На часах шесть утра. На всю округу заливисто поют петухи. В то время как другие сельчане еще спят, трудовой день супругов Ахмедовых из Малиновки давно начался. Людмила Петровна заканчивает утреннюю дойку. Сняв косынку, на минутку присела перевести дух. Эльман Исмаилович тоже в работе — накормил и напоил скотину, выпустил лошадей пастись и готовит трактор ехать в поле.
В последнее время поголовье домашнего скота в подворьях жителей района неуклонно сокращается. И если раньше корова и молодняк в деревнях были чуть ли не в каждом дворе, то сейчас даже в крупных селах их можно по пальцам перечесть. Одни считают, что сегодня продукцию легче и дешевле купить, другие не могут держать скотину из-за плотного рабочего графика.
Супруги Ахмедовы из Малиновки уверены, что хозяйство помогает им не только обеспечивать свежим молоком и мясом свою семью, но и иметь неплохой заработок. На их подворье одних только коров десять! А еще молодняк, лошади, птица. Всю тяжелую работу делают сами. Говорят, за много лет привыкли. Сейчас Ахмедовым управляться стало легче, большую часть забот взяли на себя их первые помощники — сын Интигам с женой Тураной и дочь Джамиля с мужем Мамедом.
— Утром стараюсь не шуметь, чтобы дети подольше поспали, — рассказывает Людмила Петровна. — Только начну доить, глядь, а невестка с ведром рядом садится. Дочь в это время завтрак готовит да с малышами водится. Сын с зятем отцу помогают. Говорю им: «Вы бы хоть один день отдохнули». А они в ответ: «Как так, когда вы сами уже с рассвета трудитесь». Такие они у нас, без дела ни минуты не могут усидеть.
Семью Ахмедовых в Малиновке знают и уважают. Эльман Исмаилович приехал в Сибирь из солнечного Азербайджана в 80-е годы прошлого века. В Больших Прудах жил брат Исраил, в Малиновке – сестра Шарафат с мужем.
— Остановился у сестры, — говорит Эльман Исмаилович. — Зять Ихтибар Федовси работал управляющим отделения. Сказал: «Оставайся, рабочие руки в хозяйстве всегда нужны». Летом трудился трактористом, зимой — скотником. Здесь познакомился с Людмилой.
— Моей бабушке Эльман в первую встречу понравился, — вступает в разговор Людмила Петровна. — Она мне сразу сказала: «Не пьет, не курит, работы не боится. Хороший хозяин для дома будет, а тебе — крепкая опора». Бабушка права оказалась. Муж — и хозяин, и семьянин отличный.
Сыграли свадьбу. С первых дней семейной жизни молодые обзавелись хозяйством. Как и другие сельчане, держали корову, молодняк, птицу. Родился первенец. Отец выбрал ему красивое, необычное для деревенской глубинки имя Интигам. Через пять лет появилась на свет дочь. Впервые увидев кроху, отец сказал – это моя красавица Джамиля. Жена не стала спорить, имя ей понравилось.
В 90-е годы совхоз «Горский» прекратил свое существование. Некоторые сельчане, в одночасье оставшись без работы, перебрались в город. Ахмедовы решили расширить подворье.
— Большого богатства, конечно, не нажили, но мои родные никогда ни в чем не нуждались, — говорит Эльман Исмаилович. – В доме всегда были молоко, мясо, овощи. Излишки возили продавать в Красноярск. Когда дети подросли, предложили увеличить хозяйство. Как теперь говорят — это наш семейный бизнес. Для кого-то такой труд в тягость, а нам — в удовольствие. Да, устаешь. Порой так, что спину разогнуть не можешь. Но какое удовлетворение испытываешь, когда убираешь осенью выращенные в огороде овощи, гладишь по загривку подросшего за лето бычка или жеребенка.
Я же отметила, с каким уважением относятся друг к другу в семье Ахмедовых. Дети воспитаны в восточных традициях. С малых лет родители привили им любовь к труду и заботу о близких. Впрочем, за тридцать лет в этом доме азербайджанские и русские традиции крепко переплелись. Эльман Исмаилович полюбил суровую сибирскую зиму и русскую баню с березовым веником. Людмила Петровна научилась мастерски готовить национальные кавказские блюда. Правда, шашлык, как и положено, готовят только мужчины. Праздники отмечают и русские, и азербайджанские. Например, в родительский день (Радоницу) всей семьей ходят на кладбище, празднуют и Пасху, и Ураза Байрам. Свадьбы детей гуляли широко. Причем сына женили на родине отца, в Азербайджане, дочь выдали замуж в Красноярске.
— Мне особенно запомнился выкуп, — говорит зять Мамед. – У нас такого в свадебной церемонии нет. Чего мне стоило выкупить прекрасную Джамилю. Гостей было больше двухсот. И обязательно живая музыка. Таковы наши национальные обычаи. Чтобы гости могли поздравить молодых, надо заказать или исполнить песню или танец.
Но, думаю, общая традиция двух народов – труд. И семья Ахмедовых – яркий тому пример.
Несколько лет назад супруги Ахмедовы воспользовались государственной поддержкой и взяли льготный кредит на развитие личного подсобного хозяйства. На эти средства приобрели крупный рогатый скот, технику. Уверены, если не боишься работы, и в деревне можно жить неплохо.
— Тяжело. Но зато видишь отдачу от своего труда, — рассказывает Интигам, обняв супругу и подхватив на руки крошку Пяри. — Уезжать в город и в мыслях нет. Думаю, что там нам будет скучно. Да и родителям наша помощь сейчас нужна, ведь они столько лет ради нас с сестрой старались, работали, не покладая рук. Нынче мы одного картофеля два гектара посадили. Копаем сами, никого не нанимаем. А сколько сена на наше поголовье накосить надо! Отцу одному не справиться.
Уезжать от Ахмедовых не хотелось. Их доброта и трудолюбие восхищали. А от дома веяло огромным теплом.