Александр Усс: «С масочным режимом мы будем жить долго»

Александр Усс: «С масочным режимом мы будем жить долго»
Фото из www.instagram.com/uss_av

Губернатор края Александр Усс в эксклюзивном интервью рассказал о развитии Норильска, очистке красноярских дворов, перспективах организации школьного питания, а также о формате празднования в этом году Дня Победы.

– Мы встречаемся в Сибирском федеральном университете, одном из ваших любимых мест…

Действительно, СФУ для меня место особое.

– На прошлой неделе произошли два важных события – кластер «Сопка» и кластер «Радуга» были переданы СФУ. Теперь их нужно содержать. Это не разорит университет? И почему для нас это важно?

С точки зрения содержания – все нормально, и край будет помогать, и средства федерального бюджета здесь заложены. Но я уверен, что это верное решение не только с финансовой точки зрения, а прежде всего как мощный двигатель дальнейшего развития университета.

О развитии. В свое время университет очень бурно стартовал, и благодаря этому тогда мы задумались о заявке на универсиаду. Универсиада в Красноярске – об этом раньше никто не мог мечтать, тем не менее это получилось. Теперь, в свою очередь, универсиада должна отдать долги университету и обеспечить новый импульс его развития. Причем не только спортивного, но и научного, образовательного, коль скоро ведущие университеты мира во многом становятся узнаваемыми благодаря спорту, поскольку спорт – это движение, общение, популярность.

Мы с вами находимся в необычном месте – в институте гастрономии Поля Бокюза, отражающего основной вектор, по которому мы пытаемся развивать университет, делать его прикладным, практически ориентированным.

Университет начал готовить специалистов в области гастрономии. Причем раньше профессия повара была для нас прозаической, а теперь это профессия высокого класса. Я уверен, что выпускники Сибирского федерального университета этого подразделения будут востребованы во многих регионах страны и даже за рубежом.

Наш университет стал одним из десяти опорных пунктов знаменитого французского гастрономического института, поэтому ребята проходят здесь не просто серьезную подготовку, но и очень сложный отбор и стажируются не только в Москве и Петербурге, но и в Нью-Йорке, Париже и других странах. Это очень хороший знак для престижа университета.

– Тем временем в Красноярске, как вам известно, в школьных столовых дети отравились обедами.

Тема организации школьного питания в городе, увы, с точки зрения базовых вещей, является несовершенной. Дело в том, что каждый год меняются операторы, у них есть подрядчики, у тех – субподрядчики. Обеспечить контроль до низа, что называется, откуда приходит плодоовощная продукция, очень трудно, и мы имеем такой итог.

Надо решать проблему системно. У нас в крае есть хороший опыт такого системного решения – я имею в виду прежде всего краевой комбинат питания, который может готовить до 30 тысяч блюд. С точки зрения технологии приготовления – это просто космос в полном смысле этого слова, где гарантируется не только количество, но и качество. Подобное необходимо сделать для города.

– По теме коронавируса уже чувствуется некоторое оживление, на 75 % заполняются спортивные арены, концертные залы. Даже настроение уже другое. Вас лично коснулись ограничения?

Мы уже понимаем, что вторая волна коронавируса преодолена, и она идет на убыль. Что касается ограничений, то их осталось очень мало.

Думаю, что с масочным режимом мы будем жить теперь долго. Точного прогноза о том, что будет у нас весной и летом, никто не может сделать. Не делает таких прогнозов и мир. Мне кажется, что на основе этой тенденции, плюс подкрепленной началом массовой вакцинации, мы можем ожидать, что ситуация будет месяц от месяца становиться более щадящей.

Задача – к осени вакцинировать 60 % населения Красноярского края. В этих условиях мы можем ожидать формирование так называемого коллективного иммунитета. Я сделал прививку в ноябре и рекомендую всем, кто еще раздумывает, оставить сомнения и сделать ее.

– Было какое-то решение, про которое, может быть, вы сомневались, а сейчас прошло время, и вы понимаете, что решение принято правильно?

Мне кажется, что мы в крае, конечно, я не один принимал решения, – не допустили каких-либо грубых ошибок, это правда, но особо тяжелым решением был так называемый локдаун, когда мы должны были фактически остановить весь край, остановить предприятия, запретить выход из квартир, из домов.

Это нужно было сделать в течение буквально нескольких часов без какой-либо подготовки и продумывания, как это будет выглядеть и как это обеспечить. Это было непростое время. Я благодарен красноярцам за то, что они проявили понимание, какую-то солидарность и сплоченность.

Но вот напряжение пустых улиц, остановленных предприятий, стоящих самолетов, оно будет помниться очень долго.

– У вас ведь дети живут в других городах…

Дочь уже не видел почти два года, потому что сложно теперь приехать и уехать. Поэтому были там некоторые специальные формы общения, когда просто просил каждый день отправлять сообщение «все в порядке».

– Как будем в этом году праздновать День Победы? «Бессмертный полк» пройдет по проспекту Мира?

Я очень хочу, чтобы это состоялось. По внутренним ощущениям, я в этом просто уверен, «Бессмертный полк» – это теперь уже важнейшая составляющая нашей жизни. Когда мы идем по улице с портретами наших отцов, наших дедов, то, на мой взгляд, именно здесь очень остро ощущаем себя единым народом и одной героической нацией. Поэтому сделаем все возможное, чтобы мы прошли по улицам нашего родного города.

– Когда будет решение приниматься?

Это будет начало апреля, как раз за месяц до наших главных майских праздников.

– Как обстоят дела с вакциной? Есть районы, где прививка от коронавируса еще недоступна?

На самом деле у нас работает более 80 так называемых прививочных пунктов, и организационно мы к этому готовы. Вопрос только в поступлении достаточного количества вакцины. Пока ее не хватает, и поэтому возникают ожидания и все, что с этим связано.

Где-то пару недель назад специально связывался по телефону с министром здравоохранения России, обозначив просьбу выделить для Красноярского края партию вакцины с другими условиями хранения, которые нам необходимы для того, чтобы дойти до каждого населенного пункта.

– Про Норильск не могу не спросить. Недавно подписано четырехстороннее соглашение, большая сумма фигурирует – 120 миллиардов на развитие заполярного города. На что прежде всего должны пойти эти деньги?

 Я напомню, что программа так называемой реновации Норильска прошлой весной оценивалась в 85 миллиардов рублей, где большую часть – 50 % – давала компания, меньшую – федеральный бюджет, и какую-то часть – мы.

Но затем произошла известная авария в мае. Мне довелось выступить и в Совете Федерации, обратив внимание не только на экологические последствия, но и на бедственное положение самого города Норильска, на вопросы промышленной безопасности.

Я очень благодарен сенаторам и прежде всего, конечно, Валентине Ивановне  Матвиенко, которая активно включилась в эту тему.

В итоге было подписано соглашение, где сумма средств для Норильска оценивалась уже в 120 миллиардов рублей. Хотя наши специалисты, которые проанализировали коллекторное хозяйство, жилой фонд, исходили из того, что для того, чтобы привести город в нормальное состояние, нужно как минимум 200220 миллиардов.

И я теперь констатирую, что буквально недавно Владимир Олегович Потанин, который побывал в Норильске, принял решение в дополнение к 120 миллиардам выделить еще 150. Это достаточно для того, чтобы город при нормальном использовании этих средств действительно стал столицей российской, а не только красноярской Арктики.

О чем идет речь? Это, конечно, реновация жилого фонда, это другой уровень безопасности коллекторного хозяйства – сегодня ряд его составляющих изношен на 7080 и более процентов, находится в предаварийном состоянии. Это создание хороших общественных пространств и многое другое, что требуется людям, которые живут на Севере.

– Как складываются ваши отношения с Потаниным, с новым мэром Норильска?

Губернатор – это, конечно, человек, но тем не менее своих эмоций он нигде не должен проявлять, в том числе и в отношениях, поэтому отношения у нас деловые.

Что касается мэра города Норильска, я исхожу из того, что, несмотря на отсутствие пока большого профессионального опыта Дмитрия Владимировича, он, скорее всего, наработается. Важно стремление действительно стать профессионалом и в критических ситуациях, которые, к сожалению, бывают, встать реально на сторону людей, своих жителей, и на сторону государства. Поэтому думаю, что все будет нормально.

Что касается руководства компании, включая Владимира Олеговича Потанина, то мы периодически общаемся по разным содержательным вопросам – по теме авиации, ликвидации накопленного экологического ущерба, о том, как будет воплощаться в жизнь тот самый комплексный план развития.

Поэтому, отвечая на ваш вопрос, скажу кратко – отношения нормальные, рабочие.

– Большая проблема для Красноярска – это заваленные снегом дворы. Если основные магистрали более или менее убирают, то во дворах, междворовых проездах – просто беда. Какую вы даете оценку работе служб, работе нашей администрации?

Этот год был, надо признать, экстремальным, и не только в Красноярске, а во многих других городах, включая Москву. И справедливости ради я должен сказать, что Красноярск принадлежит к числу немногих сибирских городов, где снег вывозится – и вывозится регулярно.

Но в этом году действительно было нечто похожее на коллапс. Поэтому на финише я сам должен был вмешаться и подтянуть и технику из наших районов, из наших краевых учреждений. Это было приблизительно 30-процентное усиление, и оно помогло разрядить ситуацию.

Это случай, когда необходимо отрабатывать схему привлечения и частного транспорта, частной техники, и краевых учреждений, и быть готовым ко всему.

И при этом по-другому должны разворачивать работу наши управляющие компании. Если говорить о дворах, это их дело, безусловно, и к вывозке снега в той или иной мере должны готовиться и они. У нас разные управляющие компании. Некоторые очень ответственные. Я бываю во дворах, где любо-дорого находиться. Есть другие управляющие компании, которые смотрят на жителей как на свою собственность и на средство откачивания у них денег, и избавиться зачастую от таких управляющих компаний не так просто. Я на собственном опыте пережил, что такое нерадивая управляющая компания.

Мы сейчас прорабатываем такое нормативное решение, чтобы за невыполнение в том числе функций по очистке дворов управляющая компания при необходимости и злостном нежелании могла просто лишиться лицензий.

– Вопрос, который касается жителей деревень. Село Шила, Сухобузимский район, 60 километров от Красноярска. Новость буквально последних недель – предприниматель вывез весь крупный рогатый скот на убой. Доярки, скотники понимают, что они останутся без работы. Что нужно сделать, чтобы все-таки было выгодно?

Есть объективные показатели, которые все хорошо знают. Красноярский край, с точки зрения показателей в области сельхозпроизводства, является одним из не только сибирских, но и российских лидеров, потому что в этом году мы собрали рекордный урожай, и урожайность гектара была самая высокая от Дальнего Востока до Урала.

И в то же время этот объем зерна, эти показатели дают на самом деле не такое большое количество предприятий – порядка 40. А в целом образ жизни на селе еще очень и очень далек от того, который мы хотели видеть.

У нас сегодня существует разветвленная система государственной поддержки сельских территорий и тех самых предпринимателей. На эти цели тратятся порядка восьми миллиардов рублей. Нет другой отрасли в крае, где такие средства поддержки выделялись бы в таком объеме. На самом деле, ведь есть хозяйства, где коров не режут, где увеличивают поголовье стада, и это происходит из года в год. Все зависит, или многое, прежде всего от человека, и в том числе от руководителя.

Я на своем примере могу сказать, который у меня вызывает сожаление. Я родился в деревне, отец у меня, как известно, был Героем Труда, и наш колхоз имени VII съезда Советов был одним из лучших в крае. Он ушел, сменилось несколько руководителей, мне туда очень тяжело приезжать. Там мы построили храм за свои средства, там есть хорошая школа, отличный клуб, дорога, но производство на боку, так сказать. И попытки перестроить его, показать, как нужно делать, увы, не находят отклика.

Соседний Канский район – «Красный Маяк», теперь акционерное общество. Тогда никто такого хозяйства не знал, но есть Цуканов Сергей Андреевич, это, так скажем, непростой человек, но «Красный Маяк» является действительно маяком в полном смысле этого слова.

У нас в Канском районе есть такая деревня Бражная. Там в свое время было двадцать два человека – Героев Социалистического Труда. Это просто уникальное хозяйство. Сменилось поколение, и хозяйство едва не добили. И вот теперь пару лет назад появился другой руководитель, и оно обретает силу и идет вперед.

Вот таких примеров действительно великолепных организаторов и ответственных, хозяйственных руководителей в крае, по счастью, достаточно. Но есть и такие, о котором вы сегодня упомянули.

Мы взяли курс на то, чтобы тем, кто живет на селе, кто хочет зарабатывать даже на подворье, дать такую возможность с опорой не только на свои собственные силы. Начали развивать и кооперативное движение – оно у нас и было, но мы наращиваем его объемы. В прошлом году у нас количество членов таких потребительских кооперативов возросло более чем на 1 000 человек.

Мы – имеется в виду мы с вами, краевой бюджет, – покупаем тем, кто хочет работать на подворье, корову или даже до пяти голов на одно подворье за деньги налогоплательщиков. И более того, платят по 8 000 еще на содержание коровы, чтобы собирать два раза в сутки молоко и обеспечивать достойную оплату.

Тот, кто хочет работать на подворье, вот в таких местах, где появились кооперативы, может зарабатывать 4050 тысяч в месяц. Это хорошая заработная плата на селе. Поэтому есть разные формы того, чтобы село все-таки жило, сохранялся образ жизни.

– Сейчас Масленица. Вы уже отведали блинов?

Блины отведал до того. Вот недавно посмотрел на себя в зеркало и решил, что поститься мне стоит уже сейчас. Теперь практически нахожусь на посту.

– Вы осваиваете социальные сети – у вас уже есть аккаунты во всех самых популярных. Действительно будете читать? Уже читаете комментарии?

Я вот как-то пришел к выводу о том, что это действительно нужно. Есть вот некоторые такие поводы, которые требуют объяснения людям, но для них неуместно собирать пресс-конференции. Достаточно просто высказаться, объяснить, и этого достаточно.

Кроме этого, теперь, работая периодически в «Инстаграме», я вижу, насколько быстрой является реакция, которая нужна всем, в том числе, конечно же, и руководителям.

У меня было сомнение другого порядка – для того, чтобы действительно постоянно вести аккаунты, необходимо ведь время. Я очень загруженный человек, стараюсь если писать, то делать это ответственно. Но мне помогают мои коллеги, при этом они честно отмечают, где пишут они, а где  пишет «АВ» – это я.

– В комментариях дальнобойщик из Красноярска пишет вам, что не хватает какой-то смотровой площадки на въезде в город, чтобы можно было поставить машину, сфотографироваться возле стелы, выложить фотографию в «Инстаграм». Как вы считаете, хорошее предложение, должна вот такая смотровая площадка появиться?

Обязательно, и у нас это есть в планах. Развилка, где одна дорога уходит у нас влево, на восток, а другая в город, на улицу Калинина, – она будет реконструироваться, там уже ведутся соответствующие работы, и там обязательно предусмотрим хорошее место для того, чтобы остановиться, и оно было достаточно привлекательным, в том числе и для фотографий.

Что касается смотровых площадок, то здесь у нас на Николаевской сопке, там, где заканчивается подъемник, буквально в километре отсюда, совсем скоро откроется смотровая площадка – я думаю, лучшая в городе, коль скоро оттуда будет открываться вид как на город, так и в сторону Дивногорска с мощной природой, нашими Столбами, Енисеем и Гремячей гривой.

Красноярск – это удивительный город, мы обязательно и дальше будем двигаться к тому, чтобы возможностей посмотреть на него с высоты было как можно больше.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного