Большая часть наземной инфраструктуры находится в ветхом состоянии, самолеты также изношены. Как вариант решения проблемы рассматривается создание объединенных компаний, как в сфере авиаперевозок, так и в наземном обслуживании. Первые ласточки в территориях уже появились.
Губернатор Красноярского края Лев Кузнецов считает, что развитие малой авиации в районах во многом зависит от политической воли управленцев на местах. Впрочем, эта формула успеха относится и ко многим другим сферам жизни.
– Если есть воля и желание, то в крае будет и своя авиакомпания, и федеральное финансирование. Мы порой забываем, что очень многое зависит от инициативы на местах. Ведь именно местные власти непосредственно работают с бизнесом. Если есть какие-то важные, нужные людям проекты, край готов помогать и всячески содействовать их развитию, – отметил Кузнецов.
И такие проекты есть. По словам и. о. министра промышленности, энергетики, транспорта и связи Дениса Пашкова, в регионе планируется создание единой авиакомпании на базе уже существующих перевозчиков «КАТЭКАВИА», «Красавиа», «АЭРогео» и др. Глава края попросил подготовить развернутый план до 1 апреля этого года.
Однако основные черты проекта известны уже сейчас. Главное, с ним согласны и сами авиаторы. По словам гендиректора «КАТЭКАВИА» Сергея Родькина, в большинстве своем перевозчики поддерживают идею объединения. Это позволит оптимизировать затраты на приобретение новых судов и существенно повысить конкурентоспособность авиапредприятий. Планируется, что перевозчики и государство будут иметь равные доли в новой компании.
– Если будет расти число перевозок, дела в гору пойдут и у аэропортов, которые сегодня стоят без дела, – отмечает Родькин.
Кроме того, количество полетов уменьшит и стоимость билета. Например, сегодня из Красноярска до Северо-Енисейска можно улететь за 8 тысяч рублей. Если бы не дотации, то стоимость составила бы 12 тысяч рублей. По словам Льва Кузнецова, и эти цифры чрезмерны для жителей края.
– Нужно уменьшать стоимость билета, – отметил губернатор.
Денис Пашков сообщил, что переговоры об увеличении дотаций для малой авиации уже ведутся с Минтрансом. И это позволит еще более оптимизировать стоимость авиаперевозок.
Собственно, планы по захвату местного неба – лишь начало масштабной кампании. В правительстве не скрывают – в перспективе авиаторы могут рассчитывать на существенное расширение маршрутной сети, в том числе и за счет межрегиональных перевозок. В планах охват Якутска, Читы, Хабаровска, Иркутска и других направлений.
По словам Пашкова, на такие перелеты будет спрос.
Безусловно, дорога в небо требует решения многих проблем. Главная из них – изношенность инфраструктуры аэропортов. По словам Дениса Пашкова, порты несут убытки. Рецепт возрождения прост – объединение всех 15 аэропортов в федеральное предприятие. И. о. министра считает, что такой подход позволит существенно повысить эффективность содержания и эксплуатации аэропортов. Правда, для этого придется добиться еще и федерального финансирования. В краевом минтрансе считают, что перспективы у проекта есть. Но на всякий случай решено подготовить и альтернативный план по развитию проекта – без федерального участия. По поручению губернатора детальный план развития аэропортов должен быть подготовлен до 1 апреля этого года.
Впрочем, для того чтобы идея ожила, необходимо не только финансирование. Как показывает практика, в ряде случаев прежде всего нужна политическая воля. В качестве примера – аэропорт Ачинска. Все самолеты здесь летают, но все-таки частота перевозок оставляет желать лучшего. Сегодня развитием объекта заинтересовался частный бизнес. И местные власти этот проект всецело поддерживают.
Гендиректор авиакомпании «Аэро-Транзит» Николай Ефименко считает, что в будущем ачинский воздушный форпост может существенно оптимизировать перевозки грузов и людей на Север.
– Для этого есть все предпосылки. Очевидно, что перевозить грузы через Красноярск накладно. А через Ачинск с его почти готовой инфраструктурой гораздо дешевле, – говорит Ефименко.
Работы уже начались. Компания закупила несколько самолетов, производятся восстановительные работы. Однако проект не был бы успешен, если бы завязывался исключительно на авиацию. Авиаузел выгодно расположен с географической точки зрения. Рядом Ачинский НПЗ, который может предоставлять топливо, есть крупные предприятия пищевой промышленности. В итоге можно ожидать снижение стоимости продуктов в рамках северного завоза. К тому же очень удачно расположены транспортные магистрали – железная дорога и федеральная трасса М-53.
Лев Кузнецов высоко оценил экономическую составляющую проекта, но посоветовал поработать над деталями. По его словам, если есть взаимопонимание местных властей и бизнеса, успех проекту обеспечен.
– Если власть и бизнес работают вместе и умеют выстраивать конструктивный диалог, значит, все получится, – подчеркнул глава края.
технопарк
В борьбе за увеличение пассажиропотока и снижение себестоимости ставка сделана на небольшие борта – с меньшим количеством кресел. Конечно, стоимость билета зависит еще и от множества других факторов, но тип самолета играет здесь немаловажную роль.
модернизация воздушного парка в крае начнется в 2012 году и к 2017 году будет завершена. В качестве замены «аннушкам» выбраны чешский L-410 и отечественный Ан-140. Эта техника уже зарекомендовала себя с лучшей стороны в других регионах. Причем прошла проверку на прочность северными территориями.
В этих самолетах меньше кресел, однако технические данные позволяют снизить расходы на одного пассажира и тем самым сделать перевозки более доступными для населения. К тому же эти самолеты могут взлетать с грунтовых полос и неплохо ведут себя в северных условиях. Своевременная реновация парка, безусловно, даст толчок для развития региональной авиации.
Для межрегиональных перевозок в качестве дублеров «старичков» планируется использовать Ан-148 и Ту-204. Полная реновация авиапарка позволит уже к 2014 году увеличить пассажиропоток до двух млн человек.
Только цифры
Пассажиропоток на внутренних линиях в крае превышает 120 тысяч человек в год. При этом более 90 % всех перевозок осуществляется на морально устаревших Ан-24 и Ан-26. Степень износа этих судов составляет в среднем 85 %.
Комментарий
Лев КУЗНЕЦОВ
губернатор Красноярского края
– Мы просто обязаны заниматься реновацией гражданского авиапарка в крае. С нашими географическими особенностями без авиации просто нельзя. Более того, качественное развитие в этой сфере позволит повысить конкурентоспособность как региона, так и каждого его жителя. Очевидно, когда человек имеет возможность оперативно приехать на место и эффективно работать, его конкурентоспособность повышается. Именно к этому мы и должны стремиться.
Конечно, в Ачинске прежде всего обсуждались вопросы авиаперевозок, но мы успели осмотреть и другие объекты. Мне было интересно посмотреть, что было сделано в городе за несколько лет. Ведь еще в 2007 году здесь было много проблем – целый клубок, связанный как с экономическими, так и с политическими аспектами. Сегодня я был обрадован – увидел много новых объектов. Конечно, к некоторым есть ряд претензий, но все они решаемы. Главное, что у местной власти горят глаза, что они говорят с представителями бизнеса на одном языке, понимают друг друга, реализуют совместные проекты. Одним словом, нацелены на развитие.