В субботу, 7 октября, в резиденции «Сосны» состоялась встреча временно исполняющего обязанности губернатора края Александра УССА с красноярскими журналистами. В ходе свободной, доверительной беседы были затронуты многие темы, касающиеся жизни региона, ближайших планов врио губернатора, его оценки прошлых и нынешних событий.
Управленческие подходы
Первые вопросы касались кадровой политики. Александр Усс пообещал, что кадровые изменения, конечно, будут. И заметил, обращаясь к журналистам:
– Эта тема потребует также вашей деликатности и поддержки. Потому что есть много разных сил, идей, личных симпатий и антипатий. Когда такие изменения происходят, это начинает интерпретироваться чуть ли не как личная вендетта. Одни хотят одних, другие – других. Моя задача – соблюдать баланс. Мне всегда в жизни удавалось отделять хорошие личные отношения и оценку человека как профессионала. У нас могут быть разные взгляды на жизнь, но пока они не мешают делу, человек должен эффективно работать на это дело.
Думаю, через месяц мы внесем некоторые изменения в структуру управления. Правительство должно быть правительством, как записано в уставе. А губернатор не должен делить каждые три копейки в каком-то районе и давать обещания в поездках по территории, не проработанные ни с министром, ни с правительством. Иначе мы так далеко зайдем. Относительно предполагаемых изменений инфраструктуры сейчас говорить еще рано. Я думаю, они коснутся сферы ЖКХ, энергетики. Жилищно-коммунальное хозяйство – это для нас острая и даже кричащая тема.
«Люблю созидать»
Врио губернатора спросили, не трудно ли ему будет перестроиться, поменяв должность в законодательной власти на должность в исполнительной. Ведь одно дело критиковать исполнительную власть за принимаемые решения, и другое – отвечать за них.
– Шуметь и критиковать – это вообще не мое амплуа. Считаю, что я просто мягко подсказывал, а это совсем другое дело. Ну вот, наподсказывался. Теперь, говорят, давай работай.
Мне, кстати, было легко проводить совещание с министрами, поскольку с большей частью тактических и стратегических тем хорошо знаком. В этом смысле буду проводить ту же политику, что и раньше.
Мое мировоззрение и управленческие подходы не изменились. Изменилась степень ответственности за то, что происходит. Я понимаю, в короткие сроки надо будет предъявить людям хотя бы промежуточные результаты, которые смогут убедить их в серьезности наших намерений. По своей внутренней сущности я «проектный» человек. Люблю строить, созидать. Горжусь тем, что удалось сделать. Прежде всего это Сибирский федеральный университет. Скажу без ложной скромности, это моя идея. Спасибо Александру Геннадиевичу Хлопонину, что он активно ее поддержал. Это наше с ним детище. СФУ изменил атмосферу не только города, но и края. Вы подумайте: там в общей сложности занято более 40 тыс. человек. Это мощное градо- и краеобразующее предприятие даже в численном отношении, не говоря об имидже и интеллектуальном влиянии…
Свято-Успенский монастырь – тоже мое любимое дитя. Мы уже очень многое сделали там, но сделаем еще больше. Он станет настоящей сибирской лаврой. Которая будет для красноярцев притягательным магнитом – и в обыденном плане, и в духовном.
Трамплин в будущее
Продолжая тему созидания и строек, в том числе тех, которые связаны с универсиадой, Александр Усс рассказал о самых важных, на его взгляд, проектах, и коснулся перспектив Красноярска:
– Универсиада – это не просто спортивное мероприятие. Это трамплин в будущее для всех нас. Мы должны ориентироваться на самые высокие международные стандарты. Подтягивать сюда под это дело интересную молодежь – специалистов, архитекторов. Которые будут проектировать и предлагать городу идеи даже не сегодняшнего, а завтрашнего дня.
Люди, которые занимались этим раньше, в значительной степени такую возможность упустили. Такое ощущение, что они смотрели на универсиаду не как на шанс, который нам дан, за который мы столько боролись… А как на тяжелую какую-то задачу, которую приходится волочь из последних сил, и надо ее как-то выполнить.
Я бы очень хотел – и, надеюсь, красноярцы меня поддержат – сделать следующее лето ударным, для того чтобы изменить город Красноярск, его облик, – здесь мы должны с вами совершить подвиг.
Давайте мобилизуемся и сделаем несколько имиджевых проектов: красивую набережную, подсветим мосты через Енисей, окрестности Красноярска и знаковые вершины – такие как Такмак. Давайте хотя бы начнем строить новый парк «Гремячая грива». Сделаем образцовыми центральные улицы и пару красивых, изящных площадей, на которые будем равняться. Парк Горького приведем в порядок, это один из наших символов…
И, конечно, аэропорт. Вы помните, как его своеобразно продавали. Мы с коллегами из Заксобрания старались этого не допустить. Благодаря тому, что губернатором стал Виктор Толоконский и он поддержал другую схему, мы, если все будет нормально, в декабре откроем один из самых интересных аэропортов России. У него будет слоган – «Дети одной реки». Аэропорт станет воротами в енисейскую Сибирь, которая простирается от Тувы до заполярного Севера, он будет интересным не только в сервисном, технологическом плане, но будет открывать наш мощный край для гостей и для нас самих.
Экспериментов уже достаточно
Журналисты задали и актуальные политические вопросы. Александра Усса спросили, как он относится к такой системе выборов мэра Красноярска, которая есть сейчас.
– Красноярцы много спорили: нужны прямые выборы, не нужны… Правильная ли это система, когда мэра через определенные фильтры выбирает горсовет? Но дело не в схеме. Любую схему можно изуродовать до неузнаваемости. Можно избрать никчемного популиста через прямые выборы. Потом наступает жестокое разочарование. Можно эту систему так заадминистрировать, что у людей будут выборы с соответствующими политическими последствиями. Поэтому я не буду говорить здесь о механизмах. Хотя не считаю прямые выборы идеальной моделью. Но тут уж как решит городская власть, такие изменения в краевой закон мы и внесем. Одни говорят, это хорошо, другие говорят, плохо… Посмотрим. Если сейчас, по новой выборной схеме, город получит эффективного мэра, независимо от того, кто это будет, значит, мы можем говорить, что система работает. Поживем – увидим.
Но я удовлетворен тем, что на финишную прямую вышли люди, большая часть из которых вполне справится с городскими проблемами. Все они достойные кандидаты. Не надо никого недооценивать.
У меня с Акбулатовым хорошие отношения. Я знаю его с разных сторон, мы живем неподалеку друг от друга… Но, как говорит Анатолий Петрович Быков (я не во всем с ним согласен, но здесь согласен): нельзя совмещать работу и дружбу. Поэтому могут быть разные оценки человеческих качеств и результатов работы. Так вот при общей позитивной оценке Эдхама Шукриевича я последние месяцы разделяю горечь и разочарования красноярцев по поводу того, что нам предъявляет городская власть в плане благоустройства. Укладка брусчатки… Элементарная же задача! Это не аэропорт, высокотехнологичный объект. И так затягивать сроки, так организовывать работы?! Это просто недопустимо… Или та же набережная… А платные парковки? Система платных парковок существует в мире 50 лет! Ну если сами не можем довести ее до ума, давайте пригласим трех технократов или менеджеров, пусть они сделают! Два года мучить город… В итоге все вываливается из рук. Считаю, что Эдхам Шукриевич вполне может претендовать на второй срок. Но при этом перед ним будет стоять сложная профессиональная задача: доказать людям и тем, кто будет за него голосовать, что извлечены уроки из ошибок, и дальше таких экспериментов не будет. Мне очень хочется, чтобы горсовет принял правильное решение. Не с перевесом в один голос, а чтобы избранный мэр стал действительно лидером горожан.
Поддерживать, а не наблюдать!
Целый блок вопросов касался экономики, инвестиций, новых проектов. Врио губернатора считает, что власть должна резко усилить инвестиционную активность.
– Сейчас, несмотря на общие внушительные цифры вложений в экономику, большая их часть принадлежит к числу тех, к которым власть края не имеет никакого отношения: крупные компании увеличивают свой основной капитал, и делают это самостоятельно. При этом по инициативе власти в полном смысле этого слова последние три года не было начато ни одного сколько-нибудь серьезного проекта.
Для демонстрации некоторых тревожных симптомов хочу сказать, что на наш последний экономический форум (надеюсь, не последний) не приехал ни один из крупных собственников предприятий, которые работают в крае. Поэтому мы должны более серьезно задействовать налоговое стимулирование, традиционные формы повышения инвестиционной активности. Создавать промышленные парки, свободные экономические зоны. Все это потребует соответствующей перегруппировки. По моей инициативе в правительстве будут сделаны изменения, которые стимулируют инвестиционную активность. У нас есть целый ряд интересных, мощных направлений, их надо претворять в жизнь. Например, свободная экономическая зона на базе Черемшанки. Это крупнейший проект, который еще не стал реальностью. И может не стать, если не будет создана такая институция с мощным грузооборотом, плюс новая железнодорожная ветка… Я полагаю, это может быть самый значимый городской и краевой проект последних 30–50 лет. Власть должна его всячески поддерживать.
Важно сосредоточиться и на такой задаче, как продвижение качественных красноярских продуктов в рамках ассоциации «Енисейский стандарт». Теперь у меня есть больше рычагов и возможностей, чтобы этот процесс пошел. Мы дадим селянам больше возможностей для сбыта продукции, это проблема номер один: выращивать научились, а девать некуда. Отсюда и экономические проблемы. Таких тем довольно много. Думаю, это станет не просто планом работы исполнительной власти, но и моей предвыборной программой. Я иногда вспоминаю, что у меня, оказывается, будут еще и выборы. Но я не намерен проводить избирательную кампанию в полном смысле этого слова. С кем-то за что-то бороться. Мы должны бороться не за кресло, а за результат.
Другой взгляд на бюджет
На встрече прозвучала тема наполнения бюджета и государственного долга края.
– Часто говорилось о 40-миллиардном приросте бюджета, который нас всех облагодетельствовал. Это правда, более чем на 40 млрд рублей бюджет края увеличился. Но почему это произошло? Где здесь роль власти? Миллиардов 20 – это, еще по старым оценкам, результат того, что «Ванкорнефть» вышла из консолидированной группы налогоплательщиков и платит налоги здесь, в регионе. Далее, мы знаем, что в результате курсовой разницы доллара и рубля наши экспортно ориентированные предприятия, продавая свою продукцию за доллары, получали больше рублей. Поэтому, естественно, у нас в бюджете оказывалось их больше. Может, это и дешевые рубли, но тем не менее в физическом выражении их стало больше. Кроме того, цены на цветные металлы в последние годы подросли процентов на 20. А именно предприятия цветной металлургии являются важнейшими нашими налогоплательщиками. В результате того, что у нас были подняты заработные платы в соответствии с указом президента, соответственно, увеличился и НДФЛ. Выросли поступления в виде налогов на имущество от реализации инвестиционных проектов, начиная от Богучанской ГЭС и кончая свинокомплексом… Вот где-то и накапало порядка 40 миллиардов. Есть здесь роль власти? Мягко говоря, небольшая.
Гордиться можно результатом сделанного. А делить деньги, упавшие с неба, – это не работа. Так что 40 млрд прироста бюджета не могут нас расслаблять. Жизнь наша от этого серьезно не улучшилась. Поэтому, хочу прямо сказать, в финансовой сфере мы начали очень экономно смотреть на наши расходы. Думаю, есть где приложить усилия для рачительного использования денег краевого бюджета.
Так, содержание объектов универсиады после ее завершения будет стоить порядка 2 млрд рублей. Можем ли мы часть этих расходов снять с себя? Например, в Казани часть крупных объектов содержится за счет высших учебных заведений. Может, и нам так сделать? Это тоже экономия. Перечень можно продолжать. Но в целом финансовая ситуация в крае достаточно стабильна. Мы выглядим точно не хуже абсолютного большинства субъектов Федерации и тем более наших соседей. В этом я согласен и с моим предшественником, и с нашими экономистами. А по многим параметрам она является более здоровой и устойчивой. Госдолг, да, большой. Но он не переходит допустимую границу, которая установлена Министерством финансов.
Экология: лестница целей
Врио губернатора считает вопросы экологии приоритетными для себя задачами.
– Буду в Москве, где встречаюсь с представителями наших крупных финансово-промышленных групп, в том числе и тех, которые в силу технологий, а не злого умысла вносят большую лепту в изменение окружающей среды. (Рабочая поездка А. В. Усса в столицу состоялась на этой неделе. – «НКК») Мне кажется, они уже созрели для того, чтобы развернуться лицом к городу. У них, кроме заинтересованности в этом, есть и квалифицированные специалисты, есть финансы и планы по улучшению экологической ситуации… Я очень рад, что у нас еще при прежнем губернаторе появился новый министр экологии и рационального природопользования – активный по своему мироощущению человек, Владимир Часовитин.
Часовитин – неплохой коммуникатор. Он открыт, заинтересован в результате. Готов поддерживать в своей работе связь с общественностью, с учеными… У нас есть несколько хороших, крупных специалистов по экологии – и в академической среде, и в университете… Мы должны в течение короткого времени, скорее всего до декабря, создать дорожную экологическую карту, которая будет понятна людям. Довести до них наши планы и начать работать. Понятно, что так называемое «черное небо» не исчезнет в январе. Но у нас должна быть лестница целей. И контрольные промежуточные точки, где мы можем оценивать, что сделано. Экологическая тема перестанет быть разговорами! Борьба за экологию станет конкретным планом действий, за которые придется отвечать. Скорее всего, я лично буду руководить «экологическим штабом».
Хлеба хватит на всех
Ситуация с будущим урожаем тревожная. Александр Усс рассказал, насколько она критична для продовольственной безопасности региона.
– Сельскохозяйственная тема для меня всегда была актуальной. Что касается ситуации на полях, то у нас всегда идет битва за урожай, это уже стало каким-то штампом. Но в этом году погода и жизнь проявили какую-то явную неблагосклонность к красноярцам. У нас созрел великолепный урожай, мы ожидали 27 центнеров с гектара и рассчитывали еще на один рекорд. Хотя с каждым годом ставить рекорды все труднее. И такая погода, когда почти месяц ежедневные дожди, а затем снег… Это, конечно, из ряда вон. Обидно: есть кадры, горючее, техника… Но с небом договориться не удалось.
Сегодня мы убрали где-то 67 % зерновых. Думаю, через пару дней будет под 70. А в прошлом году к этому времени уборочная кампания была практически завершена.
Сегодня примерно треть урожая пока остается на полях. Против ожидаемых 2,5 млн тонн и более мы собрали пока 1,7 млн тонн. Это большие потери. И даже если удастся убрать хлеб, что попал под снег, он будет уже не того качества. Но в любом случае мы будем компенсировать из федерального бюджета и частично из краевого большую часть потерь, которые понесет наше сельское хозяйство. Ведь эти потери прежде всего скажутся на сельской экономике, на жизни селян. Оставить их в беде мы не имеем права.
При этом нет никакой угрозы продовольственной безопасности. Говорю это ответственно. Мы имеем сегодня в закромах края приблизительно в три раза больше зерна, чем требуется для хлебопечения. Более того, сегодня ежедневно из края вывозится от 6 до 10 тыс. тонн зерна, и мы этому не препятствуем, это не сказывается на продовольственном балансе. Пока есть цена, селяне должны торговать. Кстати, цена на пшеницу не очень высока по сравнению с прошлым годом. Потому что в России в целом тоже хороший урожай. Это рынок.
Но есть еще одна важная вещь, от которой на душе тяжело. Я сам крестьянин по рождению, и знаю, что хлеб, оставшийся под снегом, в зиму, – это еще и нравственный удар.
Свой управленческий стиль
Говоря о своем предшественнике, А. В. Усс отметил:
– На мой взгляд, Виктор Александрович является одним из крупных руководителей даже не сибирского, а российского масштаба. Очень квалифицированный руководитель, грамотный экономист. Но у каждого свой управленческий стиль. Кто-то держит руку на пульсе крупных стратегических вопросов, кто-то стремится к тому, чтобы работать очень предметно. В том числе применительно к мелочам. Каждый из этих подходов приемлем. Важно получать итоговый результат. На своем представлении я сказал короткую благодарственную фразу в адрес Толоконского, и это были не «ритуальные» слова. Я отношусь к нему с глубоким уважением и большой благодарностью – за годы совместной работы не только в Красноярском крае, но и ранее. Мы знакомы с давних лет. И я очень надеюсь, что нам вместе еще кое-что предстоит сделать для страны и для Красноярского края.
Красноярцы – сильные люди
Отвечая на вопрос корреспондента «НКК», на чем основывается уверенность Александра Викторовича в своем успехе как губернатора, он ответил:
– Да, я уверен в успехе. Но хотел бы уточнить: не в «губернаторском», а в нашем общем успехе, речь тут не о моей фигуре. Красноярцы – очень сильные люди. Они любят свободу, уважают себя. И у сильных людей все будет хорошо, несмотря ни на что. А у меня есть одно качество, как мне кажется, – умение объединять людей. Надеюсь, что это получится и сейчас. Опираясь на красноярцев, мы обязательно придем к успеху. Он нам не упадет с неба. Мы его завоюем и добьемся вместе упорным трудом.