«А с вашей философией, товарищ, мы далеко не уйдем»

«А с вашей философией, товарищ, мы далеко не уйдем»

Это сказал один из персонажей великого фильма «Афоня». Как-то само собой подразумевалось, что каждому времени присуща своя «философия», т. е. та модель правильной жизни, которую пропагандирует наиболее просвещенная часть общества.

Пресса не только рассказывала о свойствах модели, но и бдительно наблюдала за ходом ее внедрения в частях менее просвещенных. Иногда это получалось, и даже очень хорошо.

Григоренко А В первой половине 80-х, еще школьником, я застал кампанию по борьбе с вещизмом. Проводилась она, как я сейчас понимаю, не столь грубо, как кампания против стиляг, на которых двумя десятилетиями ранее устраивали облавы, срезали наголо нестандартный хаер, сдирали шузы на манной каше, разрезали брюки дудочкой, – отец об этом рассказывал… А с вещизмом все было не так. Регулярно появлялись милые, деликатные люди – в газете, в телевизоре, в радиоточке, либо собственной персоной приходили в класс, аудиторию, на предприятие – и на разные лады, с цитатами из великих проталкивали одну-единственную мысль: по-настоящему культурный, высокоразвитый человек никогда не будет гнаться за красивыми и престижными вещами – одеждой, мебелью, аппаратурой, – поскольку подлинная красота и натуральный престиж заключаются не в них, а в богатствах нашего внутреннего мира. Такая философия и сейчас очень многим нравится, что вполне похвально для общества потребления, но в те времена потреблять было по большому счету нечего («слаще морковки ничего не ели, краше фуфайки ничего не носили», – говорил мой преподаватель), красивых и тем более престижных вещей наша страна не производила вовсе, поэтому «внутренний мир» (который позже заменит другой всеобъемлющий термин – «духовность») был единственной компенсацией за серость мира внешнего. В этой философии народ и партия были едины, хотя, конечно, не без лицемерия… Но это был какой-никакой, а идеал, поскольку он спасал общество от депрессий и революций, пусть в какой-то степени и на какое-то время.

Но революция все же произошла и принесла свою «философию», которая была абсолютно зеркальным отражением всего прежнего морального кодекса. К примеру, вещизм стал одним из столпов экономики, как это при любом капитализме и принято. Вместо «человек человеку друг, товарищ и брат» возродилась колымская мораль «умри ты сегодня, а я завтра» (так все эти «Последние герои», «Слабые звенья» и прочие агитмероприятия приобщали нас к духу конкуренции), вместо «народа-победителя» посредством регулярного смакования мерзостей жизни формировался комплекс жертвы. Сказано об этой некрасивой перемене до неприличия много, но вопрос не в красоте, а в том, что новые идеалы (по сути антиидеалы) не защищали от депрессий и общему выживанию не способствовали. Разве что от массового комплекса жертвы до сих пор выигрывают недобросовестные работодатели, знающие, что обманутые ими работяги в суд не подадут, поскольку для них «все суды купленные» и вообще правды в мире нет. Но вот последствия внедрения колымской морали, которая довела было до полного раздрая, государство в последние годы тщательно заливает социальными гарантиями – правда, в ущерб творческой активности здоровой части населения, но это уже другой разговор.

Похоже, о жизнеспособности новых идеалов у нас вообще не принято задумываться – наверное, потому, что практически все они импортного происхождения и внедряются исключительно из-за склонности «интеллектуального класса» к обезьянничанью. Кто, например, задумывался, насколько жизнеспособен такой идеал, как «права ребенка», из-за которого этого самого ребенка уже невозможно попросить стереть с доски, а не то что пол в классе помыть. Дети, похоже, этому рады, поскольку в последние годы им рассказывают исключительно об их правах и о том, куда жаловаться, если эти права нарушают. Скажем, заставляют помогать по хозяйству. Делать уроки. Одна мама рассказала, как ее дитятко во время очередного обострения трудного возраста пригрозило позвонить в телефон доверия для подростков. Мама подала ей мобильник и сказала: «Звони. Поживешь в детском доме. Мы будем платить тебе алименты. Звони, ну». Дитя опешило: «Я же пошутила…» Остается лишь радоваться, что до большинства новых идеалов мы не созрели, и к нашей реальности они подходят как корове седло. Но их продолжают вживлять в мозги, и еще неизвестно, что ответит тому дитятку, уже повзрослевшему, его собственное дитятко во время очередного обострения…

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
18 мая 2024
«100 фактов об Астафьеве»: в 1962 году переехал в Пермь, где он получил первую квартиру и написал одно из самых главных произведений – «Пастух и пастушка»
Литературный путь Виктора Петровича начался в Чусовом, где жила семья его жены, – туда они приехали сразу после войны «в
Без рубрики
18 мая 2024
Личные биометрические данные нуждаются в усиленной защите
«Мама, я попал в ДТП, срочно нужны деньги. Сейчас к тебе подъедет мой знакомый, и ты передай ему…» – далее
Без рубрики
18 мая 2024
Краевые дорожники планируют привести в порядок 12 мостов до конца года
Краевые дорожники сообщили о ближайших планах по приведению в порядок четырнадцати искусственных сооружений в составе региональной дорожной сети, в том