– Представляете, многие считают, что мы потомки военнопленных, оставшихся после Великой Отечественной… – сокрушается Ольга Кульшманова, председатель Красноярской национально-культурной автономии немцев.
Мне нечего ответить, потому что об истории российских немцев я знаю очень мало. Между тем наши народы, наша история переплелись очень прочно: достаточно вспомнить Витте, Кюхельбекера, Крузенштерна…
В июле этого года исполнилось 250 лет с момента, когда Екатерина II издала манифест «О дозволении всем иностранцам, въезжающим в Россию, селиться в разных губерниях по их выбору».
Свободные люди на свободных землях
– Этот манифест был опубликован в Европе на нескольких языках, в том числе немецком, – рассказывает Ольга Соколова, старший научный сотрудник Исторического музея Москвы. – На стенде он представлен в масштабе 1:1.
Стенды – это часть передвижной выставки «Немцы в российской истории», которая на прошлой неделе открылась в Красноярске. Экспозиция создана в 2012 году и теперь колесит по всей стране, рассказывая, кто такие российские немцы. Материал собирался в России и Германии – из государственных и частных архивов.
– Екатерина II расширяла границы, свободные земли нужно было заселять свободными людьми, в тот период у нас было крепостное право, – посвящает в тайны истории Ольга Кульшманова. – Немцы, кстати, уезжали из Германии, Голландии, Дании, Франции. Ехали сюда с детьми и скарбом. Им было обещано многое: свобода вероисповедания, наделение землей, освобождение от воинской службы и возможность самоуправления. И самое главное – переселившиеся становились российскими подданными. Все это привело к тому, что во второй половине XVIII века немецкие колонии были в Поволжье, Санкт-Петербургской, Черниговской, Воронежской губерниях, а во второй половине XIX века уже в Сибири.
Путешественники и исследователи
– Когда мы начали в прошлом году готовить выставку, посвященную судьбе немцев в Красноярском крае, столкнулись с тем, что информации – буквально крупицы, – рассказывает Эльвира Стеблева, главный библиограф отдела краеведческой информации краевой научной библиотеки. – Данных о немцах после 41-го года много, но вот проследить, как они появились здесь до этого, сложно.
На самом деле максимальный «наплыв» представителей российских немцев в крае действительно был как раз в 30–40-х годах, и эту часть истории вспоминать особенно никому не хочется. Достаточно прочувствовать одну цифру: только в 1941 году в край было депортировано более 70 тысяч человек. Но история немцев на сибирской земле не всегда печальна: первые представители Германии побывали здесь еще в XVII веке – и по собственной воле.
К нам приезжали многие известные путешественники и ученые, – поясняет Эльвира Стеблева. – Впервые они побывали здесь в XVII веке, когда появился большой интерес к изучению Сибири, – это была непознанная часть света, которая привлекала многих. Первым по указу Петра Первого край посетил Даниил Готлиб Мессершмидт.
Он проводил комплексные географические исследования, а также искал «мамонтовы рога». За шесть лет путешествия по Сибири исследовал Минусинскую впадину, доплыл по Енисею до Туруханска и изучал Нижнюю Тунгуску. Результатом стало 10-томное «Научное путешествие по Сибири». После этого были многочисленные научные экспедиции с участием Миллера, Гмелина, Палласа, Готлиба – те исследования, которые стали основой этнографии Сибири. Информацию об этом найти достаточно просто, сложней узнать, как жили горожане.
– Для того чтобы найти следы присутствия простых немцев в истории города, мы изучали дореволюционные газеты, например «Енисейские ведомости», – вспоминает Эльвира Стеблева. – Оказалось, что до революции было много рекламы – у немцев были мануфактуры, лавки. И почти во всех объявлениях говорится о высоком качестве товара.
Но, конечно, одними торговцами дело не ограничивалось – архитектор Александр Александрович Фольбаум построил особняк С. С. Тропинина, здание учительской семинарии, угловой корпус городской больницы. Христиан Фридрих Лессинг был врачом-гомеопатом, а по совместительству – мельником и пивоваром. Первым лекарем Енисейска и Ачинска был обрусевший немец – Паскевич, имени история нам, к сожалению, не сохранила.
И что теперь?
Федеральная выставка «Немцы в российской истории» не собрала аншлага: за три дня ее посетило не так много красноярцев. Хотя в нашем регионе сейчас живут более 20 тысяч немцев, а в самом Красноярске более четырех тысяч. Тогда зачем же все это затевалось?
– Многие потомки немцев-переселенцев, которые приходят на нашу выставку, вспоминают о том, что у них в доме находилась, например, такая же прялка или вафельница в форме сердечка, – объясняет Зинаида Бичанина, проект-менеджер выставки. – Это пробуждает воспоминания у людей, подталкивает к большему знакомству с историей народа. Что ценно, наш труд не проходит бесследно.
О таком же результате говорит и Эльвира Стеблева. Она рассказывает, что после публикации на сайте библиотеки отчета о своем исследовании они получили письмо из Германии.
– Нам написал потомок поэта и переводчика Доминика Гольмана. Он поблагодарил нас и внес небольшие правки в биографию отца – он, кстати, первым после Второй мировой, в 1962 году, провел в Красноярске семинар российских немецких писателей. Нас такое внимание очень обрадовало.
Стремление «держаться корней» свойственно российским немцам: Ольга Кульшманова вспоминает, как недавно к ним обратились российские немцы (!) из Аргентины. Их предки когда-то уехали туда из России – Латинская Америка тоже приглашала поселенцев.
– Оказывается, там огромная колония. Гости из Аргентины в Красноярске искали свои корни – кто-то из семьи уехал, а семьи были очень большими, кто-то остался и был депортирован сюда… Жили ведь все большим семейным кланом и, кстати, уезжали также кланами: фактически полсамолета – одна семья.
Стремление восстановить семейный клан, вернуться на обжитые места, видимо, свойственно российским немцам, как никому другому. Столетия жизни на чужой земле приучили пестовать свои традиции вплоть до мелочей – вышитых шпрухов и вафельниц в форме сердечка, приучили к тому сорту педантичности, которая помогает сохранить себя, свою самость.
Зинаида Бичанина приводит в пример 96-летнюю бабушку, которую представители Международного союза немецкой культуры встретили в Саратовской области во время экспедиции.
– Она побывала в депортации в Сибири, в трудармии, но, несмотря на трагедию, которую пришлось пережить, сохраняет немецкие традиции: вышивки, вязание, очень чисто в доме. Потомки бережно хранят традиции, и мы тоже пытаемся их сберечь. Как умеем.
Передвижная выставка «Немцы в российской истории» будет гостить в краевой библиотеке до 14 августа, и побывать на ней было бы полезно всем, кто еще не открыл для себя эту страницу отечественной истории. Чтобы лучше знать многонациональную страну и свой многонациональный край.
Страницы истории
Первую многотомную академическую «Историю Сибири» написал Герхард Фридрих Миллер: в 1730-х он был историографом Великой северной экспедиции. Миллер посетил 20 крупных городов и острогов, в их числе – Красноярск и Енисейск, его полевой дневник насчитывал больше 2 500 страниц.
Флору Сибири впервые описал Иоганн-Георг Гмелин, именно он пробыл в Красноярске дольше других исследователей и изучал не только флору Сибири, но и обычаи местного населения. Им были публикованы дневники «Путешествие по Сибири», переведенные на многие европейские языки и пользовавшиеся большой популярностью.
Первый метеорит был обнаружен Петром Симоном Палласом: в 1741 году в 200 км от Красноярска была найдена 680-килограммовая железно-каменная глыба. Паллас спустя 22 года настоял на отправке глыбы в Петербург, увидев в ней исключительную научную ценность. Считается, что именно этот метеорит, а называется он Красноярск, или Палласово железо, стал основой новой науки – метеоритики.
Один из первых видов Красноярска и Енисейска сохранился до наших дней благодаря стараниям гравера Иоганна Вильгельма Люрсениуса, сопровождавшего экспедиции Миллера и Гмелина.
Пять коротких горных цепей в центральной части Западного Саяна открыл астроном и исследователь Людвиг Эдуардович Шварц, в июне 1858 года из Минусинска через село Шушенское он вышел к верховью Ои, где обнаружил горный хребет, который «был усажен огромными каменьями, глыбами и столбами».