На севере по течению реки Енисей находится село Подтёсово. Туда в огороженный двумя островами и дамбами затон на ремонт и для зимовки причаливают большие и маленькие корабли. А на берегу стоит Подтёсовская ремонтно-эксплуатационная база флота (далее РЭБ).
«Подтесал Енисей берега»
Добраться до села Подтесово можно только на пароме. Или, конечно же, на теплоходе. Причал встречает нас, участников пресс-тура «Енисей РФ», голубой россыпью незабудок. Село Подтёсово – речной район. Здесь живут и трудятся речники.
Сами жители с упоением рассказывают о том, что у их села есть пять версий о том, откуда пришло его название. По одной из них — это всего лишь дань самой первой и распространенной фамилии первых поселенцев. «А может, — говорит кто-то, — прорубали енисейскую тайгу в этих широтах да и оставили везде затесов». Другие вспоминают реки Подо и Тёсо, пробегающие в давние времена. Однако на старых картах таких не нашли. Больше все склоняются к тому, что получило название их село из-за батюшки-Енисея, который своим могучим течением просто стесывал высокие берега.
С рекой-кормилицей здешние жители связывают все. Званых гостей встречают огромными запеченными лещами, выловленными в этих водах трудолюбивыми жителями. Сейчас в селе проживает 4 700 жителей. Большинство из них, а именно около 1200 человек, работают на заводе по ремонту судов. Подтесовская РЭБ — главная достопримечательность села. Побывать внутри нее – это уникальная возможность, ведь просто так туда посторонним не попасть. Образовалась она еще в 1936 году как пункт безопасной зимовки судов с ремонтными мастерскими главного управления Северного морского пути. Приказ об ее образовании подписал легендарный Отто Юльевич Шмидт. Позже на месте мастерских был построен Подтёсовский судоремонтный завод. В 1981 году его переименовали в Подтёсовскую РЭБ флота Енисейского пароходства. И сейчас это — крупнейший речной судоремонтный центр на Енисее и в Сибири. Он обслуживает более 350 судов различного назначения, в том числе свыше 130 самоходных судов.
Бутовая дамба
Завод находится на берегу возле затона. Он окружён Малым и Большим Кекурскими островами, отделяющими затон от Енисея. Возле затона построены две дамбы. Строительство первой капитальной дамбы началось еще в 1944 году. И закончилось только через пять лет. Тогда использовалась рабочая сила заключенных. Среди них были и финны, и прибалты, и немцы. Им приходилось строить дамбу фактически вручную. Грунт брали на правом берегу и на острове. Изначально движение на дамбе было односторонним. Машина проезжала в одну сторону, землю различными приспособлениями загребали в кузов. Машина выезжала на дамбу, грунт высыпала и, не разворачиваясь, ехала на коренной правый берег и набирала землю там, в выкопанных ярусами траншеях. И все повторялось.
С так называемого «Каменешника» — горного острова, который расположен в тридцати километрах ниже по течению — привозили гранит. Сначала считалось, что дамба была выложена бутовым камнем. А оказалось, что так в народе прозвали именно гранит. И не так давно стало известно, что она не целиком каменная. На самом деле дамба — огромный земляной вал, обложенный камнями.
В длину она протянулась на 1662 метра. Высота ее 20 с лишним метров. Ширина у основания — 80 метров. Когда комиссия принимала дамбу, то подплывала к ней на катере. В то время там была огромная глубина. Сейчас к ней можно и пешком подойти — очень мелко. Для флота эта часть затона не имеет значения. Ее не углубляют. Сейчас дамба поросла травой. Но, несмотря на запущенность дамбы, какое бы ни было в этих краях наводнение — она любое сдерживает.
В ожидании гудка
Глубоководная протока между правым берегом Енисея и островами Большой и Малый Кекурский позволяет Енисейскому пароходству отстаивать крупнотоннажный флот, размещать суда с большой осадкой. В затоне может разместиться на зиму весь енисейский флот. Поэтому этот затон считается уникальным. Его протяженность — почти два с половиной километра. В нем стоячая вода, нет течения. И ледоход проходит мимо, его сдерживает дамба. Суда спокойно находятся на отстое. Стоят они и летом, если нет работы.
То, как встают суда в затоне, некоторые называют прямо-таки искусством. По схеме все они выстраиваются в определенной последовательности, чтобы всем хватило места. С высоты это напоминает игру в «Тетрис». Хаотичность здесь непозволительна.
Есть у завода и другие, скажем так, традиции. Ежедневно в одно и то же время все село слышит четыре заводских гудка: в восемь часов — начало рабочего дня, в 12 — обед. В час — с обеда. И последний — окончание работы. По гудкам подтесовцы даже часы сверяют. Как заведено с самого начала работы завода, все рабочие ожидают гудка на проходной. И только когда раздается долгожданный звук, открываются ворота и все в одночасье выходят.
Есть еще и печальная традиция — когда умирает речник, работающий на заводе либо на флоте, то гудок также звучит в день похорон ровно в два часа дня. И в поселке знают, что это время скорби.
Остров ржавого капитана
Когда после обеденного перерыва прозвучал гудок, журналисты, вступив на территорию РЭБ, сразу отправились на берег посмотреть сам затон. «Енисей — река жизни» — такая надпись встречает всех вошедших. За ограждением — словно маленький металлический городок. «Остров ржавого капитана» — вспоминаю я название одной детской сказки, оно здесь очень подходит. Вокруг множество жестяных приспособлений громадных размеров и непонятного предназначения. Над головой — крючки подъемных кранов. Впереди, на суше стоит, похоже, повидавший многое корабль, ржавый до каждого миллиметра. Вот он, тот самый капитан! В его корпусе пробоина, из нее хлещет вода. Этому гиганту уже не суждено отправиться бороздить речную гладь.
На сушу «капитана», как и другие судна, нуждающиеся в ремонте, подняли с помощью гидравлического сооружения «Слип». Его стапельная площадка позволяет вести ремонт одновременно на 20 судах различных типов. Такое судоподъемное сооружение — самое главное для судоремонтного предприятия. Ага, вот и раскрыта очередная тайна. Я всегда задавалась вопросом, как же их все-таки ремонтируют! Не под водой же. Судна во время ремонта вытягивают на сушу. Схема подъема, на первый взгляд, проста. Но только тогда, когда это увидишь своими глазами. Сам завод словно находится на возвышенности, и к воде спускается покатый склон. По нему лежат уходящие далеко под воду многочисленные рельсы. На них стоят сооружения, отдаленно напоминающие санки. Эти здоровенные салазки по рельсам скатываются под воду, а затем возвращаются обратно на сушу. С ними на берег поднимается и нуждающееся в ремонте судно.
Особая заводская романтика
А теперь мы идем смотреть цеха. Их на заводе четыре основных. Пятый вспомогательный — там ремонтируют поломавшиеся в других цехах станки. Один за другим мы проходим пропахшие пылью корпусно-сварочный, механический, технической эксплуатации флота, литейный, деревообрабатывающий цеха. В основном в них занимаются именно ремонтом судов. Но здесь изготавливают и некоторые детали.
Работают станки, уши закладывает свист, и в сторону разлетается «очищенная» металлическая стружка. Ее здесь в избытке. И любой мало-мальски творческий человек увидит в этом что-то необыкновенное. Я сразу подумала про новогодний праздник. Вся стружка завивается спиралями и переливается разными цветами: синими, фиолетовыми, розовыми. Будто бы мишура на елке. Огромные контейнеры с блестящими отходами, сваленными в кучу, притягивают взгляд. У выхода лежит громадный винт. Он похож на звезду на верхушке праздничного дерева. Вокруг все пахнет маслом и металлом.
А вот в деревообрабатывающем цехе стоит потрясающий запах свежих опилок. Здесь куда уютней, светлей. В этом цехе изготавливают различную мебель. В основном, столы, шкафы, кровати, которые потом будут стоять в каютах теплоходов.
Во всех цехах кипит работа. Все двигается, шумит, искрится. Туда и обратно с грузом проезжает кран. Здесь «лечат» очередной корабль. Совсем скоро его «поставят на ноги» и он отправится в новое путешествие по батюшке-Енисею…