Северный морской путь – уникальная трасса во льдах

Северный морской путь – уникальная трасса во льдах
Арктический морской порт Дудинка. Фото: Олег Кузьмин

Северный морской путь (СМП) – судоходный маршрут в Российской Арктике. Его можно отнести к достопримечательностям Красноярского края. Ведь он не только пролегает у арктических берегов нашего региона, но две его «ветки» даже заходят непосредственно на территорию края: порты Дудинка и Игарка расположены на Енисее в нескольких сотнях километров от берега Карского моря, а порт Хатанга – аналогично на реке Хатанга, впадающей в море Лаптевых.

Всего на пути следования судов, идущих Северным морским путем, встречается около 70 перевалочных пунктов и портов. Среди них Сабетта, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Амдерма, Певек, Беринговский, Провидения и другие.

В официальных российских документах СМП определен как «исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация РФ». Он проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово), соединяет в единую транспортную систему европейские и дальневосточные порты РФ. Этот северный маршрут почти в два раза короче других морских путей из Европы на Дальний Восток. Продолжительность навигации составляет два-четыре месяца, использование ледоколов позволяет сделать ее круглогодичной.

История СМП тесно связана с историей Красноярья. Например, в годы Великой Отечественной войны часть грузов, поступающих в СССР по ленд-лизу, шла в красноярские порты именно через него.

Юридические нюансы

В 1991 году Северный морской путь был открыт для международного судоходства. В 2013-м вступил в силу федеральный закон, согласно которому были законодательно закреплены границы СМП, ледокольная и лоцманская проводка судов по нему отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Распоряжением Правительства РФ в 2013 году для управления этим судоходным маршрутом было создано ФГКУ «Администрация Северного морского пути».

Согласно поправкам 2017 года в Кодекс торгового мореплавания РФ, суда под российским флагом обладают исключительным правом на перевозку по СМП нефти, природного газа, газоконденсата и угля, добытых на территории РФ.

Значение для России

Наша страна продолжает активно осваивать Северный морской путь. Маршрут используют такие крупные промышленные компании, как «Норникель», ЛУКОЙЛ, «Газпром», «Роснефть» и многие другие.

Ледовая трасса открывает доступ к изобильным ресурсам Арктики и Сибири – сегодня здесь добывают 10 % общемировых объемов нефти и 25 % природного газа. Из них 80 % располагаются на Российском Севере. Проект «Восток Ойл», который «Роснефть» разворачивает сейчас на севере Красноярского края, даст мощный толчок для развития СМП.

Арктический путь соединяет устья крупных рек, пролегающих через 70 % территорий РФ. По нему доставляют грузы в прибрежные города: экономика 29 регионов зависит от СМП. Он также помогает развивать международную торговлю – российские производители не только выходят на азиатские рынки, но и меньше тратят на топливо и перевозку, что позволяет снизить стоимость груза.

В 1991 г. СМП был открыт для транснациональной навигации. В 2009 г. Северный морской путь впервые преодолели два корабля, перевозящие коммерческие грузы из Европы в Азию, а уже в 2011 г. их количество увеличилось до 34.

В 2022 г. Китай стал крупнейшим импортером российского СПГ. Через Северный морской путь Россия поставила рекордные его объемы с Южно-Тамбейского месторождения в порты китайских городов Жичжао, Циндао и Циньчжоу.

Атомоходы – наши!

Россия – единственная страна в мире, обладающая мощным атомным ледокольным флотом. Суда такого класса позволяют проходить льды практически любой толщины. Флот был создан для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу СМП, в акватории которого сейчас действуют семь линейных атомных ледоколов «Росатомфлота»: «50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр», «Вайгач», «Арктика», «Сибирь» и «Урал». В строю также находится атомный лихтеровоз* «Севморпуть».

* Лихтеровоз – специализированное судно для перевозки груза в лихтерах или баржах, контейнерах.

 

Цифры и факты

2 трлн руб. составят до 2035 года инвестиции государства в развитие Северного морского пути.

5 600 км – длина Северного морского пути от Карских ворот до бухты Провидения.

14 000 км – кратчайший путь между европейской частью России и Дальним Востоком по СМП. А через Суэцкий канал по Индийскому океану – 23 000 км.

5 770 морских миль – путь от Мурманска до Иокогамы по СМП, в то время как через Суэцкий канал он бы составил 12 840 морских миль.

Северный морской путь используется не только Россией, но и…

  • Китаем (около 60 % от общего объема международных грузов СМП);
  • Южной Кореей (около 20 %);
  • Японией;
  • ЕС;
  • США;
  • Канадой.
Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного