Любите ли вы театр, как любим его мы?

Кто возводил красноярские подмостки

Любите ли вы театр, как любим его мы? Кто возводил красноярские подмостки


Сибирякам всегда была присуща любовь к театральному искусству. В Енисейской губернии на редких гастрольных спектаклях актеров, проезжающих из Томска в Енисейск, всегда был аншлаг. Мельпомена, Талия и Терпсихора были и остаются любимыми музами красноярцев. Благодаря этому пристрастию Красноярский край стал кладовой, в которой взрастали таланты драматической и оперной сцен.

Из любви к искусству

Первое театральное здание в Красноярске было построено в 1874 году. До этого мечты о собственном храме Мельпомены воплощались театралами в любительских постановках. Практически в каждом богатом доме был собственный «театр», пьесы ставились силами домочадцев, их детей и друзей. Но на премьеры собирался весь цвет города. Это было важной частью культурной жизни Красноярска.

Первое театральное здание – деревянный дом на Староостроженской площади – детище промышленников-меценатов Кузнецова и Щеголева. Здание освещалось сальными свечами, а зрители приходили на представления со своими стульями. Но это был очаг культуры. Он сдавался в аренду под маскарады и представления заезжих профессионалов, на его базе зародилось Общество любителей музыки и литературы.

Позже газета «Енисей» писала: с проведением до Красноярска Транссибирской железной дороги на сцене театра «стали фигурировать не одни только захудалые артисты, собранные случайно заехавшим антрепренером, или доморощенные любители, но даже лучшие силы русской сцены: Г. Н. Федотова, братья Писаревы…».

В 1887 году было организовано Общество любителей драматического искусства. Но через 11 лет деревянное здание очага культуры сгорело. Подвело «ноу-хау»: за месяц до происшествия сальные свечи заменили на новую электроосветительную систему. Короткое замыкание.

Общественность города приняла эту потерю близко к сердцу. Вышеозначенное общество обратилось в городскую думу с предложением о постройке нового здания. Жители активно жертвовали деньги на строительство здания театра: крупные промышленники и купечество, благотворительные общества врачей и учителей, служащие и даже безденежные учащиеся вносили свою лепту… Нужная сумма была собрана в короткий срок. На возведение, внутреннюю отделку и обстановку, приобретение мебели и прочее ушло 75 тысяч рублей. А 17 февраля 1902 года состоялось торжественное открытие Народного дома-театра, которому было присвоено имя Александра Сергеевича Пушкина, чье столетие со дня рождения отмечала вся Россия. Это здание и сейчас стоит на проспекте Мира (ранее улица Вознесенская).

В новом помещении театра проводили народные чтения, давали спектакли и концерты, проходили гастроли известных в России артистов из Москвы, Санкт-Петербурга и крупных провинциальных театральных городов.

А в 1905 году помещение театра превратилось в место проведения многочисленных митингов, на которых звучали призывы к свержению самодержавия.

Край вернул театру Пушкина

В первые годы советской власти в Красноярске, как и во всей стране, партийные и советские органы взяли театр под свою опеку. Его объявили всенародным достоянием, резко снизили цены на билеты, давали бесплатные спектакли для красногвардейцев и членов профсоюза. В театр пришел новый зритель, по распоряжению губернского Совета его переименовали в «Первый Красноярский советский театр».

Только в 1935 году – после создания Красноярского края – театру вновь вернули имя Александра Пушкина и присвоили статус краевого. Именно здесь появилась студийная группа, которая затем выросла в самостоятельный кукольный театр.

К началу Великой Отечественной войны театр был творчески сформировавшимся коллективом. С первых же дней войны актеры отдают свои силы делу Победы. Ведут шефскую работу в сибирских дивизиях и полках, отправлявшихся на фронт.

К концу войны главным режиссером театра стал заслуженный артист РСФСР политический ссыльный Або Волгин. Мастер своего дела внес неоценимый вклад в развитие театрального искусства Сибири. Он создал при театре школу-студию, где начинал свой путь Иннокентий Смоктуновский, ставший позже артистом МХАТа.

От цирка до балета

После войны партия поставила задачу – восстановить разрушенные очаги культуры и расширить сеть культурно-просветительских учреждений.

Культурную среду Красноярска тогда формировали 90 библиотек, периодическая печать, радио, телевидение, дворцы культуры – имени Владимира Маяковского, Первого Мая, 30-летия ВЛКСМ, «Строитель».

В 1953 году краевое концертно-эстрадное бюро было преобразовано в филармонию, которая стала ведущим центром пропаганды музыкального искусства. Систематически проводились смотры, праздники, концерты.

В 1947 году отпочковался в самостоятельную единицу Красноярский театр кукол, в 1959 году открылся театр музыкальной комедии. А в 1960 году был создан Красноярский ансамбль танца Сибири, завоевавший под руководством Михаила Годенко мировую известность. В 1964 году открыли двери новое здание краевой научной библиотеки имени Ленина и театр юного зрителя. В 1972 году в Красноярске появился настоящий цирк. Его первым директором стала Татьяна Георгиевна Восходова:

– Цирк тогда стоял на Красной площади, на месте нынешней стелы, работал только летом. Брезентовая крыша снималась на зиму, а весной вновь начиналась подготовка к сезону. Меня пригласили в крайком партии: есть мнение отдать тебя в цирк. Я стала второй женщиной – директором цирка в России. После нескольких пожаров в шапито мне посоветовали: добивайся в Госцирке строительства нового здания. И добилась. Новый цирк построили за полтора года. В зале все время был аншлаг. Билетов в Красноярский цирк было не достать.

А в 1978 году к 350-летию Красноярска открылись театр оперы и балета, институт искусств и гостиница «Турист» – первое высотное (16-этажное) здание Красноярска. Директором храма искусств назначили Татьяну Восходову:

– Я должна была идти работать в театр оперы и балета. Нужно было его открывать, набирать труппу, выпускать спектакли. Труппу для красноярского оперного собирали всей страной. Хореографические училища и консерватории отдавали Красноярску лучших учеников. Молодые артисты горели желанием работать, показать себя. И к открытию сезона было готово уже 12 спектаклей – «Евгений Онегин», «Жизель», «Лебединое озеро»…

Александр Куимов, артист балета и педагог-репетитор балетной труппы театра оперы и балета, рассказывает:

– После выпуска из училища я только три месяца отработал в пермском оперном. Поехал с группой танцоров на гастроли в Омск, там и заприметил меня администратор красноярского театра. Предложение было очень заманчивое. Мне сразу предложили двухкомнатную квартиру и положение ведущего солиста балета. К тому времени в Красноярск уехали 15 выпускников Пермского хореографического училища. Театр стоял еще в лесах, внутри велись отделочные работы. На репетицию артистов балета каждое утро увозили в городской Дворец культуры. А по выходным танцовщики – комсомольцы и активисты – занимались другой «творческой» работой – выносили мусор из фойе театра.

Красноярская оперно-балетная труппа сразу же стала выездной. Концертная бригада ежегодно отправлялась за границу.

Эпоха застроя

В 1980-е годы в распоряжении красноярцев имелось 575 учреждений культуры, шесть творческих союзов. А в 1982 году красноярцы впервые услышали в своем городе орган. Он был установлен в отреставрированном здании католического костела, построенного в начале века по проекту архитектора Соколовского. Вскоре распахнулись двери Большого и Малого концертных залов на Стрелке, построенных по проекту архитектора Арэга Демирханова. Здание Большого концертного зала представляет собой раскрытое пианино.

– Идеей построить Большой концертный зал загорелся первый секретарь Красноярского крайкома КПСС Павел Стефанович Федирко, – говорит Демирханов. – Тогда был лозунг «Превратим Сибирь в край высокой культуры!». К тому времени четко обозначились профессионалы – хозяева будущих объектов. Большой концертный зал – для ансамбля танца Сибири Михаила Годенко. Малый делался под коллектив мирового уровня – Красноярский симфонический оркестр под управлением Ивана Шпиллера. По законам акустики зал должен напоминать бутылку, обращенную горлышком к сцене. Но мы-то, проектируя его под ансамбль танца Сибири, хотели видеть артистов во всем великолепии: улыбки танцующих, их изумительные костюмы. Поэтому я его растянул, расширил, чтобы приблизить зрителей к сцене, но акустика в таких залах, где более тысячи человек, обычно всегда искусственная. Тогда пришлось доказывать целесообразность затрат на строительство зала в самых высоких инстанциях, ведь он стоил целой серии жилых домов.

Театральная Весна. АбаканТаланты и их поклонники

Сегодня в Красноярском крае 20 театрально-зрелищных учреждений. Драматические, музыкальные и кукольные театры работают в Ачинске, Канске, Минусинске, Железногорске, Мотыгино и других территориях региона. Больше двух тысяч дворцов культуры с разнообразными формами досуга, кинотеатров, библиотек, музыкальных и художественных школ. Культура приенисейских городов славится своими талантами. Артисты, воспитанные Красноярским государственным театром оперы и балета, – Наталья Чеховская и Юрий Полушин – известны во многих странах мира. Имя певца Дмитрия Хворостовского, лауреата всероссийских и международных конкурсов, в настоящее время известно всему миру. Красноярск – родина «сибирского соловья» певца Петра Словцова.

В Красноярске действуют творческие союзы композиторов, театральных деятелей, а также различные хоры, камерные оркестры, молодежные центры и театры, отделение Российской фольклорной академии.

Сегодня красноярцы на весь мир заявляют: «Любите ли вы театр, как любим его мы?»

Сибирский соловей

Это прозвище приросло к Словцову с легкой руки его поклонника – красноярского поэта. После одного из концертов стихотворец написал: «Но даже лавры пожиная, Сибири хладной соловей, ты прилетай к нам, вспоминая о хмурой родине своей».

Родом Петр Словцов (родился 12 июля 1886 года) из села Устьянское Канского уезда Енисейской губернии. Отец – церковный дьякон – не успел обратить внимание на творческие способности сына: умер, когда Пете исполнилось пять лет. Мать отвезла сына в Красноярск и отдала учиться в духовное училище, а затем в семинарию. Петр много пел в хоре. Его голос заметно выделялся среди голосов семинаристов, и ему уже поручали сольные выступления. С одаренным юношей стал заниматься Павел Иосифович Иванов-Радкевич (впоследствии профессор Московской консерватории).

Позже Словцов поступил на юридический факультет Варшавского университета. Но через полгода бросил учебу, уехал в Москву – учиться пению в консерватории в классе профессора Горди.

В Красноярск Петр приезжал на каникулы и обязательно выступал с сольными концертами. И соотечественники оценили голос молодого тенора. В газете «Сибирская мысль» появилась рецензия на концерт студента: «Свежий, красивый тенор Словцова производит чарующее впечатление».

В 1912 году Петр блестяще окончил консерваторию, его пригласили работать в Киевский оперный театр. За три года Словцов овладел здесь ведущим теноровым репертуаром и снискал любовь публики. В 1915 году он переехал в Петроград. На сцене оперного театра выступал с Шаляпиным, Неждановой. Здесь, в Петрограде, Петр нашел свою любовь – женился на пианистке Маргарите Риоли. Она стала любимейшим аккомпаниатором Словцова.

После голодной петроградской зимы 1918 года Словцовы на лето уехали в Красноярск к матери певца. Колчаковский мятеж, который в это время разгорался в Сибири, не позволил им вернуться в центр. Супруги остались в Красноярске. Словцов принял деятельное участие в открытии народной консерватории, создал образцовый вокальный класс. И самое главное – усилиями Петра и Маргариты в Красноярске возобновились оперные спектакли. В отличие от ранее работавших здесь оперных трупп, которые создавались за счет приезжих артистов, этот коллектив состоял целиком из красноярских певцов и музыкантов. Исполняя ответственные партии, Словцовы были еще и режиссерами постановок с непрофессиональными артистами.

В 1928 году Словцова пригласили профессором в Государственный институт театрального искусства. Он преподавал и выступал на сцене Большого театра Москвы и в оперном театре Ленинграда. Зимой 1934 года Петр гастролировал по Кузбассу, торопился в Красноярск. В последних концертах он выступал уже больной. Рассказывают, что свой последний концерт в родном городе Словцов давал с высокой температурой. Дома он окончательно слег и умер в феврале.

Похоронен всемирно известный тенор Петр Словцов на Покровском кладбище. На памятнике из белого мрамора высечены слова из оперы «Вертер» Массне: «О, не буди меня, дыхание весны».

Маргарита Риоли-Словцова осталась в Красноярске. Еще 20 лет после смерти мужа она преподавала. Среди ее учениц была Екатерина Иофель, ставшая впоследствии учителем известного баритона Дмитрия Хворостовского.

БалетДело подневольных

И сегодня Норильский Заполярный театр драмы имени Маяковского считается одним из самых сильных в Красноярском крае и России. Может быть, существование в суровых условиях придает творческих сил этим людям, выходящим на подмостки северного храма искусств. А может быть, до сих пор сильна выучка, вложенная в местных жителей первыми актерами Заполярного, или, как он тогда назывался, театра политотдела комбината, которых ссылали в Норильлаг, насильно собирая творческую интеллигенцию со всего Советского Союза.

Это была, пожалуй, самая театральная зона в мире. На Таймырском полуострове отбывал срок Лев Гумилев, лагерным театральным художником была Ольга Бенуа, играли Евдокия Урусова (урожденная княгиня, актриса театра имени Ермоловой), Виталий Головин (сын певца Большого театра, обвиненный в убийстве Зинаиды Райх), актеры Георгий Жженов, Иннокентий Смоктуновский. Сюда сослали в полном составе Львовскую хоровую капеллу. В лагерных клубах скрипач Корецкий играл Равеля и Паганини, Сарасате и Баха, лагерным джазом руководил композитор Кайдан-Дешкин (автор знаменитого пионерского гимна), среди музыкантов также немало известных имен – Иван Бачеев, ударник из оркестра Цфасмана, ассистент художественного руководителя Госджаза Кнушевицкий.

В скупых приказах 40-х годов, хранимых городским архивом, звучали иногда удивительные формулировки, например, «Лучший джазовый коллектив Норильлага».

В каждом лагерном отделении, кроме штрафного, был клуб. В штате – заведующий клубом, киномеханик и художник. Подчинен он был начальнику КВЧ – культурно-воспитательной части, а этими начальниками руководил начальник КВО – культурно-воспитательного отдела лагеря, они утверждали репертуар, выбор пьес, авторов, отвечали за «художественный просмотр» самодеятельной труппы.

Официально Норильский Заполярный театр открылся 6 ноября 1941 года. Георгий Жженов в Норильлаг был сослан в 1949 году. До этого актер прошел уже немало ссылок и тюрем. Однажды по пути на съемки фильма в поезде познакомился с американским дипломатом. Это знакомство ему и припомнили, записав Жженова в шпионы.

«Сейчас работаю в Норильском драматическом театре, – писал Жженов в дневнике. – Опять, как и в Магадане, играю роли советских героев – людей честных, принципиальных, смелых! Мой суд – зритель! Его одобрение и аплодисменты – плата за труд, за те положительные идеи, которые я, человек и артист, стараюсь донести до зрителя».

У Георгия Жженова в Норильске была самая громкая актерская слава. Норильчанка Ольга Сапрыкина в те годы училась в школе, она вспоминает, как вместе с подружками после спектакля подходила к Георгию Жженову, чтобы высказать слова восхищения.

– Спасибо, девочки! – улыбался своей неповторимой улыбкой артист. И, влюбленные, они уходили, чтоб потом всю жизнь вспоминать, как и что он сказал, как и кому улыбнулся.

Когда Жженов прибыл в Норильлаг, на заполярной сцене уже играл Иннокентий Смоктуновский. Он не был ссыльным, сам забрался так далеко. Иннокентий уже успел пройти войну. Во время наступления на Киев его часть попала в окружение, и Смоктуновский пробыл в фашистском плену более месяца. Условия в немецком лагере для военнопленных были нечеловеческими, и он прекрасно знал, что за попытку к бегству полагается немедленный расстрел. И все-таки бежал. Сам факт пребывания в плену отозвался в послевоенные годы: как «неблагонадежный», он получил «минус 39» – запрет на проживание в 39 крупнейших городах России.

«Я жил в постоянном страхе, что в любую минуту меня могут посадить за то, что был в немецком плену, – вспоминал Иннокентий Михайлович, – и решил затеряться где-нибудь подальше. Почему-то выбрал Норильск – столицу ГУЛАГа. Наверное, потому, что дальше сослать было бы все равно некуда».

В этой добровольной ссылке Иннокентий Смоктуновский провел четыре года, подорвал здоровье, потерял зубы. Но там же прошел прекрасную профессиональную школу – в Норильском театре работали превосходные артисты: Жженов, Юровская, Лукьянов… Это придало ему уверенности и сил пробовать себя на московских подмостках.

Богиня с наивной улыбкой

Каждый год в Назарово съезжаются кинознаменитости России, композиторы и актеры театров. Здесь проходит кинофестиваль имени известной артистки кино 1940–1950-х годов Марины Ладыниной. Всенародная любимица до конца своих дней родиной считала этот уголок Сибири, а впоследствии даже изменила место рождения в документах на Назарово. Сюда в раннем детстве ее привезли родители из Смоленской губернии.

С ранних лет главным пристрастием Марины были книги и сцена. В школе ее решили взять в самодеятельный театр суфлером. Первую серьезную роль – Наташу в спектакле «Русалка» – она сыграла в седьмом классе на пушкинском юбилейном вечере. В Ачинске, где училась Марина, был драматический театр, куда Ладынину нередко приглашали подменять заболевших актеров.

В 16 лет Марина стала учительницей в Назарово. Но продолжала играть. Девушка, обладавшая прекрасным голосом и слухом, выступала с концертами. Постепенно провинция ей стала тесна, и она решила перебраться поближе к столице. Поступила в ГИТИС. Столица была покорена Мариной сразу же. Уже на вступительных экзаменах сделали пометку в ведомости «особо одаренная». В 1933 году приняли в труппу МХАТа.

Марина играла в театре и снималась в кино. В 1934 году роль деревенской девушки в картине «Вражьи тропы» в корне изменила ее жизнь. Она познакомилась с кинорежиссером Иваном Пырьевым. Через два года Ладынина и Пырьев поженились. Супруг готов был снимать красавицу жену в каждой своей картине. И она выбрала кино.

Ее роли – наивных деревенских девушек, колхозниц – полюбились и народу, и вождю – Иосифу Сталину. Он готов был отмечать каждую работу Марины Ладыниной Сталинской премией. Популярность киноактрисы была настолько велика в те годы, что трудно и передать. Ее боготворили, ей подражали, ее засыпали тысячами писем.

Все закончилось с разводом. Пырьев перестал ее снимать и запретил другим. Наступили годы забвения. Вспомнили о Марине в год 90-летия – в 1998 году. И после смерти – 10 марта 2003 года. Но в Назарово ее не забывали никогда.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 декабря 2025
Месяцы, опаленные войной: Март 1945-го
В историю России навечно вписаны 48 месяцев 1941–1945 годов, опаленных огнем Великой Отечественной войны. В юбилейный год из номера в номер
Без рубрики
13 декабря 2025
У каждого должна быть своя Вахта Памяти
Ребята из поисковых отрядов понимают важность своей миссии, они возвращают имена пропавшим без вести солдатам Великой Отечественной войны. Отыскивая останки
Без рубрики
12 декабря 2025
Красноярск станет красивей и уютней
В уходящем 2025 году в Красноярске активно продолжались работы в рамках программы комплексного развития территории (КРТ). Благодаря этому механизму в городе
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности