Александр Усс: «Деловая активность в крае неблагополучна»

Брифинг спикера

Александр Усс: «Деловая активность в крае неблагополучна» Брифинг спикера
24 октября в перерыве заседания сессии краевого парламента состоялся традиционный брифинг председателя Законодательного собрания Александра Усса. Перед тем как приступить к ответам на вопросы, Александр Викторович рассказал о принятой корректировке бюджета на этот год и пояснил, почему депутаты уделили столько времени обсуждению поправки о выделении на поддержку села дополнительно 57 миллионов рублей.

В ожидании денег

131024-1457.jpg– Хотя эта корректировка и является последней, считаю, нет смысла рассматривать конкретные цифры до конца декабря, поскольку мы ждем федеральных поступлений, – сказал Александр Викторович. – Окончательные параметры исполненного бюджета прогнозируются несколько иными, нежели сейчас. К сожалению, предельно дефицитный бюджет даже в этих параметрах, скорее всего, исполнить не удастся. Причины этому существуют как объективные экономические, так и рукотворные человеческие.

Объективные причины, по словам спикера, – это снижение эффективности работы региональных предприятий и проблемы сырьевого сектора. Как заявил Александр Усс, экономика края в большей степени является экспортно ориентированной: цены на цветные металлы падают, соответственно снижается прибыль, а одним из важнейших источников доходов краевого бюджета является именно налог на прибыль. Поэтому возникают серьезные выпадающие доходы. При этом предприятия малого и среднего бизнеса сегодня тоже испытывают определенные сложности. То есть в целом деловая активность в крае, как и во всей стране, неблагополучна.

– Субъективные факторы – это изменение федерального законодательства, которое не пошло на пользу Красноярскому краю, – продолжил председатель Законодательного собрания. – В частности изменения Бюджетного кодекса позволили образовывать группы консолидированных налогоплательщиков с объединением как сильных, рентабельных предприятий, так и предприятий слабых. Благодаря этому прибыль стала выглядеть средней температурой по больнице. В крае находятся «интересные» предприятия – та же «Ванкорнефть». С учетом того, что «Роснефть» приняла участие в консолидации своих предприятий, а ее прибыль на данный момент является ниже, чем у «Ванкорнефти», начали падать налоговые платежи в наш бюджет. Думаю, нам необходимо добиваться изменения федерального законодательства таким образом, чтобы интересы края и регионов такого же статуса не пострадали. У меня была встреча в Совете Федерации с нашим сенатором Вячеславом Новиковым. Он на данный момент активно работает в этом направлении.

Хотел бы подчеркнуть необходимость активизации работы красноярской власти с руководством и собственниками финансово-промышленных групп, работающих на нашей территории, – подытожил Александр Викторович. – Мы не должны вставать в позицию неких регистраторов объемов и цифр, которые нам предоставляет бизнес. Мы – власть, а не представители статистического управления. Психологию нужно менять.

Финансовые перекосы

После этого спикер рассказал о теме, которая вызвала продолжительную дискуссию в рамках рассмотрения корректировки бюджета.

– Речь идет о субсидировании расходов на строительство животноводческих комплексов, – прокомментировал Александр Усс, – но точно так же можно говорить о субсидировании тех затрат, которые идут на технику, на минеральные удобрения и прочее. Полагаю, что время, которое депутаты потратили на это обсуждение, прошло не напрасно. Буквально через месяц нам предстоит обсуждать новые подходы к новому, очень тяжелому бюджету. Думаю, будет немало дебатов, в том числе и по селу: как поддерживать, что поддерживать и так далее. Обращаю внимание на одну существенную деталь: краевые законы о поддержке АПК не очень четко описывают условия ее окончания. Люди, получающие кредиты в банке, зачастую начинают брать их только к концу года. Но лимиты, установленные в бюджете на компенсацию соответствующих затрат, заканчиваются. Мы вроде бы договорились о том, что эта помощь будет осуществляться в пределах того, что уже зафиксировано в бюджете, но потом кто-то приходит и говорит: «Мужики, как же так? Те, кто в июне заявился, получили помощь, а я на месяц опоздал – чем я хуже?» В итоге мы попадаем в такую ситуацию, где правда есть на той и на этой стороне.

Ситуация стала хуже

После этого журналисты задали несколько вопросов. Один из первых касался параметров бюджета и растущего госдолга. СМИ интересовало, есть ли у нашего региона устойчивые островки, на которые можно опереться.

– Доходы краевого бюджета уменьшаются на 1,5 миллиарда, расходы увеличиваются на 7 миллиардов, а дефицит – на 8 с лишним миллиардов, и общий дефицит составляет порядка 45 миллиардов рублей, – ответил Александр Викторович. – Денег, как известно, никогда не бывает достаточно. В середине 90-х годов наш бюджет составлял всего 25 миллиардов рублей. Там была и невыплата заработной платы месяцами, и прекращение строек. Сейчас наш бюджет увеличился, по меньшей мере, в 5–7 раз, а денег по-прежнему не хватает. Но в сравнении с пятилетним периодом можно уверенно говорить, что финансовая ситуация в крае стала хуже. Такая же динамика происходит в большинстве регионов. Но есть и иные примеры. В частности, Иркутская область в последние годы существенно сократила размеры государственного долга, доведя его до минимума – до нескольких миллиардов рублей. Это означает, что все дополнительные доходы идут на погашение долгов. Люди не хотят обслуживать госдолг, платить банкам – это тоже вполне объяснимая и, наверное, правильная стратегия. Честно говоря, без изменения межбюджетных отношений и прироста доходов справиться с таким долгом краю будет очень трудно.

Следующий вопрос был посвящен предлагавшемуся ранее некоторыми депутатами введению в крае чрезвычайного положения в сельском хозяйстве. Журналисты интересовались, было ли в этом рациональное зерно.

– Думаю, что это была некоторая эмоциональная реакция, продиктованная затянувшейся весной и туманными перспективами относительно уборочной кампании, – полагает Александр Викторович. – Слабо представляю, что такое чрезвычайное положение. Объявили мы, и что дальше? Увеличится количество комбайнов или сразу прояснится небо? По счастью, мы можем констатировать, что в очередной раз край по части итогов уборочной кампании выглядит очень убедительно. Фактически страда завершается: 10 тысяч неубранных гектаров для такого огромного региона – практически мизер. К тому же речь идет о северных районах, где урожайность невысокая.

На данный момент у нас самая высокая урожайность за Уралом: 24 центнера с гектара – для Сибири это выдающийся показатель. Помню то время, когда мой отец стал Героем Социалистического Труда. Так тогда в одном из самых передовых хозяйств края урожайность достигала всего 21 центнера с гектара. Никто не спорит, что сегодня село живет трудно, но мы должны признать, что новые формы господдержки, улучшение культуры земледелия, проснувшийся интерес бизнеса, ранее не имевшего отношения к селу, – все это дает результаты.

Механизмы интеграции

Затем журналисты спросили, возможно ли «красноярское Бирюлево» и как спикер краевого парламента относится к обострению межнациональных отношений.

– Нам следует привыкать к тому, что миграция в условиях глобального мира, открытия границ и неравномерных демографических процессов – это закономерно не только для России, но и для других стран, – заявил Александр Усс. – Например, президент США имеет корни то ли африканские, то ли американские. Если мне не изменяет память, один из министров ФРГ был этническим китайцем. И ни ту, ни другую страну не отнесешь к экономически отсталым. Необходимо вырабатывать цивилизованные механизмы интеграции. На самом деле этническая преступность выше, чем среди коренного населения. Но это не означает, что нации плохие. Причины другие. Приезжают, наверное, не всегда самые благополучные представители наций – неустроенные, имеющие проблемы с работой и прочими вещами. Когда мигранты попадают сюда, вы сами можете видеть, что живут они в нечеловеческих условиях. Зачастую им не платят денег, выбрасывают на улицу, в школу устроиться нельзя, в больницу не берут… Тут трудно ожидать нормального, законопослушного поведения. Поэтому если какая-то территория, включая наш край, легально приглашает мигрантов (а квота на этот год в крае составляет 16 тысяч человек, из которых десять тысяч уже получили разрешение на работу), то мы должны четко и ясно требовать от тех, кто приглашает: на какие специальности, на каких условиях. А этого, к сожалению, нет. Дело в социальных условиях, в которых миграционные потоки осуществляются. С уверенностью не сказал бы, что «красноярское Бирюлево» невозможно. Любая вспышка может привести к этим событиям. Поэтому рассказы о сибирском гостеприимстве, о том, что народы здесь живут в братстве и дружбе, не должны нас расхолаживать и успокаивать. Мы обязаны держать эту тему в поле зрения и профилактировать такого рода вещи. У меня лично вызывает большие вопросы, почему на маршрутных автобусах работает так много некрасноярцев. Наверное, мы их приглашаем сюда не за этим. Контроль за тем, что делает работодатель, должен быть существенно усилен.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного