15 февраля – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества

15 февраля – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества
Фото: Руслан Рыбаков

В этом году ветераны боевых действий в Афганистане отмечают двойную дату – 35 лет вывода советских войск из Афганистана и 45 лет операции по отстранению Амина от власти. Ветераны ФСБ Александр Новиков и Анатолий Колмаков были в числе тех, кто штурмовал дворец Амина. Говорят, это было самое яркое событие их жизни.

Сложное решение

В 1979 году у СССР и Афганистана сложились парадоксальные отношения. Эта страна всегда была дружественной Советскому Союзу и даже задумала совершить социалистическую революцию. Но в середине 1979-го в Афганистане начались мятежи в армии, вооруженные выступления исламской оппозиции, борьба за власть. Лидер Народной демократической партии Афганистана Нур Тараки был арестован и убит по приказу отстранившего его Хафизуллы Амина. Это был амбициозный и жестокий правитель. В стране воцарились террор и репрессии, подняла голову оппозиция, и Амин несколько раз обращался к СССР с просьбой ввести войска в Афганистан.

Ситуация в соседней стране вызывала беспокойство у Политбюро Советского Союза. Советское руководство опасалось, что обострение ситуации в Афганистане приведет к падению режима НДПА и приходу к власти враждебных СССР сил. Более того, по линии КГБ поступала информация о связи Амина с ЦРУ и о тайных контактах его эмиссаров с американскими официальными представителями.

Решение давалось непросто, но оно было принято – заменить Амина на более лояльного к советской стране лидера. При разработке операции по свержению Амина было решено использовать его просьбы о советской военной помощи.

Командиры на особый период

Для работы в таких сложных условиях требовалось небольшое боеспособное подразделение, которое обеспечивало бы физическую защиту россиян в Афганистане. Это должны были быть хорошо подготовленные профессионалы, способные не только решать боевые задачи, но и при необходимости осуществлять специальные операции, вести разведывательную и контрразведывательную работу. Выбор пал на офицеров спецрезерва КГБ СССР.

Отряд специального назначения «Зенит» сформировали летом 1979 года. В его составе – оперативные сотрудники подразделений из разных территорий страны, которые прошли специальную подготовку на курсах усовершенствования офицерского состава.

Программа включала в себя дисциплины, необходимые для подготовки командира разведывательно-диверсионной группы. Более полугода слушатели изучали агентурную разведку, минирование и проникновение на объекты, владение отечественным и иностранным оружием, средства радиосвязи, рукопашный бой и методы выживания в сложных условиях.

Специальную подготовку прошли пять оперативников из КГБ Красноярского края. Правда, офицеры даже не подозревали, что их готовят для работы в Афганистане.

– Тогда об Афганистане даже не говорили. Из нас готовили командиров на особый период – тех, кому необходимо действовать в тылу противника в случае войны, – рассказывает ветеран ФСБ Александр Новиков. – Но когда запахло жареным, первый выпуск офицерских курсов командировали в Афганистан. Они охраняли наше посольство.

Не задавая вопроса «зачем»

5 июля 1979 года отряд из 10 человек прибыл в Кабул. В сентябре – октябре он был усилен еще 24 бойцами. А в декабре в Баграм прибыл так называемый мусульманский батальон, сформированный из солдат срочной службы – таджиков, туркменов, узбеков.

– В командировку в Афганистан мы уехали только с третьего раза. Нас вызывали в Москву и снова возвращали домой, – вспоминают красноярцы-«зенитовцы».

Из управления КГБ СССР по Красноярскому краю в Кабул отправились пять человек – майор Федор Коробейников, капитаны Анатолий Колмаков, Александр Новиков, Георгий Крайнов и Вячеслав Ермаков. Никто из них не знал о цели и задачах командировки, а тем более о том, что придется вести боевые действия за границей. Но они готовы были выполнить любое задание Родины.

– У нас не было никаких сомнений, никто из нас не думал об орденах, – говорит Анатолий Колмаков. – Мы понимали: надо – значит, надо. И шли вперед, не задавая вопроса «зачем».

Сначала – рекогносцировка на местности. Оперативники КГБ не зря проходили подготовку как разведчики-диверсанты. Ходили по городу, знакомились с расположением главных объектов, составляли карту местности.

На штурм дворца

Решение об устранении Амина и о вводе советских войск в Афганистан было принято на заседании Политбюро ЦК КПСС 12 декабря 1979 года.

Операция «Шторм-333» началась со взрыва колодца связи, чтобы лишить Амина контактов с внешним миром.

– Нас передислоцировали в Кабул, и мы встали вокруг дворца Тадж-Бек. Пока не говорили о штурме. Мы просто вели наблюдение за резиденцией Амина, – вспоминает Александр Новиков. – А 27 декабря с обеда прошла команда: «Ребята, готовьтесь!» Мы почистили оружие. Рядом с нами на горе стояла батарея «Шилок» – четырехствольных зенитных установок, предназначенных для охраны танков от нападения вертолетов. Когда стемнело, начали собираться. Перебинтовали себе руки, чтобы опознавать друг друга, и вперед.

При раздаче бронежилетов Александру Феликсовичу защиты не досталось, и его сослуживец Анатолий Колмаков отдал свой. Александр Новиков до сих пор вспоминает товарища добрым словом: этот бронежилет в ходе штурма спас ему жизнь.

– «Шилка» давала огневой вал. Под его прикрытием наши БТРы и БМП двинулись к дворцу, – рассказывает Анатолий Колмаков. – Наша машина шла второй, бойцов набилось, как сельдей в бочке. Первый БТР проскочил по серпантину, а наш подожгли.

Парня-пулеметчика убило сразу, в БТРе почти все ранены. Бойцы выскакивали из горящей машины, а им в спины рубанули автоматные очереди. Александр Новиков получил пулю в руку. Пошевелил – действует, и начал пробираться к дворцу.

– Мы ползли вверх по заминированному полю, но ни одна мина не взорвалась. Сверху (а дворец стоял на возвышенности) было стрелять сподручнее. Нас поливали очередями и забрасывали гранатами. Они рвались рядом, но не зацепляли, – вспоминает Александр Феликсович. – А потом рвануло рядом, осколки залетели под бронежилет. У меня был полный живот металлолома.

Ветераны ФСБ говорят: штурм дворца – незабываемый момент их жизни. Все происходило в темноте, на ночном небе вырисовывались фиолетовые трассеры от снарядов «Шилок», во дворце горели шторы. Зрелище было фантасмагоричное. Хотя бойцы, которые наблюдали за боем со стороны, описывали его как ад.

Тадж-Бек был взят за 43 минуты, операция «Шторм-333» завершилась с минимальными потерями с советской стороны. Со штурма дворца и устранения от власти Амина начался ввод советских войск в Афганистан. Российские солдаты устанавливали порядок в этой стране 10 лет. Лишь 15 февраля 1989 года последняя колонна советских войск покинула территорию Афганистана.

Фото из архива Александра Новикова и Анатолия Колмакова, Руслана Рыбакова (портреты)

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
3 мая 2024
«100 фактов об Астафьеве»: фронтовая дружба
«Где же вы сейчас, друзья-однополчане, боевые спутники мои?» – спрашивает герой лиричной и когда-то очень популярной песни. Астафьев знал ответ
Без рубрики
3 мая 2024
Северный морской путь – уникальная трасса во льдах
Северный морской путь (СМП) – судоходный маршрут в Российской Арктике. Его можно отнести к достопримечательностям Красноярского края. Ведь он не
Без рубрики
3 мая 2024
Как решилась проблема с отходами лесопиления в Канске
Канский район считается одним из ведущих в сфере лесопереработки края. Но районный центр стал известен на всю страну не своими