«Раненых больше, чем хлеба…» Из воспоминаний маленькой медсестры добровольческой бригады

«Раненых больше, чем хлеба…» Из воспоминаний маленькой медсестры добровольческой бригады

Галина Ивановна Радкевич редко выходит из дома – дают о себе знать годы и ранения, но, когда идет по улице имени Красной Армии, у нее щемит сердце. Так уж случилось, что в Красноярске она получила квартиру рядом с бывшим военкоматом, откуда в 1942 году молоденькой девчонкой уходила на войну в составе Сибирской 78-й Добровольческой бригады.

Лучшие из лучших

70-летие ПобедыГалина Ивановна бережно хранит фотографии военных лет и послевоенных встреч ветеранов. На каждой крестиками зачеркивает ушедших. Лиц, не отмеченных ручкой, с каждым годом остается все меньше. Нет уже ее лучших подруг, с которыми Галина отправлялась на фронт, а те, что живы, практически не приезжают на встречи ветеранов. Галина Радкевич была одной из активных попечителей музея 78-й Добровольческой бригады, который в 1960-х годах открылся в красноярской школе № 27, встречалась со школьниками, рассказывала о фронтовых буднях медсестер. Сейчас уже ребята приезжают к ней, не забывают ветерана, слушают рассказы о тех страшных годах и восхищаются мужеством, самоотверженностью девчонок, в 18 лет ушедших защищать Родину, выносить с поля боя таких же мальчишек-бойцов.

Галине не было и 19, когда до Енисейска, где жила девушка, дошла весть о формировании сибирской бригады. Добровольцев собирали со всего края. Галина, которая после окончания восьмилетки работала в детской библиотеке, решила – «пойду» – и подала заявление в райком комсомола.

– Я была активной комсомолкой, не могла не откликнуться, – рассказывает Галина Ивановна. – Заявлений было подано много, отбор шел жесткий – старались, чтобы в сибирскую бригаду попали лучшие комсомольцы.

Взяли троих – Женю Чепалову, Надю Карнаухову и Галю. Эта троица потом целый год в Енисейске училась на курсах медсестер, а летом 1942 года была откомандирована в Красноярск – в пункт формирования добровольческой бригады.

– Пришли мы в военкомат. Надю с Женей сразу приняли, а меня нет – «Нам детский сад не нужен». Я маленькая была по росту, да еще под мальчика подстриглась – волосы короткие. «Езжай к маме», – говорит военком. Я в слезы: «Возьмите меня на фронт!» Тот ни в какую.

На следующий день просить за Галину пришел целый отряд девчонок, записанных в 78-ю Добровольческую. И удалось-таки убедить военкома – вписал девушку в состав медсестер отряда сибиряков.

Будущих бойцов и медсестер поселили в специальном городке, созданном в Зеленой Роще. Здесь уже выстроили медсанбат, поставили палатки, столовую. А вокруг – лес с тропинками. По этим тропинкам и ходили девчонки на учебу и в столовую. Медсестры на обед, а навстречу им будущие бойцы – знакомились, перемигивались. В свободное время на берег Енисея бегали на свидания.

Первый бой – в чужом огороде

В августе 1942 года 78-ю Добровольческую бригаду отправили на фронт. К медсанбату было причислено 80 девушек. Все высокие, крепкие, как на подбор. Трое уже побывали на финской войне, награждены орденами. «Они для нас были эталоном», – замечает Галина Радкевич. Боевое крещение случилось под городом Белым.

– В медсанбат привезли машину раненых – у кого нога болтается, у кого рука, кто без шеи. А мы не знаем, как к ним подойти, – вспоминает Галина Ивановна. – Никогда такого не видели – в шоке. Рядом чей-то огород был, мы в нем все и попрятались. Комбат бегает, материт нас – кого нам прислали, что я с этими девчонками делать буду?

Выгнал комбат медсестер с огорода, приняли они раненых, немного освоились – машины разгружали, перевязки делали. Правда, говорит ветеран, потом она три дня ничего есть не могла: казалось – все кровью пахнет. Но ко всему привыкаешь. И обилие раненых для медсестер стало уже обыденным.

– Я за всю свою жизнь столько хлеба не переела, сколько через наши руки раненых прошло, – горько замечает Галина Радкевич.

Единственное, к чему никак не могли привыкнуть девушки, так это к гибели солдат-мальчишек. Это в начале войны на фронт шли взрослые мужчины, а каждое последующее пополнение приходило все младше и младше.

– Поступает в медсанбат мальчишка раненый, плачет, и мы вместе с ним рыдаем. Так жалко было, когда их убивали. Не могли мы пережить и потери своих подруг.

Гибли медсестры так же, как и бойцы, которых они вытаскивали с поля боя. Ведь на фронте каждый день приходилось быть под пулями.

– Когда идет бомбежка или артобстрел, земля и небо одного цвета. И не знаешь – ночь сейчас или день. Так страшно! Но нужно ползти за раненым, спасать.

Свое ранение Галина Ивановна получила как раз в такой ситуации. Поползла за раненым на поле боя, и начался артобстрел. Галину взрывной волной подняло и об землю ударило – она и не поняла, что произошло. Только под одеждой что-то потекло, и левая сторона тела отнялась – встать невозможно. Оказалось – осколки от снаряда тело изрешетили.

Маленькую медсестру в госпиталь отправлять не стали, начальник медсанбата решил: сами выходим. Галина Ивановна до сих пор благодарна ему за это решение, ведь неизвестно, чем закончилась бы операция. Около двух месяцев она была на больничном – тяжести не поднимала, выполняла только легкую работу (а так девчонкам приходилось на носилках раненых таскать, иногда такие здоровые попадались – кишки от тяжести вываливались). Но осколки так и остались в теле. Уже после войны Галина Ивановна сделала рентген и узнала, что в ней застряли четыре кусочка железа. До сих пор с ними живет.

Ложка – орудие войны

В том первом бою под городом Белым было уничтожено две трети 78-й Добровольческой бригады. Но пополнение приходило исправно. Галина Ивановна отмечает: тогда такой патриотизм был в народе, мало кто говорил: «Не хочу на фронт», большинство – и мальчишки, и девчонки – мечтали воевать.

– Когда в полку никого не оставалось, ждали новое пополнение, нас выводили на доукомплектование. Тогда мы отдыхали – песни пели, плясали, – вспоминает Галина Ивановна. – А так спать было некогда. Медсанбат стоял в километре от передовой, к нам постоянно поступали раненые. Я работала в хирургическом отделении, срочные операции шли одна за одной.

Молодость брала свое даже в таких жестких условиях. Рядом с медсанбатом стояли танкисты – парни все как на подбор, крутили романы с медсестрами, на свидания бегали. Но только не Галина. Маленькая медсестра понимала: сегодня танкист рядом, а завтра его перебросили в другое место – и прощай любовь. За те три года, что провела на войне, говорит Радкевич, она повзрослела на десятилетие. И в 1945-м после Победы вернулась в Красноярск уже не той девчонкой, что уходила в 1942-м на войну.

– Когда вернулась домой, оказалось, что я совершенно разучилась есть вилкой. У меня на фронте была трофейная ложка – разведчики подарили. Без ложки на фронте никак – голодным останешься, – рассказывает ветеран. – И на перине оказалось спать слишком мягко. Я просила маму: «Постели мне в кладовке». В медсанбате мы в палатках жили, на землю хвою стелили, застилали брезентом – так и спали в брюках и гимнастерках. Зимой даже валенки не снимали.

Когда Галина вернулась с войны, ее родители уже обосновались в Красноярске. И мать, и отец болели, дочери нужно было за ними ухаживать. Так что учиться дальше – получать высшее образование – фронтовичке оказалось некогда. Активная комсомолка устроилась в артель «Коммунар» массовиком. А затем поступила на фабрику фотобумаги «Квант». 42 года контролировала выпуск продукции, учила этому молодежь. К ее фронтовым наградам добавлялись гражданские.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
16 апреля 2024
Максим Румянцев: «СФУ создает будущее Красноярья сегодня»
За свою сравнительно недолгую историю Сибирский федеральный университет сумел стать интеллектуальным центром региона. Но лидерство требует постоянного движения вперед. Иначе
Без рубрики
16 апреля 2024
Названы победители театрального конкурса «Полюс. Золотой сезон»
Экспертное жюри подвело итоги девятого театрального конкурса «Полюс. Золотой сезон». В шорт-лист вошли постановки шести театров из пяти регионов присутствия
Без рубрики
15 апреля 2024
Советы бывалого управдома
Управдом жилья на улице Вавилова Красноярска Андрей Мужщинский известен в своих кругах тем, что умеет добиваться от УК выполнения поставленных