Вчера состоялось первое заседание III сессии Законодательного собрания. Депутаты рассмотрели около 30 вопросов, среди которых целый блок касался предприятий, находящихся в государственной собственности. В частности, народные избранники приняли решение внести изменения в прогнозный план приватизации на следующий год и провести акционирование «Губернских аптек». Кроме того, парламентарии пошли навстречу инициативе правительства по продаже имущественного комплекса «Шушенской марки». Ликеро-водочный завод будет выставлен на торги с условием сохранения профиля и рабочих мест.
В перерыве сессии спикер краевого парламента Александр Усс провел брифинг, на котором рассказал об основных темах повестки и пообщался с журналистами.
По словам председателя Законодательного собрания, депутаты решили уделить особое внимание жилищно-коммунальной сфере и подготовке к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в Красноярске. Что же касается идей органов исполнительной власти по реализации государственных активов, то этот вопрос будет тщательно обсуждаться на следующей сессии.
Тема городской власти
– Как вы помните, было принято развернутое постановление Законодательного собрания, касающееся проблем в сфере ЖКХ, – начал Александр Викторович. – Это своеобразная дорожная карта власти всех уровней. Мы считаем, что ее реализация дает основание говорить о наличии у власти рычагов, при помощи которых она обязана защитить население.
По идее, если вести речь о таких структурах, как «КрасКом», «Жилфонд», то это тема городской власти. Но так получилось, что последним бастионом в защите интересов красноярцев оказался именно краевой парламент. Мы договорились, что не прекращаем осуществлять контроль в этой области. И более того, наша рабочая группа готова в ближайшее время подготовить новую модель организации управления в жилищно-коммунальном хозяйстве, которая усилит возможности и рычаги государства. Жилищно-коммунальная сфера – это не бизнес в чистом виде, это ответственность власти.
Поэтому наличие 26 % пакета акций в городской и краевой собственности (подразумевается «КрасКом») не исчерпывают наши возможности. Если наши партнеры будут действовать только в интересах извлечения прибыли и игнорировать вопросы социальной ответственности, думаю, вполне резонно ставить вопрос о расторжении этого договора и передаче муниципального имущества, которым они сегодня управляют, в другие руки. Тем не менее я надеюсь, что представители бизнес-структур это понимают, и необходимые варианты того, чтобы мы нашли точки соприкосновения в интересах жителей города, будут реализованы.
– Что касается универсиады, – продолжил спикер. – Считаю, что все спортивные объекты будут построены. Возможно, с проблемами, какими-то неувязками, какие бывают в большом деле. Будем считать, что стройки идут, но главная – это улицы города, набережная, парки, скверы, дороги и все, что с этим связано. Откровенно говоря, для меня универсиада – это не столько спортивное мероприятие, сколько способ улучшить жизнь красноярцев на долгие годы вперед. Поэтому за два оставшихся года мы должны переломить ситуацию, поменять фокус внимания.
У бизнеса другие интересы
После этого Александр Усс выразил свое мнение о возможной продаже предприятий, находящихся в краевой собственности.
– Все решения такого рода должны получить одобрение Законодательного собрания, – ответил спикер. – Не могу поручиться за то, что будет инициировать правительство, как и за то, какое решение примет Законодательное собрание. Сегодня могу изложить личное отношение как депутат и житель края.
Во-первых, вопросы смены формы собственности, чему быть государственным, а чему частным, – дело тонкое, и впопыхах его воплощать в жизнь нельзя. У нас для этого есть процедуры, план приватизации и бюджет, где должны быть учтены источники доходов от продажи. Бюджет был рассмотрен буквально полтора месяца назад, и, честно говоря, не понимаю, почему после наступления нового года мы начинаем обсуждать какие-то идеи. Во-вторых, предприятия, которые обеспечивают жизненно важную инфраструктуру, продавать не стоит. Они должны находиться под контролем государства, и его роль должна быть усилена. Ну и, в-третьих, в кризис надо покупать, чтобы если затем и продавать, то с выгодой.
Интегратор цветной металлургии
– Что касается конкретных предприятий, а именно «Красцветмета», я вообще не понимаю, откуда эта идея возникла, – подчеркнул Александр Усс. – На самом деле «Красцветмет» – это жемчужина Красноярского края. Причем не только как высокорентабельное предприятие, но и как некий интегратор, при помощи которого можно повлиять на целый ряд предприятий цветной металлургии: «Норильский никель», «Полюс Золото» и другие. Кроме того, это хорошая инновационная площадка, на которую завязан целый ряд наших вузов. Поэтому, на мой взгляд, ни о какой продаже «Красцветмета» ни сейчас, ни в обозримой перспективе говорить просто нельзя.
В отношении «КрасЭКо». Нам с большим трудом удалось навести там должный порядок. Выступавший на сессии в конце года генеральный директор «КрасЭКо» Николай Зуев сказал, что тарифы в сетевом хозяйстве снижены на 22 %. Это редкий случай в практике современного предприятия, вставшего на ноги. Мы можем им гордиться, хотя и там сегодня есть проблемы и недочеты, и мы будем за это критиковать и спрашивать. Почему вдруг мы должны его продавать? Я тоже об этом ничего не слышал и думаю, что это чьи-то фантазии. В энергетике государство должно держать руку на пульсе.
Есть какие-то идеи, и они обсуждаются, относительно ряда предприятий дорожной отрасли. С моей точки зрения, там тоже все нормально. У нас всего семь таких государственных предприятий, и они из бюджета за пять лет не попросили ни копейки. В них работают четыре тысячи человек, эти предприятия заплатили налогов порядка миллиарда рублей, и, конечно, от них зависит очень многое в населенных пунктах: где-то бабушке бульдозером снег оттолкать, где-то боковую дорогу сделать в соседний населенный пункт. Я очень сомневаюсь, что бизнесмены, живущие где-то за пределами края, будут душой болеть за наши сельские дороги. Надо укреплять дорожную отрасль. Более того, я считаю, нужно более активно поддерживать наши предприятия при проведении различных конкурсов, они накачивали бы, так скажем, технические возможности, смогли бы зарабатывать и двигаться дальше, чтобы дорожная отрасль была такой же мощной, как и строительная. Для этого есть все возможности.
Поставьте нормальных менеджеров
– Ситуация с «Красноярскнефтепродуктом» непростая, – продолжил Александр Викторович. – Предприятие действительно находится не в блестящем финансовом положении. Одна из важнейших причин – слабый менеджмент. Так наведите порядок, поставьте нормальных менеджеров! По моему мнению, там есть перспективы, но предприятие нужно санировать, подготовить соответствующую программу оздоровления. И если уж говорить о его продаже, то тогда, когда оно будет в адекватном состоянии. Но самое главное, когда мы будем иметь стратегического партнера. Например, такого, как «Роснефть», которая возьмет на себя все обязательства, в том числе по северному завозу, по организации обеспечения нефтепродуктами отдаленных населенных пунктов, где зачастую ничего, кроме «Красноярскнефтепродукта», нет. Нам двадцать лет объясняли, что «Красноярскнефтепродукт» – это социально значимое предприятие, выполняющее функции жизнеобеспечения, это не бизнес. А что сейчас изменилось? Я пока аргументов, честно говоря, не вижу.
По поводу аэропорта. Пакет из 51 % акций принадлежит структуре РУСАЛа. Есть четкое условие, что краевой пакет акций до завершения реконструкции аэропорта не может быть продан. Главный акционер обратился с просьбой заключить так называемый договор опциона. Что имеется в виду? Если вдруг край когда-то будет продавать аэропорт – через год, два, пять или через десять, – он обязан продать им. Это обоснованная просьба? В целом что-то в этом есть. Если люди вкладывают деньги, исчисляемые миллиардами рублей, то, естественно, им хочется иметь прогнозируемые перспективы. Если вдруг этот пакет акций будет продан конкурентам, то начнется неизвестно что. Нас сейчас никто не заставляет подписывать этот договор.