Трамплин для инноваций

Первого апреля прошлого года Правительством РФ были утверждены 27 российских технологических платформ.

Трамплин для инноваций Первого апреля прошлого года Правительством РФ были утверждены 27 российских технологических платформ.

Среди них одна – «Национальная информационная спутниковая система» – базируется у нас в крае. Ее инициаторы – ОАО «ИСС» им. академика М. Ф. Решетнева, СибГАУ и КНЦ СО РАН. Но край не ограничился участием только в федеральных технологических платформах. Практически одновременно у нас в Красноярском крае началась работа над созданием региональных технологических платформ.


На сегодняшний день сформированы четыре региональные платформы. В планах на ближайшее будущее еще девять. Считается, что это именно тот инструмент, который сможет заставить работать инновационные процессы как в России, так и в отдельно взятом регионе. Технологические платформы смогут объединить усилия представителей бизнеса, науки и государства при выработке приоритетов долгосрочного научно-технологического развития, а главное – довести до реализации инновационные исследования и разработки.

Помочь разобраться в том, что же это такое – технологические платформы, – я попросил заместителей председателя президиума Красноярского научного центра СО РАН – директора Специального конструкторско-технологического бюро «Наука» доктора технических наук Владимира МОСКВИЧЕВА и советника губернатора Красноярского края по науке и высшей школе доктора экономических наук Геннадия БЕЛЯКОВА.

– В стране в последнее время много говорят об инновациях, о том, что у нас иного пути нет, если мы хотим из сырьевого придатка вновь превратиться в ведущую мировую державу. Станут ли технологические платформы трамплином на этом пути?

Геннадий Беляков:

– Именно так определяются технологические платформы руководством страны для решения глобальной задачи – модернизации и технологического развития экономики. Для нас этот термин довольно новый. Еврокомиссией он предложен в 2002 году для обозначения приоритетных технологических направлений. В августе 2010 года правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям, которую возглавляет Владимир Путин, было принято решение о формировании технологических платформ в России. При этом использовался опыт Европы. Европейской комиссией для исключения дублирования было решено сформировать единое европейское научное пространство как инструмент объединения усилий всех сторон, заинтересованных в технологическом развитии в определенном направлении. Новые технологии, новые виды продукции… На уровне Европейского сообщества было сформировано 38 технологических платформ.

Владимир Москвичев:

– Вообще, термин «технологические платформы» служит для обозначения своего рода механизма государственно-частного партнерства в области научно-технологического и промышленного прогресса, созданного для объединения усилий науки, бизнеса и государственных структур для совместного решения самых перспективных инновационных проектов в тех областях, масштабы которых требуют больших затрат во всей цепочке: от научных исследований до выхода на рынок готовой продукции. Особенно целесообразно технологические платформы использовать в тех случаях, когда интересы бизнеса плохо структурированы, влияние бизнеса и общества на формирование и выбор стратегических направлений НИОКР недостаточно. Технологические платформы – это инструмент, в первую очередь структурирующий интересы различных сторон на конкретных отраслевых направлениях.

– Технологические платформы сейчас в Европе работают?

Геннадий Беляков:

– Работают, эффективно работают… Причем это система открытая, есть уже целый ряд российских организаций, которые принимают участие в работе европейских платформ. Было предложено этот механизм применить для решения наших задач. Задача технологической модернизации сейчас стоит очень остро. В Программе социально-экономического развития Сибири, которая была принята в 2010 году, одна из первоочередных задач – технологическое перевооружение всех отраслей промышленности и даже социальной сферы. Необходимо выпускать принципиально новую продукцию. Другого пути, кроме инновационного развития, у России нет. Тем более с учетом нашего вступления в ВТО. И вот, понимая это, еще в начале 2010 года губернатор Красноярского края Лев Владимирович Кузнецов на встрече с Советом ректоров определил задачу: поднять роль вузов и академических учреждений в инновационном развитии Красноярского края. Тогда Совет ректоров вместе с Красноярским научным центром и министерством экономики края разработал приоритетные направления инновационного развития нашего региона с участием вузов и академических учреждений в их реализации. Этот документ направили губернатору и в правительство края. Губернатор поддержал идею создания региональных технических платформ, которую сформулировали Совет ректоров совместно с президиумом КНЦ СО РАН. Хотя вначале на разных уровнях возникало некоторое недопонимание. Считаю – более того, убежден! – что именно благодаря Льву Владимировичу у нас в крае началось формирование региональных технологических платформ. Очень своевременно было создано министерство инвестиций и инноваций. Министр Андрей Карлович Вольф сразу активно включился в эту работу. Губернатор провел ряд совещаний по технологическим платформам. Первой была рассмотрена региональная платформа «Продовольственная безопасность Сибири» на базе Красноярского аграрного университета, но с объединением вокруг него всех заинтересованных сторон. Инновационные технологии производства, переработки, логистики сельскохозяйственной продукции. Это был первый опыт, когда мы собрали очень широкий круг – и производителей сельскохозяйственной продукции, и переработчиков, глав районов – и обсудили, каким образом нам поднять на достойный уровень, с применением новых инновационных технологий, сельское хозяйство края. А дальше этот формат стали использовать и при формировании других платформ. Следующая платформа, которая была рассмотрена – «Трансляционная медицина», в Красноярском государственном медицинском университете, – тоже объединила все направления медицины и здравоохранения. Далее была «Инновационные технологии комплексного использования лесных ресурсов», уже на базе Сибирского государственного технологического университета, тоже с включением всех заинтересованных структур. Эти три платформы мы рассмотрели в 2011 году. В нынешнем на базе Сибирского федерального университета 1 февраля состоялось совещание под руководством губернатора по формированию четвертой региональной технологической платформы «Энергетика, энергоэффективность, энергосбережение». На этом этапе значительно вырос уровень понимания вопроса. Был уточнен перечень приоритетных направлений развития края, по которым целесообразно формирование региональных технических платформ.

Владимир Москвичев:

– Этот перечень наших 13 региональных технологических платформ нашел отражение в стратегии инновационного развития Красноярского края.

– Платформы обозначены. Что дальше?

Геннадий Беляков:

– Смотрите, что предусматривает сама платформа. Это инструмент объединения, концентрации усилий всех участников. Платформа – разработанный проект, где выделяются приоритетные направления и группы технологий, с которыми надо работать. Дальше прорабатывается, оценивается имеющийся технологический уровень. Сравнивается с лучшими образцами: а что есть в этом направлении у нас в стране и во всем мире?

– Это оценивает какая-то экспертная группа?

Владимир Москвичев:

– В структуре разработчиков региональных платформ предусмотрены экспертные группы. Итак, оценивается имеющийся уровень, формируются цели и разрабатывается стратегическая программа исследований и разработок. Дальше под эту программу исследований и разработок закладывается финансирование. Желательно сочетание государственного финансирования с частным. Это предусмотрено и в федеральных платформах, и в европейских – частный бизнес тоже участвует. Когда они объединяются платформой, то понимают, что тоже заинтересованы в этом деле и тоже начинают вкладывать. За счет этого идет увеличение финансирования.

Геннадий Беляков:

– Формирование и реализация технологических платформ, все процедуры этого процесса будут определяться наличием или отсутствием нормативной базы в этой части. Поэтому в ближайшее время в соответствии с решением министерства инноваций и инвестиций предполагается разработка такой нормативной базы. С этой целью создана рабочая группа в рамках Сибирского научно-образовательного комплекса. Комплект документов будет включать в себя положение о региональной технологической платформе, регламент по разработке проекта реализации региональных технологических платформ Красноярского края, паспорт региональных технологических платформ… Такие документы ранее в регионах не разрабатывались, за основу будут взяты документы по федеральным платформам с адаптацией их к условиям Красноярского края. При этом академик Василий Филиппович Шабанов (председатель президиума Красноярского научного центра СО РАН. – Прим. ред.) подчеркнул целесообразность использования опыта институтов СО РАН по организации и продвижению инновационных проектов. Важную роль в этом деле может сыграть СКТБ «Наука», особенно в части подготовки нормативной базы.

– Получается, что мы первыми в России пытаемся внедрить технологические платформы в отдельно взятом регионе страны?

Владимир Москвичев:

– Такой подход к модернизации экономики отдельного субъекта Федерации в России реализуется впервые. Уже говорилось о том, что участниками технологических платформ на территории края являются вузы и научные учреждения, стратегические партнеры и курирующие министерства.

Основным условием реализации такого инновационного подхода является активная позиция правительства Красноярского края, которая обеспечит контроль функционирования этих платформ. Если из 13 обозначенных платформ 5–7 заработают нормально и от них будет отдача, то мы будем иметь немалый положительный эффект от этого процесса. Если раньше каждое отдельно взятое министерство решало свои проблемы самостоятельно, отдельно – какие-то проблемы с вузами, отдельно – проблемы с бизнесом, принимая те или иные решения по их модернизации и развитию отдельных отраслей и предприятий, то сейчас появляется площадка, где все заинтересованные лица будут работать на результат, который необходим всем. Целевые установки связаны с повышением благосостояния и уровнем жизни населения Красноярского края, включая социальные проблемы. Платформы отражают основные проблемные направления: это область энергетики, системы жизнеобеспечения и безопасности (в первую очередь ЖКХ), инновационные технологии химического и нефтегазового комплекса, освоение месторождений полезных ископаемых, строительный комплекс, машиностроение, металлургия, телекоммуникации, медицина, продовольственная безопасность, использование лесных ресурсов в Красноярском крае, и в том числе образовательные инновационные технологии для экономического и социально-культурного развития Красноярского края. Поэтому, выделив ключевые точки развития, которые мы имеем на территории края, предложили 13 региональных платформ. Но их число может быть как увеличено, так и уменьшено, в зависимости от того, насколько грамотно мы будем работать по этим направлениям.

Геннадий Беляков:

– Здесь, получается, заинтересованы все. Заинтересован бизнес, и в платформах даже предусмотрена его определяющая роль. Научное сообщество решает конкретные задачи, при этом потребности бизнеса увязаны с экономическими интересами края.

– То есть сейчас в крае создается инновационный инструмент для его инновационного развития?

Владимир Москвичев:

– За прошедшие годы научно-технические, кооперационные связи в крае были все-таки сильно нарушены. Если раньше, в советские годы, наука была привязана к производству и обеспечивалось применение наших разработок, то в 1990-е годы особенно многое было нарушено. Сейчас появилась возможность наладить эти связи в конкретных направлениях. Тогда наука и образование получат заказ на разработки, на исследования, на инновации. А высшая школа станет не просто готовить абстрактные кадры, а займется целевой подготовкой кадров под новые технологии. Сейчас одна из серьезнейших проблем – это отсутствие инженеров, которые владели бы новыми, современными технологиями. 

– Мне кажется, региональные технологические платформы являются неким близким по духу аналогом кластерных структур, организацией которых в свое время занималась городская администрация совместно с вузами и Красноярским научным центром.

Владимир Москвичев:

– Да, получилось так, что потребность в объединении усилий давно назрела, поэтому в городе начали отрабатывать кластерный подход. Дело не в том, что нужно один в один переносить кластерный подход на экономическое развитие региона. Если на уровне муниципального образования он может работать, то ясно, что на субъектовом уровне должны быть более мощные рычаги воздействия, в том числе на бизнес, а также на науку и образование, чтобы, как в советские времена, наука, образование и производство были едины. Это та же самая идея по большому счету. В этом даже видятся элементы будущей плановой экономики на региональном уровне. Если будет организована грамотная постановка самих региональных платформ и частично обеспечено финансирование этих платформ из краевого бюджета. Это может быть прописано в конечном итоге, если соответствующая нормативно-правовая база на уровне нашего Законодательного собрания будет принята, будет разрешено финансирование платформ из краевого бюджета… Все должно сложиться, потому что в августе прошлого года были приняты изменения в закон о науке и государственной научно-технической политике, где расширены полномочия органов власти субъектов Федерации. Разрешили финансировать, целый раздел ввели – «Инновационная деятельность». Сейчас политика правильная у государства – передать новые, большие полномочия субъектам Федерации. И наш губернатор первый предложил начать с нашего края. Это как раз в духе того, что край все больше полномочий берет на себя, в том числе в части технологического развития.

Геннадий Беляков:

– Думаю, что технологические платформы станут, как вы заметили в начале интервью, тем самым трамплином. Для этого есть все предпосылки. На территории края есть серьезные вузы, достаточно широко представлена академическая и прикладная наука, имеются мощные предприятия с громадным потенциалом. Признанием этого является утверждение технологической платформы «Национальная информационная спутниковая система» на базе ОАО «Информационные спутниковые системы» им. академика Решетнева, руководителем которого является член-корреспондент РАН Николай Алексеевич Тестоедов. Реализация данной платформы наряду с региональными технологическими платформами должна стать основой инновационных процессов в экономике края.
 

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного