Они были самыми обычными парнями, иногда почти мальчишками, мужиками из деревень и городов края. Однако именно они в годы Великой Отечественной совершили настоящие боевые подвиги. После войны, когда их приглашали в школы на 9 Мая или просили об интервью журналисты, они рассказывали о прошлом простыми, без изысков, словами, как будто это было обыденностью, фронтовой рутиной. А для нас – пример истинной храбрости и мужества. В живых нет уже никого. О каждом можно писать повесть, снимать фильм, но о большинстве героев мы знаем очень мало. Для кого-то это лишь малопонятное название улицы, неприметная мемориальная доска, фамилия, названная на митинге в честь дня Победы…
В Сибирь с любовью
Герой Советского Союза Дмитрий Мартынов – последний герой Советского Союза в Красноярском крае – умер в январе 2007 года.
Во время Великой Отечественной он трижды смотрел в лицо смерти – три тяжелых ранения, таких, когда и врачи-то уже не надеялись. Но он вопреки всему выкарабкивался, вставал и снова шел в бой. В последний раз, как обычно, не долечился, но на фронт уходить уже не понадобилось. Война закончилась. Зато появилась любовь. За ней, своей будущей женой Анастасией Дмитриевной, он и умчался в село Ирбей Красноярского края. Украинец из Харькова стал настоящим сибиряком и не потерялся. До последнего ходил на парады в честь Великой Отечественной войны, общался с моими коллегами, молодежью, помогал писать книги о войне.
За свои десанты и победы Дмитрий Мартынов дважды награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Суворова, двумя орденами Отечественной войны I степени, одним орденом Отечественной войны II степени, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, многочисленными медалями. С самых первых дней на фронте его 305-й батальон бросали туда, где тяжелее всего. Фашисты называли морских пехотинцев der schwarze Tod – черная смерть. И неспроста: они появлялись неожиданно и действовали беспощадно, не жалея ни себя, ни врагов.
Батальон Мартынова защищал Крым, Севастополь, участвовал в освобождении Румынии, Венгрии, Чехословакии, Болгарии, Югославии. Бывали времена, когда их по несколько раз на дню бомбили вражеские самолеты, атаковали танки. Уже тогда у многих, как их называл сам Мартынов, морячков появились первые награды. Он вспоминал, как они десантировались при освобождении Керчи. Ночь, шторм, шквальный огонь фашистов, потери большие… По признанию самого Дмитрия Дмитриевича, еще до начала операции он пытался моделировать, с чем придется столкнуться на берегу, но препятствия, учиненные противником, превзошли все ожидания. Несколько рядов «колючки», рвов, хитроумная система минного заграждения… Все это советским пехотинцам пришлось преодолевать под шквалом огня. Но они выстояли и удержали плацдарм.
Так же, как в 1942-м, они выстояли, когда ночью, стоя по колено в ледяной воде, разгружали с кораблей минометы, пулеметы и снаряжение: десантировались на Суджукскую косу. Свою главную награду – звезду Героя – он получил за свою самую отчаянную операцию. В конце 1944 года Мартынов вместе с десантом высадился в районе города Вуковар в Югославии. Пехотинцы захватили железнодорожную станцию, узел шоссейных дорог. За два дня боев моряки уничтожили 28 танков и самоходных установок, отразили более четырех десятков танковых и пехотных атак. За этот подвиг почти весь батальон был награжден медалями и орденами. А пятерым, в том числе и майору Мартынову, присвоили звание Героя СССР.
Мартынов никогда не скрывал: все бои были страшными. Все вокруг горит, взрывается, грохочет, не испугаться невозможно. Главное – перебороть страх. Когда прикрывали Михайловский перевал у Туапсе, фашисты бросили на моряков термитные снаряды и огнеметы. Страшное оружие буквально выжигало наших бойцов огнем. Но они не сдали высоту! Все подходы к перевалу были усеяны трупами немцев. За это Мартынов получил свой первый боевой орден – Красного Знамени.
Последний раз он был ранен незадолго до Победы – в марте 1945 года. Как все было, он и не помнил – ранение пришлось в голову и ногу. Пролежал в воронке от снаряда несколько часов, до своих дотащил боевой товарищ. Очнулся в госпитале. Перенес три сложнейших операции, когда, казалось бы, уже все – конец, лишился глаза. Восемь месяцев на больничной койке…
При жизни он вспоминал, что очень переживал все это время – ведь мечтал посвятить жизнь Флоту, но врачи отговорили. С такими ранениями карьеру кадрового военного не сделаешь. Тут бы и опустить руки, отчаяться, но где наши не пропадали! Уже через несколько месяцев после выписки, а точнее, настоящего побега из госпиталя, он снова в строю. Трудовом. В Красноярском крае работал много – сначала в районах, а потом и в самом Красноярске. Встречался с молодыми, рассказывал о войне, считая это своим долгом. Ведь патриотизму, любви к Родине тоже надо учить.
Дмитрий Мартынов был инициатором создания стелы на Мемориале Победы, где высечены имена всех героев-красноярцев и полных кавалеров ордена Славы.
Бить наповал
Иван Павлович Гореликов родился в соседней Иркутской области в семье крестьянина, однако практически всю жизнь проработал в Красноярском крае – в Игарке, в Абакане. На фронт попал в июне 1942 года после окончания курсов младших лейтенантов. О военной специальности долго не задумывался ни он сам, ни его командиры. Раз сибиряк, значит знатный охотник и меткий стрелок – прямая дорога в снайперы. И ведь не прогадали.
Гореликов за всю войну из своей снайперской винтовки уничтожил 305 фашистов. Ни одного приклада не хватит, чтобы сделать столько зарубок. Вдобавок Гореликов еще и обучил почти полсотни бойцов снайперскому делу. А уж сколько его ученики положили фашистов – со счету можно сбиться.
Наш земляк не только без промаха бил немцев, но и изобрел свои собственные приемы. Впору даже говорить о создании целой школы Гореликова. Вот выдержка из книги Глеба Ионова «Небывалое бывало»: «Снайпер Гореликов с успехом применял такой прием. Он занимал огневую позицию в траншее, а его напарник, отойдя метров на пятьдесят в сторону, таскал бревна, выбрасывал землю наверх (не показываясь, однако, из траншеи). Враги это замечали и попадались на удочку, начинали выглядывать из траншеи, и в тот же момент пули Гореликова их сражали».
Предначертано быть героем
Петр Филиппович Гриболев родился на Псковщине, однако жил и работал в Красноярском крае. В Боготоле он закончил железнодорожный техникум, затем добровольцем ушел в Красную армию, попросился в Балашовское пехотное училище, которое было затем преобразовано в танковое. На войне с августа 1943-го. И сразу в самое пекло. Одна из значительных операций – Курская дуга. Здесь закопанный по самую башню танк Гриболева стоял во второй линии обороны, подбив семь фашистских танков, которые непрестанно атаковали позиции. За эту битву он получил орден Отечественной войны I степени.
Впрочем, ничего необычного в судьбе и героизме Гриболева нет. Кажется, что так и должно было быть. Он сознательно выбрал этот путь, равняясь на своего родственника Ивана Лазарева, которому присвоено звание Героя Советского Союза еще за бои у озера Хасан.
Хотя не об орденах и медалях думал Петр во время войны. Главным для него было выполнить боевую задачу. Свою Звезду он получил за взятие небольшого городка Казатин. Здесь располагался крупный железнодорожный узел, который был очень важен для фашистов. Захватить и парализовать – вот так вроде бы просто. Но именно после этого боя Гриболева стали называть мастером танкового боя.
Предстояло продвинуться почти на сто километров в тыл к врагу. Притом сделать это молниеносно, не дать опомниться фашистам, пока не подойдут основные силы наших войск.
В том бою экипаж красноярца уничтожил четыре танка, пять самоходок, три тяжелых орудия, несколько сотен машин и множество немецких солдат и офицеров. Ему удалось даже подбить целый бронепоезд. Для верности Гриболев и товарищи разобрали железнодорожные пути впереди и позади состава, хотя после атаки советских танкистов поезд вряд ли бы мог сдвинуться с места. Успех этой операции стал решающим для освобождения Бердичева и Житомира.
Подвиги во имя жизни
Каждый из тех, кто получил звание героя, достоин того, чтобы рассказать о нем подробно. Но, увы, газета не сможет вместить все, поэтому понемногу о нескольких подвигах.
Петр Барбашов (призван Игарским РВК). 9 ноября 1942 года в бою за село Гизель обнаружил огневую точку. Израсходовав все боеприпасы, бросился на амбразуру и своим телом закрыл ее. Звание Героя СССР присвоено посмертно.
Александр Бочкарев (детство и юность провел в Курагинском районе). После окончания пятилетки работал трактористом в колхозе «Москва». 17 января 1945 года в бою за польское село Сохачев, сняв пулемет с выведенного из строя танка, охранял боевую машину и тело убитого командира. Когда закончились патроны, подорвал себя гранатой, предпочтя смерть плену.
Анеля Кживонь. Единственная иностранка (полька), удостоенная звания Героя СССР. Была депортирована из Польши в Сибирь. Перед войной жила и работала в Красноярском крае. В марте 1943 добровольно записалась в польскую дивизию имени Костюшко. В октябре 1943 года, спасая из горящих машин раненых бойцов и важные документы, погибла в огне.
Николай Глазов (призывался Канским РВК). Погиб в июле 1943 года, совершая таран вражеского самолета. Всего принял участие в 62 воздушных боях, сбив 18 самолетов противника.
Василий Давыдов (родился в 1919 году в селе Большой Улуй, в его честь назван один из совхозов и улица в селе Тюхтет). Две стрелковые роты и группа разведчиков под его командованием ворвалась в здание Рейхстага и водрузила Красный флаг. Всего бойцы Давыдова за девять дней боев в Берлине уничтожили множество фашистов, 600 взято в плен.