В третий раз Ачинск принимает у себя кинофорум имени Марины Ладыниной, звезды советского экрана и нашей землячки, направленный на популяризацию фильмов, снятых в лучших традициях современного кинематографа. Форум в очередной раз собрал на сибирской земле прославленных артистов, режиссёров, кинематографистов. Корреспонденту «Причулымского вестника» удалось побывать на творческой встрече с Натальей Бондарчук.
Говорят, что на детях гениев природа отдыхает. Однако в отношении Натальи Сергеевны более пристало использовать другую, не менее популярную поговорку – талантливый человек талантлив во всём. Дочь известных режиссёров и актёров Сергея Бондарчука и Ирины Макаровой, она стала продолжательницей кинодинастии. Даже Всесоюзный государственный институт кинематографии Наталья Сергеевна окончила дважды. Первый раз – изучая актёрское мастерство, второй – получая профессию режиссёра. Кто не помнит её блистательную игру в фильмах «Солярис», «Красное и чёрное», «Звезда пленительного счастья»? Не меньшим успехом пользовались и фильмы, снятые ею в качестве режиссёра. Ко многим из них даже сценарии написаны самой Натальей.
Казалось бы, такой человек должен, ощущая свою звёздность, общаться с нами, простыми жителями глубинки, свысока. Однако всё было с точностью до наоборот. Пришедшие на творческую встречу ощущали себя скорее гостями у старого, доброго друга. Наталья Сергеевна вспоминала прошлое, делилась планами на будущее. На почти двухчасовом мероприятии не было скучно даже самым маленьким детям. Но обо всём по порядку.
Родилась я в такой семье, где постоянно собирались известные творческие люди, – вспоминает Наталья Сергеевна. – Они часто говорили мне: «Ты, конечно, деточка, хочешь стать артисткой?» А я отвечала, что буду пожарным, пограничником. Глядя на экранные образы родителей, хотелось быть героем.
Всё изменилось в корне после тринадцати лет. Наташа Бондарчук «заболела» театром. Уже в этом возрасте она стала выходить на сцену, а после школы без каких-либо проблем поступила во ВГИК. Помог талант, а не знаменитые родители. Конечно, в то время хотелось играть о любви, а приходилось перевоплощаться в немолодую женщину, жену алкоголика. Мечталось сыграть барышню в кринолине, а доставалась роль Коробочки.
– На втором курсе мы ставили классику. Восьмидесятилетнюю полубезумную старуху мне, молодой, красивой девчонке, поручено было играть без грима, – Наталья Сергеевна улыбается, вспоминая, как решала вопрос входа в образ. – Я до самых глаз натянула капор с огромным количеством чёрных рюшечек, также закрыла шею. Получилась такая мордочка. Чтобы скрыть слишком яркие глаза, намазала ресницы зубным порошком. Это был единственный грим, что я себе позволила. Тело обложила подушками, а локти связала сзади так, что ладони на груди не соединялись. И вот такими коротенькими ручками брала кружечку чая, говоря: «Они жа мёртвыя».
За Коробочку она получила тогда «пятёрку». Потом был сыгран потрясающий фрагмент из «Красного и чёрного». На одном из просмотров был сам Андрей Тарковский. Игра Натальи так понравилась ему, что она была утверждена на роль в фильме «Солярис». Актёрская карьера была успешна. О чём ещё можно мечтать?! Но возникла потребность снимать свои фильмы как режиссёр.
– Придя на факультет, я поняла, что детских картин почти не снимают, – говорит Наталья Сергеевна. – «Живая радуга» была моей первой работой для детей. А вот за «Бэмби» мне долго не давали браться. Говорили: «В кино пока снимешь, как собачка ножку в нужном месте поднимет, истратишь половину лимита всей плёнки, а у тебя 110 видов животных да ещё народные артисты. Сними этюд, покажи, как это будет».
Дилогия «Детство и юность Бэмби» стали в своё время сенсацией, призёром и лауреатом многих международных конкурсов и кинофестивалей, а главное – фильм поднял проблему любви к природе, всему живому.
– Все звери были как бы очеловечены. Кроме настоящих животных, роли играли люди. Было занято много ребятишек разного возраста. Например, зайцем был мальчик четырёх лет. И мне так понравилось работать с малышами, что родился театр, в котором наравне со взрослыми играли дети. Многие режиссёры очень боятся работать с четырёх-шестилетними актёрами. А я считаю, что они лучшие.
Тут же она кидает в зал клич: «Кто хочет со мной играть?» На сцену один за другим устремляется пара малышей. И мальчик, и девочка с удовольствием изображали цветы, фыркали в микрофон, будто ёжики, и читали стихи.
– Вот видите, это самый плодотворный возраст. Они просто играют. Те, кто старше, будут стесняться, – утверждает Наталья Сергеевна.
Её слова вскоре подтвердились.
– А кто хочет стать актёром? Идите сюда!
На её зов выбежали сразу с полдюжины мальчишек и девчонок. Но той лёгкости в игре, как у малышей, не было. Они смущались и стеснялись.
– В то время, когда я снимала для детей историю об оленёнке, детское кино уже было в загоне. Теперь же русских фильмов-сказок не снимают совсем. Героями детей стали Гарри Поттер и хоббиты, – говорит Наталья Бондарчук. – И я решила сделать 3D. Сами съёмки завершены, осталось найти деньги на эффекты.
Нам показали трейлер к сказке. «Снежная королева» прочитана на новый лад, в современной трактовке. Действия происходят на российском Cевере, а Кай и Герда – потомки тех самых детей, о которых написал Андерсен. Когда фильм появится на экранах, будет что посмотреть.
В конце встречи Бондарчук пригласила на сцену всех, кто хочет с ней сфотографироваться. Вышло очень много детей, которые были очарованы её талантом, не меньше чем представителей старшего поколения на предыдущем мероприятии форума.
А после творческой встречи все собравшиеся смогли посмотреть фильм «Детство Бэмби», любезно предоставленный Натальей Сергеевной Бондарчук.