Гений и злодейство. Совместимы

В Красноярске состоялась премьера – при пустом зале

Гений и злодейство. Совместимы В Красноярске состоялась премьера – при пустом зале

«Мы просим зрителей прийти на спектакль в джинсах и сменной обуви» – такое приглашение заинтригует кого угодно. После третьего звонка двери зрительного зала распахиваются – и нас ждет абсолютно пустой зал, накрытый белым полотнищем. Оркестр, зрительные места, хор – все разместилось на сцене. Гости театра в первый раз увидели, как выглядит творческое нутро оперного. Можно подумать, что и этот театр вдруг решил следовать последним модным веяниям. Однако это не так – форма обусловлена содержанием: иначе не получится передать удивительный дух «Маленьких трагедий».

«Боюсь, не есть ли «Моцарт» просто камерная музыка, теряющая свое обаяние на большой сцене…» – писал когда-то Н. Римский-Корсаков о своем «Моцарте и Сальери», и был совершенно прав. Гениальный текст Пушкина, который можно – поцитатно – использовать как главное исследование природы творчества, растворяется на большой сцене – она съедает его. Поэтому перемещение из зрительного зала в сугубо актерское пространство становится метафорой погружения во внутренний мир гениального творца. Что, впрочем, и предполагал Пушкин. Именно поэтому сценография этого спектакля аскетична: из декораций – только движущиеся механизмы сцены, которые превращаются то в навес, то в гробовую яму, и свет. Он задает ритм и делает спектакль по-настоящему графичным.

– Для спектакля «Амадей» мы выбрали холодный белый свет, – рассказывает московский художник по свету Сергей Скорнецкий. – Нарочито-сдержанный, создающий монохромную, «читабельную» картинку, он не отвлекает внимания от артистов. Создает на сцене ту иллюзию, которой добивается режиссер.

Амадей«Амадей» – дитя творческого тандема режиссера-постановщика Надежды Столбовой и музыкального руководителя и дирижера Дмитрия Волосникова («Новая опера», г. Москва). Дмитрий Волосников увидел эту постановку впервые двадцать лет назад – и сделал свой спектакль.

– Я обращался к этому материалу дважды – в Ярославле и Самаре, но у меня был музыкально-драматический спектакль: актеры читали текст Пушкина, который перемежался музыкальными номерами в постановке Аллы Сигаловой, – вспоминает дирижер.

В Красноярске поначалу планировалась такая же подача. Однако потом пришли к решению представить эту маленькую трагедию как камерную оперу.

– Когда я берусь за этот материал, мне вновь и вновь задают вопрос, совместимы ли гений и злодейство, – говорит Дмитрий Волосников. – На мой взгляд, очень даже совместимы, таких примеров полно. Но мы никого не обвиняем, и Сальери у нас подан отнюдь не в черных красках.

В спектакль также вошли фрагменты из оперы В. А. Моцарта «Дон Жуан», «Реквиема», фрагмент из «Свадьбы Фигаро» в оркестровке Е. Колобова. Эта постановка, уверены авторы проекта, будет интересна прежде всего молодому современному зрителю – слишком уж непривычна для оперного такая форма подачи. Однако я уверена – это спектакль для всех. Новаторские ходы, связанные с изменением сценического пространства, минимализмом декораций, да и – что уж тут – джинсовые костюмы меркнут в свете великого текста. Спектакль дал его классическое прочтение – когда любые «украшательства» не могут застить великий гений мастера. «Амадей» – удивительно изящный проект, выверенный и продуманный от первой и до последней минуты, лаконичный и полный метафор. Его можно сравнить с зарисовками Пушкина на полях рукописей – линий мало, но суть схвачена, и добавить уже, как бы ни старался, нечего.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 декабря 2025
Месяцы, опаленные войной: Март 1945-го
В историю России навечно вписаны 48 месяцев 1941–1945 годов, опаленных огнем Великой Отечественной войны. В юбилейный год из номера в номер
Без рубрики
13 декабря 2025
У каждого должна быть своя Вахта Памяти
Ребята из поисковых отрядов понимают важность своей миссии, они возвращают имена пропавшим без вести солдатам Великой Отечественной войны. Отыскивая останки
Без рубрики
12 декабря 2025
Красноярск станет красивей и уютней
В уходящем 2025 году в Красноярске активно продолжались работы в рамках программы комплексного развития территории (КРТ). Благодаря этому механизму в городе
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности