В конце 90-х годов, в то время, когда многие в прямом смысле не понимали, что они завтра будут есть, в Красноярске открывается Литературный лицей. Его первый директор Марина Саввиных вспоминала, как обратилась к Виктору Петровичу за поддержкой, писатель сделал все от него зависящее, чтобы лицей в Красноярске появился. И уже четверть века работает это подразделение гимназии «Универс», куда приезжают школьники со всего города.
Виктор Петрович знал по своему опыту и опыту многочисленных друзей – авторов классических произведений, литературных критиков, какой непростой это путь – стать писателем. И поэтому на открытии он отметил: не стоит думать, что здесь «научите писать», но даже «повысить читательскую культуру, заинтересовать детей чтением – это уже большая победа».
Астафьев считал, что с самим понятием «писатель» в стране с такой литературой нужно быть осторожнее:
Я знаю много очень хороших русских писателей, с которыми учился на Высших литературных курсах, общался десятки лет. Они с большим трудом и очень редко произносят слово «писатель», в любом удобном случае о себе они скажут «литератор», очень осторожно. Потому что это очень большая ответственность. В России, где писали Пушкин, Гоголь, Толстой, Тургенев, Достоевский… да и еще так называемая второстепенная литература, которая составила бы честь любого европейского государства… Произносить после них слово «писатель»?
Он же предупреждает, что готовиться нужно к огромному внутреннему постоянному труду и совершенствованию, а вообще «профессия прекрасная и проклятая… ничего тяжелее нет».
Анастасия Астафьева написала пьесу «Письма к отцу» о взаимоотношениях с писателем
Судьба забрала у Астафьева двух дочерей очень рано. Крошечная Лида, которую нечем было кормить, умерла в тяжелое послевоенное время. У Ирины остановилось сердце, она не дожила до 40 лет.
В 1975 году в Вологде родилась третья дочь Астафьева – Анастасия, ее матерью была журналистка Нина Веселова. Анастасия пойдет по тому пути, от которого писатель отговаривал всех своих детей…
Их общение началось с письма, которое Астафьев получил от уже взрослой девушки. Он отвечает:
…без комплексов и угрызений совести напиши мне полностью свое ФИО, открой счет в надежном банке, и я переведу сумму денег на черный день, который бывает не за горами, а за плечами. Только, пожалуйста, без «фи» – это та маленькая услуга, которую я способен сделать для тебя». И еще: «…я уж сто раз смотрел на твои взрослые фотки и не ощутил тебя чужой, что-то родное брезжит…
Она же думает о том, что встреча с родным ей человеком, ранее бывшим недосягаемым, возможна и вот-вот состоится.
Впоследствии в автобиографичной пьесе «Письма к отцу», где главными героями станут писатель Астахов и его дочь Лида, она напишет: «Господи! Сколько у меня к вам вопросов серьезных и страшных! О жизни, о смерти, обо всем, что мучает, что не понимаю!.. Кто знает, может, нет и не будет у меня на земле человека роднее Вас, уж очень требует мое сердце нашей встречи, только бы не опоздать, Боже милостивый!»
Вскоре в Овсянку приезжает «практикантка из ВГИКа». В то лето 1997 года состоится их единственная встреча…
Среди вопросов к отцу у Анастасии (уже потом она возьмет его отчество – Викторовна и фамилию – Астафьева) был очень важный – про творческий путь. Еще в 15 лет она участвует в конкурсе всесоюзного общества «Знание», пишет книгу современных басен и становится победителем.
Я, конечно же, готов посмотреть твои писания, – отвечает Астафьев. – Но если… я не увижу в тебе и бумагах твоих будущего, уверенного предначертания к творческой судьбе, употреблю все усилия, чтобы уберечь тебя от этой пагубы. Разве литературно-киношная судьба твоей мамы тебе не пример? Разве прозябание, за исключением двух-трех вологодских и прочих писателей, тебе не урок?
Уже потом Анастасия расскажет, что после оценки ее работы отец отметит – «не без искры» и «обречена».
Но, по ее словам, она никогда не стремилась подражать ему и «дорасти до его уровня». Она искала свой стиль, свой язык. На сегодняшний день Анастасия Астафьева – автор более 50 произведений. В 2020 году за рассказ «Темная ночь» – премия Первого международного литературного конкурса «Линия фронта», посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
В 2022 году сборник рассказов «Для особого случая» вошел в шорт-лист литературной премии «Ясная Поляна», на всероссийском литературном конкурсе «Чистая книга» имени Федора Абрамова был отмечен специальной премией «За сохранение и развитие традиционных идеалов и ценностей отечественной словесности».
Но, наверное, одно из самых известных произведений – это все же пьеса «Письма к отцу». В ее финале автор по-своему объясняет печальную эпитафию Астафьева – эти несколько строк, которые поставили всех в тупик: «Я пришел в мир добрый, родной и любил его безмерно. Ухожу из мира чужого, злобного, порочного…»
Я же знала, что ты просто смертельно устал, – пишет она. – Устал от той ноши, которую однажды взвалил себе на плечи… Бог много дал тебе в этой жизни, но еще больше отнял. И я знаю, я просто уверена, что Он простил тебе все грехи. А если нет, я буду всю жизнь молить Его об этом.
В краевой научной библиотеке 15 лет работает клуб поклонников творчества писателя «Затесь»
Весной этого года Анастасия Астафьева была приглашена на встречу в краевую библиотеку, где она представила свою новую книгу «Глафира и президент». В библиотеке уже много лет встречаются люди, влюбленные в прозу ее отца.
«Затесь» – такое название получил клуб – по названию особого жанра лирико-философских миниатюр, созданного Астафьевым. Затеси – длиной порой всего в несколько абзацев – он писал много лет начиная с 60-х годов.
Здесь звучат отрывки из произведений Астафьева в исполнении актеров красноярских театров, исполняются романсы на его стихи, школьники делятся своими впечатлениями о путешествиях по местам, связанным с писателем. И, может, самое главное – гости рассказывают, как сейчас отзывается астафьевское слово в судьбах людей.
Участник СВО Ярослав Федоров из Дивногорска, сейчас учитель истории, руководитель поискового отряда, рассказывал – когда воевал, просил отправить ему на фронт роман «Прокляты и убиты». Его читали в землянке:
«Главное, что все они признали: Астафьев наш, мы такие же солдаты, как и он, и писал он чистую правду, мы подписываемся под каждым его словом».
Создать очень светлое, творческое пространство удалось журналисту Валентине Майстренко, председателю клуба и главному редактору альманаха «Затесь». Он выходит на протяжении многих лет. Сколько граней астафьевской прозы и его непростого характера в нем можно рассмотреть! Вот страница с молитвой о русском народе – Мария Семеновна обнаружила ее в рыбацком ящике своего мужа. Впоследствии в редакцию пришло письмо о том, что такие молитвы бытовали среди узников ГУЛАГа – возможно, что Астафьеву ее передали бывшие заключенные.