кравченко для погрузки и отправки каменного угля, добытого с Ивановского месторождения. До 30 тысяч тонн угля в месяц отсюда транспортируется потребителям. С июня месяца 2014 года планируется увеличить отгрузку каменного угля в 1, 5 раза.

В жизни Сибири дорога «Абакан-Тайшет» играет важную роль. По ней перевозят уголь, лес, ходят пассажирские поезда. Туристам здесь есть, чем полюбоваться: трасса открыла потрясающий по красоте мир Восточного Саяна. Приезжайте, любуйтесь нашей красавицей Маной и бескрайними просторами тайги!


Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме