«Туруханск православный» — такое название получил грантовый проект Краеведческого музея Туруханского района. В 2012 году он был поддержан в рамках международного конкурса «Православная инициатива» и сейчас музей со своими партнерами по проекту – Туруханским благочинием, Туруханской средней школой №1, Туруханской районной библиотекой и АКМНС «Наша земля» приступил к осуществлению задуманного.
Первая часть проекта – просветительская, направлена на ознакомление школьников с историей православия на туруханской земле. Школьники узнают о Василии Мангазейском, истории Туруханского Свято-Троицкого монастыря, о деятельности православной миссии в Туруханском крае, туруханской литературной традиции. Читатели газеты «Маяк Севера» тоже не останутся в стороне. Сегодня вашему вниманию будет представлена первая статья серии «Туруханск православный», подготовленная участниками грантового проекта — «Сюжеты истории Туруханского Свято-Троицкого монастыря».
За год основания Туруханского Свято-Троицкого монастыря на правом берегу р. Нижняя Тунгуска, невдалеке от ее устья историки условно приняли 1660 год. Мужской монастырь был построен с разрешения царя Алексея Михайловича Романова, отца Петра I и второго царя в династии, а также с благословения архиерея Тобольского, за которым специально ездил иеромонах Тихон в столицу Сибири.
Приняв управление обителью, Тихон, прозванный строителем, перевез в нее редкие книги, жития святых, царские грамоты и памяти, положив начало, как пишут, богатой монастырской библиотеке.
Первую церковь иеромонах Тихон освятил в 1664 году. Но количество братии увеличивалось, и она стала мала, поэтому была сооружена более просторная церковь, Благовещенская, с придельной Троицкой. Но эта вторая по счету церковь сгорела, и на месте погоревшей, в 1728 году, сооружена третья деревянная, во имя Пресвятой Богородицы. Но и эта, по маловместительности была упразднена, а вместо нее в 1743 году заложена четвертая, Свято-Троицкая, деревянная церковь с приделом Благовещения. В 1779 году была заложена пятая по счету, уже каменная одноэтажная церковь. К 1801 году артелью енисейских каменщиков под руководством «каменных дел мастера» Саввы Курдюкова были выстроены объемы главного и придельного храмов. В 1805 -1806 гг. уже сыном Курдюкова – Степаном, достраивались верхние ярусы колокольни. Первоначальные тесовые покрытия церкви в 1810-1818 гг. заменили железными, которые в дальнейшем были выкрашены в зеленый цвет. Внутренняя отделка здания была очень простой, единственным украшением интерьеров служили барочные иконостасы с иконами, приналежащими письму красноярского иконописца Ивана Белозерова. Таким образом работы по сооружению Троицкой церкви с приделом Благовещания от закладки до окончательной отделки велись порядка 80 лет.
Монастырь стал знаменит после 1670 года, когда иеромонах Тихон перевез в него мощи первого сибирского святого – Василия Мангазейского Чудотворца. Почти сразу появились иконы с образом Василия Мангазейского. Молитвами к нему исцелялись больные, устраивались дела, отступали беды. Слава о сибирском чудотворце вышла далеко за пределы Сибири и поклоняться мощам святого приезжали и из-за Урала.
Экономически монастырь стал расти уже с первых лет своего существования. Вначале монахам приходилось очень нелегко, питались они в основном травой и рыбой. Но в дальнейшем, благодаря практической сметке настоятеля, монастырь обзаводится хозяйственными угодьями. Монастырь стал богатеть и расти, скупив земли в Енисейском уезде и организовал там к концу 17 века крупное соляное производство, купив на р. Усолке соляную варницу и 450 десятин земли. Известно, что только в 1696 году монастырь выдал воеводским властям из своих закромов 4,5 тыс. пудов муки и зерна. По ревизии 1762 года за монастырем числится 400 крестьян и 10 деревень. Следовательно, до 1764 года монастырское хозяйство являло собой большое торгово-промышленное предприятие, во владении которого числились: Тунгусская вотчина (101 крестьянин), в Енисейске на Аблацком подворье (11 человек), в д. Борковской (51 человек), в д. Вагиной (25 человек), в д. Мысовой (19 человек), и так вместе с другими деревнями всего – 432 души. Произведенное реализовывалось через торговые лавки в Мангазее и Енисейске.
Первый толчок для упадка монастыря был дан в 1764 году, указом Екатерины II о секуляризации монастырских и церковных земель. Это был удар, от которого Свято–Троицкий монастырь, так же как и другие церкви и монастыри, так и не смог оправиться. Столетие спустя, в 1859 году, видны его весьма неприглядные результаты: «Монахи неоднократно жалуются митрополиту на угрозу голода, пишут, что оклада провизионных денег едва хватает на покупку хлеба, что не хватает денег на обувь, одежду, и что они–де оборвались до крайности. Количество братии уменьшилось более, чем наполовину и желающих вступить в монастырь не находится». Но прихожане вокруг монастыря по прежнему селились, и не только русские, но и коренные жители края, называемые еще и в 20 веке государством инородцами. В 1805 году при монастыре было открыто училище для инородческих детей, за недостатком средств, учителей и детей, просуществовавшее недолго. А монастырь так и оставался бедным, вплоть до своего закрытия в 1923 году. Но Свято-Троицкая церковь монастыря сохранилась до наших дней, хотя и частично разрушенная воинствующими безбожниками после 1930 года. Само восстановление церкви началось с создания в 1991 году православной общины с. Туруханска, открытием монастыря и продолжается по сей день. Хочется надеяться, что ее окончательное восстановление состоится к юбилейным торжествам 7 июня 2018 года, к 90-летию со дня принятия постановления ВЦИК «Об утверждении в Красноярском округе, Сибирского края Туруханского района с центром в с. Туруханск (бывшее с. Монастырское).