Одна из самых красивых в крае, шалаболинская церковь почти половину своей 160-летней истории стояла заброшенная. В давние времена она славилась удивительной красоты фресками местного художника. Семен Айземан был настолько талантлив, что его отправили учиться не куда-нибудь, а в саму Венецию. После возвращения из Италии он не только расписал храм, но и, говорят, создал множество икон. Возможно, именно кисти Айземана принадлежит старинный лик святого, который появился недавно в восстановленной церкви. Темный, почти неразличимый, он стал обновляться и светлеть по молитве одной прихожанки.
Светлый храм
Церковь села Шалаболино была построена в 1851 году. Средства на нее собирались, как это было тогда принято, всем миром. Однако самый большой вклад внес золотопромышленник Иосиф Артемьев. Кирпичи были удивительной крепости. И между собой они соединялись особым раствором, для которого местные крестьяне сдавали яйца от своих кур. Строили на совесть и на века – так, что церковь не разрушилась за несколько десятков лет запустения при власти большевиков.
Белоснежный храм в честь Святой Животворящей Троицы появился на искусственном холме – и сразу стал центром духовной жизни для всей округи. Приход был большой и богатый. Действовала собственная воскресная школа, библиотека. По праздничным дням народ съезжался в церковь со всех окрестных деревень.
С приходом в Сибирь советской власти начинается разрушение храмов. Первые годы, хоть и лишенная почти всего своего имущества, шалаболинская церковь все же действовала. Священник служил службы и иногда крестил детей. Однако чем дальше, тем больше новое государство изгоняло православную веру из своей повседневной жизни.
Русская писательница Татьяна Толстая писала в одном из своих эссе: «Десакрализация» – лозунг ХХ века, лозунг неучей, посредственностей и бездарностей. Это индульгенция, которую одни бездари выдают другим, убеждая третьих, что так и должно быть – что все должно быть бессмысленным, низменным… Если ты хочешь, чтобы Бог был, – он есть. Если не хочешь – нет. Он есть все, включая нас, а для нас он в первую очередь и есть мы сами. Бог не навязывается нам – это его искаженный, ложный образ навязывают нам другие люди, – он просто тихо, как вода, стоит в нас. Ища его, мы ищем себя, отрицая его, мы отрицаем себя, глумясь над ним, мы глумимся над собой, – выбор за нами».
Увы, долгое время в нашей стране отрицали существование Бога, тем самым глумясь и над собственной душой. Церкви разрушались и осквернялись. Такая участь, казалось, была уготована и шалаболинскому храму. Его пытались разрушить – но здание было настолько крепким, что его ничто не брало. Рассказывают, в селе даже был создан специальный совет, который долго пытался понять, что же сделать. Тот решил применить взрывчатку. Но, поскольку совсем рядом с церковью находилось множество жилых домов, от этой идеи отказались. Так она была спасена от разрушения. И это настоящее чудо, не иначе – ведь при безбожной власти очень многие храмы были истреблены до основания.
Некоторое время в здании был клуб – но многие родители не пускали детей туда. Позже в храме сделали склад для зерна, потом он и вовсе стоял пустой, оскверненный.
Уникальные фрески
В конце прошлого века православная церковь в России начала восстанавливаться. Появилась надежда, что и шалаболинская церковь будет отреставрирована. Однако средства на это требовались огромные – в Курагинском районе такие вряд ли бы нашлись. И все же еще одно чудо произошло.
Пару лет назад храм восстановили – во многом благодаря известной в тех местах игуменье Екатерине. В наши края ее направили в 2007 году. Поначалу предполагалось в Шалаболино устроить нечто вроде скита. Но, наверное, красота церкви была такова, что матушка Екатерина решила сделать все возможное, чтобы возродить ее.
Было вывезено невообразимое количество мусора, который копился здесь десятилетиями. Удалось привлечь большие средства – а для реставрации старинного здания требовались именно такие. Все потому, что матушка обладала огромным духовным авторитетом и могла напрямую обращаться к представителям российской элиты и крупного бизнеса. Церковь удалось восстановить очень быстро – буквально за два-три года.
Сейчас она вновь открыта и действует. Приход, впрочем, здесь совсем небольшой – человек 15–20. Но на церковные праздники люди приезжают из ближайших деревень. И, наверное, постепенно их будет становиться все больше.
Увы, по каким-то причинам – возможно, как раз из-за скорости, с которой велись работы, – не получилось уберечь одно из главных сокровищ церкви. Насколько можно судить по архивным фотографиям, фрески работы местного художника Айземана были действительно невероятной красоты. Все стены были покрыты изображениями ликов святых и библейских сюжетов. В центре купола – Святая Троица, а по окружности – сюжет о сотворении мира.
Почти полтора столетия фрески украшали церковь, пережили и годы забвения и разрухи. Но во время реставрации их просто… затерли подчистую. Роспись была повреждена, и на ее восстановление понадобилось бы больше средств и времени, чем в итоге вышло.
Сейчас о фресках напоминает лишь несколько фотографий. Там, где они когда-то находились, – белые стены. Здание, конечно, прекрасно: из-за большого количества окон оно выглядит сияющим и светлым. Однако все же не хочется оставлять надежду, что под куполом вновь засияет Святая Троица.