Прямая линия с Владимиром Путиным эволюционирует как жанр, но, к сожалению, пока лишь в технологическом отношении. Меняется среда, меняются каналы, по которым люди готовы передавать, а администрация президента – принимать вопросы, но почти не меняется сама суть обращений. Подавляющее большинство из них, если верить первому беглому взгляду, выдают в нас людей, которые по-прежнему ждут от властей манны небесной и недоумевают, отчего их собственная жизнь так медленно меняется в качестве.
На бога надейся…
В этот раз уже к моменту старта прямой линии в единый центр обработки сообщений поступило 2 млн 486 тыс. вопросов. Сибирский федеральный округ в этой статистике, к слову, затерялся: по всей видимости, в этот раз, как и всегда, сработала исконная черта сибиряков полагаться в первую очередь на собственные силы и пореже апеллировать к власть имущим. Тем не менее десятки тысяч вопросов поступили и от нас с вами, имею в виду красноярцев в широком смысле слова.
Качественно обращения из Сибири мало чем отличались от вопросов из других частей России, поэтому разделять их не будем, тем более что к моменту подписания номера в печать прямая линия была еще в самом разгаре.
Согласие и благосостояние
Большая часть поступивших вопросов была связана с социальным благополучием и личным благосостоянием. Но начали, конечно, с более общей и более острой темы – с «персональных решений», которыми для Путина изобиловал весь предыдущий год. Это и решения о поддержке Крыма и Севастополя вплоть до дальнейшего их присоединения, и работа в сложных внешнеэкономических условиях. Напомню, пик внешнеэкономических вызовов мы ощутили на себе в конце декабря, что спровоцировало нас и на потребительскую панику с массовой скупкой импортных товаров длительного пользования, и на еще более массовую скупку валюты. Пике, в которое ушел рубль, наводило на мысль о безвозвратном и жестком обрушении экономики и грядущей гиперинфляции, но в итоге цены даже на импортные товары курс доллара не догнали, а теперь и сам доллар пустился в обратный путь. Я уж не говорю про евро, которое, кажется, еще немного – и вернется к летним показателям в 43–45 рублей.
Что же касается благосостония. Макроэкономические показатели, которые, казалось бы, подверглись самому хлесткому удару, тем не менее в 2014 году оказались позитивны: и ВВП подрос, пусть и на номинальные 0,6 %, и промышленное производство – на 1,7 %, в том числе обрабатывающая промышленность – на 2,3 % (то есть быстрее, чем промышленность в целом, что не может не нравиться сторонникам концепции развития глубокой переработки). Сельское хозяйство обеспечило рекордный урожай зерновых и выросло в денежном эквиваленте на 3,7 %. Есть отрасли, где рост еще выше, – химическая промышленность, производство минеральных удобрений. Это при том, что объем инвестиций просел на 2,5 %. То есть, оказывается, у экономики оказалось достаточно собственных резервов роста.
Строительство показало исторический рекорд – 81 млн с лишним кв. метров жилья – такого не было даже в советские времена, когда жилье строилось массово и за государственный счет.
При этом, несмотря на крайне пессимистичные прогнозы, безработица выросла всего на 0,4 % – по большому счету, можно говорить не о реальном росте безработицы, а о «легализации» безработных, которые ранее не стояли на учете, но теперь, на фоне тревожных ожиданий, обратились к государству за поддержкой. Ожиданий, которые, похоже, не оправдываются.
В номинальном выражении доходы населения выросли, но реальные доходы – за счет 11-процентной инфляции – упали примерно на 1 %, и это падение необходимо наверстать.
Рождаемость продолжает расти, смертность – сокращаться, статистически это означает увеличение продолжительности жизни и положительную демографическую динамику.
Такие социально-экономические показатели – своего рода индикаторы благосостояния людей, очищенные от эмоций, и они вполне оптимистичны.
Экономика
Что касается «темы года» – экономических санкций Запада…
– У нас состоялся разговор с предпринимателями, – сказал Путин. – Я им сказал, что вряд ли сейчас стоит ожидать снятия санкций, потому что это вопросы чисто политического характера, для некоторых наших партнеров это вопросы стратегического взаимодействия с Россией и сдерживания нашего развития.
Со стороны западных государств такой взгляд на вещи вызывает критические отклики: мол, нет никакого сдерживания! Однако и губернаторы многих территорий, и руководители отраслевых министерств подтвердят: политика сдерживания проводилась задолго до эскалации конфликта на Украине. Основная тактика Запада в этой работе – попытка технологической изоляции нашей промышленности, проще говоря – запрет западным компаниям продавать некоторые ключевые технологии российским партнерам. Условно говоря, если ты хочешь построить нефтеперерабатывающий завод на территории России, мы продадим тебе технологию, но пред-предыдущего поколения. Современной технологии ты не получишь ни за какие деньги. Именно с таким подходом, а вовсе не с операционными рисками или ненадежной деловой репутацией России, связаны сложности с инвестированием в Россию. Не столько даже сложности, сколько – предубеждения. И всякий раз, когда у западной пропаганды находится повод припугнуть западный бизнес российским медведем, капитал, пугаясь этого мифа, разворачивается обратно на Запад, до тех пор, пока здравый смысл, основанный на холодном предпринимательском расчете бизнеса, не возобладает над мракобесием.
Отстроят заново!
Был, конечно, и вопрос из Хакасии. Каждому будет выплачено по 10 тыс. руб., семьям погибших – по 1 млн, частично утратившим имущество – по 50 тыс., полностью утратившим – по 100 тыс., получившим легкий или средний вред здоровью – по 200 тыс., тяжкий вред – по 400 тыс. Отстроить предстоит 2 400 домов. Все вместе со строительством и компенсациями потребует порядка 6–7 млрд рублей. Но деньги будут выплачены, а дома – отстроены до 1 сентября 2015 года.
В МИРЕ
Дипломатическое жонглирование
Брюссель «не понимает, почему ассоциация Украины с ЕС может навредить товарно-денежному движению между Украиной и Евразийским союзом», ведь «сам ЕС – крупнейший торговый партнер России». Но минуточку: между Россией и ЕС при этом существует таможенный барьер, а в случае, если Украина начинает торговать с ЕС как ассоциированный субъект и при этом продолжит торговать с Россией на прежних условиях, между ЕС и Россией возникнет безбарьерное пространство, которое на данном этапе выгодно только ЕС. Однако об этом Брюссель скромно молчит.
Зеркало в подарок
США и Израиль возражают против поставок российских оборонительных комплексов С-300 Ирану, потому что «это доказывает, что рост иранской экономики, который последует за снятием санкций, будет использоваться для закупок оружия, а не для обеспечения благополучия иранского народа». Эти мнения высказываются со стороны государств, которые обладают рекордными военными бюджетами и милитаризованы похлеще подавляющего большинства стран мира.
Мусор-разведчик
Тем временем войска космической обороны России обнаружили на орбите группировку спутников, замаскированных под космический мусор, осуществляющих слежку за территорией России радиотехническими средствами. Видимо, те самые миролюбивые государства, так переживающие за благополучие иранского народа, постарались.
Нам вновь пригрезилось…
А вот что сказали в НАТО накануне встречи «нормандской четверки» с Берлине: «Мы вновь зафиксировали факты поддержки сепаратистов оружием, войсками, а также в форме подготовки персонала. Россия все еще направляет войска, поставляет вооружения через открытую границу с Украиной». Особенно это их «вновь» умиляет. Будто они уже предъявили хотя бы одно доказательство, которое у них «есть». Правильнее начинать такие заявления не со слов «мы вновь зафиксировали факты…», а с более адекватных ситуации – «нам вновь пригрезилось…»
От греха подальше
«Совершая обычный полет в международном воздушном пространстве над Балтийским морем, американский самолет был перехвачен российским истребителем в небезопасной и непрофессиональной манере», пожаловались в Пентагоне. У меня пара вопросов. 1. Что делал американский военный самолет над Балтийским морем? 2. Почему американский пилот решил, что облет на минимальной дистанции – это непрофессионально? Он «Русских витязей» не видел? Как бы там ни было, разведчик США, ранее уверенно направлявшийся к границе РФ с выключенным транспондером, от греха подальше резко изменил курс.
В СЕТИ
Выплеснули дитя
Не хотел писать об этом, но теперь, после миллионов просмотров в Сети и жесткой ротации темы на ТВ, а также после публичной позиции Павла Астахова и тем более Следственного комитета, эта публикация – уже капля в море и мало чем способна девочкам навредить.
Девочки сплясали танец, поставленный в частной танцевальной студии в Оренбурге. Плохо отрепетированный, возможно, с двусмысленной хореографией и прочими недостатками. Я интереса ради протестировал ролик на предмет наличия в нем «разврата» – многие считают, что элементы разврата там действительно есть. Спорить не буду. Возмущает меня другое. Ладно Сеть – чего еще от нее ждать? Но когда подобное видео тиражируют центральные телеканалы в соответствующем контексте…
Надо ли говорить о том, что теперь ждет этих самых девочек? Какое давление они испытают в школе и в более широком кругу общения в среде сверстников? Каково будет родителям девочек, в отношении которых, по мнению многих, были произведены эти самые «развратные действия»? Если уж мы в самом деле считаем, что танец – недостойный, так давайте удалим это видео из Интернета – мы же умеем это, когда надо! Но если мы тиражируем его в эфире, сознательно расширяя у ролика аудиторию, которая с самого начала ограничивалась статистически не значимым числом посетителей этого школьного концерта, то чем мы лучше тех, кого пытаемся обвинить?