Первая волна изменений для педагогов прошла довольно-таки болезненно — они не знали, как к этому относиться и чего ожидать в дальнейшем. Но информационная политика и плавное вхождение в новую систему оплаты труда показали, что всё не так уж страшно.
Конечно, первоначально эти изменения имели соответствующий резонанс среди педагогов, но со временем им дали понять, что российское правительство пытается самым демократичным способом отрегулировать процессы оплаты труда и тем самым разрешить часть проблем, сложившихся в сфере образования. К тому же предложения и пожелания педагогов, профсоюзных комитетов, обсуждаемые повсеместно, в том числе в режиме онлайн, были учтены правительством и внесены в законотворческие документы.
На очередном заседании рабочей группы, которое состоялось 30 мая 2014 года, были подготовлены предложения по совершенствованию системы оплаты труда работников бюджетной сферы Красноярского края. Там были рассмотрены также предложения органов исполнительной власти по совершенствованию и упрощению действующей системы оплаты труда в учреждениях образования. Итогом заседания стало принятое правительством Красноярского края решение о корректировке и повышении заработной платы педагогам с 1 октября 2014 года.
Что изменилось на сей раз и как эти изменения были восприняты педагогами, мы поинтересовались у Светланы ПАЛЕЕВОЙ (слева), заместителя руководителя ЦБО по финансово-экономическим вопросам, и Ирины ДОЙКО, заместителя начальника МОО администрации Берёзовского района.
— Изменения 2014 года были направлены на увеличение доли базовой части заработной платы работников (оклад + компенсационные выплаты + персональные выплаты (категория, стаж и т.д.)) в общем размере до 75 процентов и сохранения доли стимулирующих выплат за качество и результаты труда в размере не менее 25 процентов от общего фонда оплаты труда. По результатам заседания рабочей группы было принято решение: в пределах выделенного фонда оплаты труда увеличить минимальные размеры окладов, ставок заработной платы на 10 процентов при условии сохранения доли стимулирующих выплат (без учёта персональных выплат в размере не менее 25 процентов). Указанное увеличение произошло одновременно с увеличением минимальных размеров оклада, ставок заработной платы на 5 процентов в сроки повышения заработной платы. В том числе были установлены повышающие коэффициенты к окладу и компенсационные выплаты в соответствии к прилагаемому перечню.
Выражаясь доступным языком, теперь зарплата педагога делится на 75 процентов гарантированной части и 25 процентов стимулирующих выплат, в отличие предыдущего соотношения 50 х 50. То есть доля гарантированных персональных выплат стала больше. Средняя зарплата на сегодняшний день составляет: у педработников общеобразовательных школ — 27360 рублей, у воспитателей в детских садах — 24050 рублей, у педработников в учреждениях дополнительного образования — 19800 рублей.
Положительность перемен заключается в том, что основная доля оплаты труда перешла на базовую, то есть гарантированную, и это более правильное решение правительства, по мнению педагогов, чем предыдущее.
Но по-прежнему остаётся актуальным главное пожелание педагогических работников — привести в соответствие уровень зарплаты и почасовой норматив. Ведь не секрет, что им приходится перерабатывать, проводя в дошкольных и школьных учреждениях намного больше времени, чем положено. Многим педагогам приходится трудиться по 25-30 часов в неделю вместо 18. От этого не может не страдать качество образования детей. А ведь наше правительство заинтересовано именно в укреплении качества образования! Да и самим учителям хотелось бы постоянно совершенствоваться и увеличивать эффективность своего труда. Тем не менее, хочется отметить, что благодаря «майским» указам президента многое меняется в сфере образования и приводится в соответствие. Мы надеемся, что правительство будет и дальше работать в этом направлении до тех пор, пока качество образования не достигнет самой высокой планки, а зарплата учителей станет достойной.