Чайковский возвращается на сцену

<p>Красноярцы возродили авторский вариант «Лебединого озера»</p>

Чайковский возвращается на сцену <p>Красноярцы возродили авторский вариант «Лебединого озера»</p>


Красноярский театр оперы и балета знают в России и за рубежом как новаторский. Именно здесь в последние годы происходят мировые премьеры давно известных классических спектаклей в новой, довольно неожиданной режиссерской подаче.

Этот творческий сезон принес еще одну сенсацию – на сцене красноярского театра впервые за много лет поставили оригинальную версию балета «Лебединое озеро». Драма, происходящая на сцене, стала созвучна музыке великого композитора Петра Чайковского.

Возвращение к автору

История трагической любви принца Зигфрида и девушки-лебедя Одетты, пожалуй, самая романтичная и печальная после шекспировской «Ромео и Джульетты». Однако, как оказалось, она не всегда однозначно трактовалась режиссерами.

Первая постановка балета «Лебединое озеро» прошла в Большом театре в 1877 году. Как считают искусствоведы, это было воплощение задумки самого Петра Чайковского. Но спектакль в хореографии Вацлава Рейзингера по оригинальной версии композитора так и остался единственным в истории русского балета. В 1895 году хореографы Мариус Петипа и Лев Иванов совместно с композитором Рикардо Дриго выпустили в Мариинском театре свою версию. Они серьезно изменили партитуру, поменяв порядок номеров и дописав большое количество музыкального материала. Так сказать, поправили Чайковского. Критики признали: постановка получилась более салонная. И, к сожалению, именно эта интерпретация «Лебединого озера» ставится на сценах театров мира в последнее столетие. По-своему интерпретировали этот балет Рудольф Нуреев и Владимир Бурмейстер, Мэттью Борн и Владимир Васильев, Раду Поклитару. Но все за основу брали только Петипа. Об авторской задумке Чайковского практически забыли.

И совершенно напрасно, считает режиссер красноярского балета «Лебединое озеро», главный режиссер Новокузнецкого драматического театра Андрей Черпин. Ведь Петр Ильич задумывал балет как драматическое произведение, отразил в нем свои эстетические взгляды на музыку.

– Вся драматургия спектакля заложена в музыкальной ткани Чайковского, – считает Андрей Черпин. – И когда мы говорим о первой редакции спектакля, прежде всего имеем в виду музыку. Начиная со второй постановки в 1895 году, лебеди интерпретировались как заколдованные девушки, тоскующие по земле. Это не так в самой музыке Чайковского. Композитор считал, что лебеди принадлежат миру счастья, свободы и радости. Все лебединые танцы он написал в мажорной тональности.

Модерн вместо романтизма

Когда была написана музыка к балету «Лебединое озеро», заканчивалась эпоха романтизма. А, как вспоминают современники Петра Чайковского, великий композитор соотносил себя со светлым романтизмом веры и надежды, но еще и – бури и натиска. В нем жила вера в то, что, соприкоснувшись с силами природы, где царят красота, истина, ясность, человек может изменить самого себя и окружающую жизнь. И несмотря на то что Чайковский писал свою музыку, когда романтизм переживал тяжелый кризис, композитор сохранил эти светлые и радостные интонации.

– Лебеди – очень гармоничные существа, живущие в прекрасном мире, а вовсе не заколдованные девушки, находящиеся в плену у злого волшебника и стремящиеся во что бы то ни стало вернуться в земную жизнь. Этот акцент принципиальный, – считает режиссер балета. – Направленность второй редакции Петипа и Иванова можно объяснить тем, что уже наступала эпоха модерна, все представало в мрачном свете, была востребована красота смерти, одиночества и обреченности. Это очень отличается от романтических порывов Петра Ильича Чайковского. И в нашей постановке мы старались обратиться к душе, к смыслу, содержанию, которое было заложено самим композитором. На мой взгляд, Чайковский сумел в этой музыке осмыслить в целом эпоху романтизма во всей ее противоречивости.

БалетГимн свободе

Именно так красноярские постановщики называют свою интерпретацию «Лебединого озера». И все благодаря характеру Одетты – царицы лебедей. Такой задумал ее Петр Чайковский – дочерью сказочной феи и земного царя, принадлежащей миру свободных стихий. Она вольна в своих поступках, потому, полюбив земного человека, понимает обреченность и трагичность этого чувства. Она – символ свободы: свободы поступков, любви и выбора.

Именно такой она и предстанет перед красноярскими зрителями. Впрочем, как обещают постановщики, будут и другие интересные находки, которые, может быть, удивят публику. Партии Одетты и Одилии исполнят разные балерины (как и написано в партитуре Чайковского). А белое адажио – без кордебалета. Потому что не может интимный дуэт Одетты и Принца происходить в присутствии других лебедей. Петр Чайковский в свое время писал: «Если дуэт происходит в окружении лебедей, это то же самое, что заниматься этим на площади». Кроме того, в красноярской постановке появляется новый персонаж – Сова. Это вселенское Зло, колдунья, которая преследует Одетту, желая погубить в ее лице Добро.

– В хореографии художественным руководителем Красноярского государственного театра оперы и балета Сергеем Бобровым использованы элементы пантомимы, которых в современном балете нет, – рассказывает Андрей Черпин. – Красноярское «Лебединое озеро» – это ретро, которое сегодня так востребовано зрителем.

В стиле ретро

Не только постановочные элементы, но и сценография обещает перенести зрителя в XIX век. Воссоздавая первую редакцию балета «Лебединое озеро», постановщики обратились к сценографии спектакля 1877 года. Центральным элементом станет копия картины, которую для первой постановки балета написал художник Карл Вальц. Она будет инсталлирована в сценическое пространство.

По задумке известного австрийского театрального художника, профессора Гаагской академии художеств Хартмута Шоргхофера, который работал над сценографией красноярского спектакля, полотно картины, размером восемь на семь метров, написанное в мастерских театра и оправленное в багетную раму, условно разделит сцену на два мира – земной и сказочный. Огромные зеркала позволят зрителю видеть действие, происходящее за картиной, то есть в сказочном мире озерной феи. Видеопроекция бушующей водной стихии и бьющих в исступлении крыльями лебедей в одной из восьмиметровых башен – отражение внешней борьбы Добра со Злом и внутренней борьбы главных персонажей со своими чувствами – также одна из новаторских идей визуализации, которая помогает создать соответствующий антураж и настроение.

И, наконец, работа всего творческого коллектива театра оперы и балета – необычные костюмы. В них гармонично сплелись винтажный и ультрасовременный стили с историческими мотивами. Здесь и шедевры из бархата и кружева, настоящих птичьих перьев и стразов. Такое впечатление, что рождаются они здесь и сейчас, а не отшиваются по готовым эскизам.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 декабря 2025
Месяцы, опаленные войной: Март 1945-го
В историю России навечно вписаны 48 месяцев 1941–1945 годов, опаленных огнем Великой Отечественной войны. В юбилейный год из номера в номер
Без рубрики
13 декабря 2025
У каждого должна быть своя Вахта Памяти
Ребята из поисковых отрядов понимают важность своей миссии, они возвращают имена пропавшим без вести солдатам Великой Отечественной войны. Отыскивая останки
Без рубрики
12 декабря 2025
Красноярск станет красивей и уютней
В уходящем 2025 году в Красноярске активно продолжались работы в рамках программы комплексного развития территории (КРТ). Благодаря этому механизму в городе
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности