Алексей Туров: «Виртуальность дисциплинирует чиновника» Несколько месяцев назад президент РФ заявил о переводе госуслуг в электронный вид

Алексей Туров: «Виртуальность дисциплинирует чиновника» Несколько месяцев назад президент РФ заявил о переводе госуслуг в электронный вид

Каждый регион до конца года должен «оцифровать» несколько десятков услуг. Правительство Красноярского края заявило о внедрении почти сотни функций. Министр информатизации и связи региона Алексей Туров рассказал, почему мы решили перевыполнить план и как электронный формат поможет избавиться от бюрократии.

Плюсы «электронного правительства» очевидны. Простой смертный избавляется от надобности ходить по инстанциям. Для получения какой-либо услуги от органов власти достаточно доступа в интернет и нескольких кликов мышкой. Система также остается в выигрыше – упорядочение функций, избавление от бумажной работы помогает поднять межведомственное взаимодействие на новый современный уровень. К тому же повышаются требования и контроль к самому качеству работы госслужащих.

Клик вместо очереди

– Алексей Валентинович, почему правительство края приняло решение существенно расширить предлагаемый Федерацией список электронных услуг? И зачем вообще нужно переводить в электронный формат госуслуги?

– Сегодня, чтобы получить нужную бумагу от органов власти, в большинстве случаев людям приходится отстаивать в очереди, собирать множество документов, снова отстаивать в очереди и так много раз. Неудобно. С переводом госуслуг в электронный вид необходимость в этом отпадает. Проделать все это можно будет при помощи интернет-технологий посредством компьютера, мобильника или информационно-платежного терминала.
В коммерческом секторе информационные технологии уже давно и активно внедряются. Простой пример.

На сайтах практически всех банков можно в электронном виде оформить заявку на кредит. Казалось бы, несложная функция, а значительно экономит время. Заполнил анкету, отправил и ждешь решения. Нечто подобное хотим сделать и мы. Государственная машина в этом плане более инертна, но сегодня и у руководства страны, и края есть четкое понимание, что широкое внедрение информационных технологий – это острая необходимость, особенно учитывая просторы нашего региона.
Край заявил о переводе большего количества услуг по простой причине. Не секрет, что, обращаясь в одно ведомство, люди вынуждены собрать энное количество документов в другом. То есть вроде бы одна услуга на самом деле состоит из нескольких, обрастая дополнительными двумя или даже тремя. Естественно, в одночасье невозможно переломить систему и свести все госуслуги в одно окно, избавившись от дублирования.
Но мы можем облегчить жизнь простого человека – не заставлять его бегать по инстанциям. Именно поэтому выбрано большее число услуг, нежели изначально обозначила Федерация. В список попали как раз те дополнительные, сопутствующие функции, которые заставляли людей обращаться сразу в несколько ведомств. Возможно, заявителю придется заполнить несколько форм, но это должно совершаться в одном месте. Идеально, если этим местом будет его собственный дом. Он не будет отвлекаться на поездки в разные части города. Вот таким образом у нас получилось не 58, а 98 услуг.

– Насколько реально воплотить все «электронные» инициативы правительства в жизнь при современном уровне информатизации общества?

– Абсолютно реально. Вы ведь уже можете оформить загранпаспорт посредством интернета, оплатить услуги ЖКХ, не отстаивая очередь в кассу… Думаю, не стоит слишком уж скептически оценивать уровень информатизации нашего общества. В городах практически везде сегодня есть точки коллективного доступа, мобильники почти у каждого. Кстати, Красноярский край в лидерах по количеству мобильных телефонов в России. В территориях края, особенно отдаленных, ситуация, конечно, сложнее. Не везде еще проникла сотовая связь, не так много пользователей интернета. Но и здесь происходят изменения. По национальному проекту «Образование» к интернету подключены все школы региона, а значит, хоть один компьютер с выходом во Всемирную сеть есть даже в отдаленных малочисленных поселках. Есть пункты коллективного доступа в интернет в почтовых отделениях, районных библиотеках. Сейчас мы разрабатываем региональный план развития информационного общества и формирования электронного правительства Красноярского края. Планируем принять его осенью. Один из важнейших пунктов плана – развитие инфраструктуры связи на территории всего края.
Также мы серьезно работаем с муниципалитетами и по проекту электронного правительства, и вообще информатизации. Всем органам местного самоуправления городов и районов края будут предложены соглашения о совместной работе по переводу государственных и муниципальных услуг в Сеть и повышению их доступности.

Качество – это время

– Но насколько люди пенсионного возраста будут готовы к таким реформам, ведь они не слишком опытные пользователи электронных систем?

– Я вас уверяю, что бабушки и дедушки порой весьма продвинутые пользователи высоких технологий. Вспомните хотя бы электронные карты льготника, так называемые социальные карты. Да, поначалу были проблемы, особенно с введением дифференцированной шкалы поездок. Но сейчас все пожилые люди прекрасно ориентируются, как пользоваться картой в транспорте, как считывается с нее информация, как и где пополнить счет и т. д.

– Даже переводя в электронный вид сопутствующие услуги, не слишком ли мы усложняем процесс? Сидя перед монитором, придется заполнять множество различных форм…

– С одной стороны, система и вправду становится сложнее. Но это лишь с технологической точки зрения. Это головная боль специалистов. Для пользователя все будет гораздо проще. Ему не нужно говорить с чиновником, знать внутренний распорядок ведомств, не нужно подгадывать, отпрашиваться с работы на прием. Пользователь даже и не узнает, что его запрос поступил сразу в несколько министерств или учреждений. Он запустил механизм нажатием клавиши и получил конкретный результат в виде госуслуги. А уж сколько чиновников трудились над его запросом, его волновать не должно. Главное – это качество оказанной услуги.

– А что подразумевается под качеством, есть какие-то критерии?

– Один из главных критериев – это время. Услуга должна быть предоставлена в срок, оговоренный в каждом конкретном случае и в строгом соответствии с утвержденным для нее регламентом. Электронная система позволяет строже следить за каждым запросом граждан и соответственно строже спрашивать с чиновников за неисполнение.

На раз, два… пять

– Насколько я понимаю, реформа долгоиграющая и подразумевает несколько этапов внедрения?

– В общей сложности существует пять этапов внедрения госуслуг в электронный вид. Первый – когда вы можете получить готовую форму для заполнения или просто информацию об услуге. Частично это можно сделать уже сегодня. Пятый, последний, этап – когда пользователь, не выходя из дома, виртуально общается с чиновником и получает нужный документ или услугу. При этом пользователь может практически в режиме он-лайн следить за тем, как движется процесс, в каком ведомстве его запрос, когда он должен получить ответ или нужный документ.

– И когда финишный этап?

– В планах правительства перевести имеющиеся услуги в полностью электронный формат к концу 2014 года. К слову, первый этап должен завершиться уже к ноябрю этого года. Второй – в декабре.

Штраф на мониторе

– Сегодня при оплате штрафа ГИБДД через платежку требуется ввести ИНН помимо всех основных данных. У большинства людей возникают трудности – не каждый помнит свой номер. Как-нибудь будет исправляться ситуация?

– Оплата штрафов через платежку – это пока инициатива самой «Платежки». Сама по себе инициатива неплохая. Однако это всего лишь первый робкий шаг, который не увязан с глобальной системой. Но наступит момент, когда система оказания услуг станет единой. И гражданин сможет войти в нее через любую точку доступа, будь то платежка, компьютер или мобильный телефон, и получить четкую и точную распечатку о своих платежах – будущих, прошлых и настоящих. Например, те же штрафы. В идеале вас даже инспектор не всегда будет останавливать, но зайдя в виртуальный личный кабинет на сайте, вы увидите дату, время, точное описание нарушения, сумму штрафа, видео или фото. Возможно, в будущем водитель даже сможет «заказывать» платеж. Например, пришел сигнал о штрафе, а ваша бухгалтерия (естественно, с вашего позволения) автоматом переводит требуемую сумму получателю. Ведь посредники, бумажные носители в этом деле только усложняют и затягивают процесс. Понимаю, что не все водители обрадуются такому повороту событий. Но это как раз то самое правовое общество, к которому мы стремимся, общество, основанное на главенстве закона.

– Что же будет с обычными способами оплаты?

– А их никто не отменял и не собирается отменять. Даже после завершения пятого этапа перевода госуслуг в электронный вид. Возможно, кому-нибудь удобнее непосредственно общаться с чиновником, стоять в очереди… Хотя, думаю, при том уровне развития информатизации, к которому мы стремимся, очередей в обычных учреждениях уже не будет.

На одном языке

– Не увеличит ли введение электронной системы количество чиновников? Ведь в каждом учреждении должен появиться свой системный администратор, например.

– Напрасные опасения. Сегодня в каждом из министерств есть сотрудники, которые отвечают за информатизацию. Но до недавнего времени процесс этот был нецентрализованным. Сегодня же мы говорим о том, что систему будет обслуживать одно ведомство – министерство информатизации и связи. Соответственно, надобность в обслуживающем персонале в смежных министерствах отпадет сама собой.
Однако для этого необходимо проделать еще очень большую работу. Самая масштабная задача – наладить межведомственное взаимодействие, научить ведомства «говорить на одном языке». Сейчас практически у каждой структуры своя обособленная система, между собой они никак не связаны, а следовательно, ограничены, часто дублируют друг друга, что приводит к дополнительным трудовым и финансовым затратам. Мы должны привести их к одному знаменателю, унифицировать все формы и документы, которые фигурируют в разных структурах.

– Когда только начали информатизировать больницы и поликлиники, вместо увеличения проходимости и уменьшения времени ожидания достигли обратного результата. Причина банальна – медработники очень долго набирали слова на клавиатуре…

– Да, такая опасность существует. На первом этапе. Но современные технологии позволяют избежать и этого. Существуют наборы справочников, есть специальные устройства, которые распознают речь и переформатируют ее в буквы. Кстати, недавно был в одной из московских клиник – обменивались опытом – там используется как раз такой аппарат. Очень удобно и быстро. Символы на мониторе появляются моментально – любая стенографистка позавидует.

– И все-таки есть опасение, вдруг чиновники начнут «прикрываться» монитором? Запрос поступил, а он ничего не делает.

– На сей счет разработан четкий алгоритм действий. На каждый запрос, как я и говорил, отведено определенное количество времени. Если бюрократ затягивает процесс, система это автоматически фиксирует и тут же поступает сигнал руководству. И потом строго спрашивается с нерадивого чиновника. К тому же система направлена на то, чтобы максимально автоматизировать процесс. И здесь от чиновника, в сущности, будет мало что зависеть. Я бы даже сказал, что введение системы должно подстегнуть, дисциплинировать чиновников. Ведь бумажку можно убрать под сукно, спрятать, потерять. А запрос, уже попавший в систему, никак не уберешь.

Небесные технологии

– Что происходит с системой ГЛОНАСС в крае? Президент говорит о том, что ее необходимо использовать более масштабно. Но для большинства населения ГЛОНАСС нечто в буквальном смысле заоблачное.

– ГЛОНАСС все активнее входит в нашу повседневную жизнь. Помимо набирающих популярность «карманных» аппаратов, навигационная система активно используется для мониторинга транспорта. К примеру, с прошлого года все теплоходы госпредприятия «Пассажирречтранс» на Енисее уже оснащены подобной системой. Помимо очевидных преимуществ в плане повышения безопасности перевозок, оперативного реагирования на внештатные ситуации система позволяет рассчитывать пассажиропоток, определять маршрут и протяженность поездки. Пока это касается только льготников, пользующихся социальной картой, но постепенно мы планируем расширить ее использование.
Наш регион одним из первых в стране установил систему мониторинга на школьных автобусах. С 1 сентября она в полной мере заработает на всех автобусах, перевозящих учащихся. Соответствующие ведомства могут следить за передвижением, обеспечивать безопасность детей. В Емельяновском районе, где реализуется пилотный проект социальной карты школьника, мы даже можем подсчитать, сколько учеников перевозится на том или ином маршруте или транспорте.
Также за счет краевого бюджета приборы ГЛОНАСС устанавливаются на машинах скорой медицинской помощи в Красноярске, пригородных автобусах.

– Но ведь достоинства ГЛОНАСС не только в диспетчеризации?

– Конечно же, нет. Отслеживание пассажиропотоков позволяет принимать более четкие управленческие решения. Простой пример – мы можем просчитать, сколько автобусов в перспективе потребуется для перевозки той или иной категории пассажиров, более точно составить маршрут и так далее. Даже уровень топлива определить.

– Она применима к городским маршруткам?

– Конечно. Вообще Красноярск одним из первых в России начал активно использовать космические технологии для мониторинга транспорта. Если во многих городах эта работа только начинается, то в столице края ведется уже несколько лет. Совсем недавно по программе «Безопасный город» в нескольких автобусах было установлено видеооборудование, в режиме реального времени транслирующее диспетчеру картинку происходящего в салоне. Ведется работа над созданием сайта, через который в режиме он-лайн можно будет наблюдать за движением транспорта. Сейчас наша общая задача синхронизировать городскую и краевую программы и тем самым обеспечить создание единой информационной системы.

– В свое время поговаривали о недостаточности спутников на орбите. Не будет ли белых пятен на карте при использовании ГЛОНАССа?

– Не будет. Недавно предприятие «Информационные спутниковые системы» имени академика Решетнева» заявило о запуске очередного спутника. Уже сегодня в космосе 22 космических аппарата, работает вся инфраструктура. Так что скоро на орбите у нас будет полный комплект. Соответственно, определение географических координат объекта будет абсолютно точным.

– И напоследок о единой социальной карте. Ее функции намного шире, нежели обычный проездной. В то же время специалисты считают, что ее память ограниченна и широкий функционал на нее не навесишь.

– Действительно, первоначальная функция ЕСК – это обыкновенный проездной. Но функционал у нее огромен. В перспективе эта маленькая карточка будет являться и уже отчасти является тем самым электронным удостоверением личности, ключиком, который открывает простому гражданину вход в электронную информационную систему. Таких карт выдано уже более 300 тысяч. Человек сможет в перспективе взаимодействовать посредством карты с любым информационно-платежным терминалом, банкоматом в любом пункте, оснащенном специальным считывающим устройством. Карта будет использоваться при получении госуслуг в электронном виде. Вот вы приводили пример, что люди при уплате штрафов не помнят ИНН. А в перспективе, приложив подобную карту к считывающему устройству, вы получаете доступ ко всем вашим платежам. В этом контексте для самой карты чрезмерной памяти и не нужно. Тот уровень, на котором сейчас находится карта, вполне достаточен для того, чтобы быть просто ключом. Конечно, можно создать карту дорогую, с возможностью хранения большого объема информации. Но зачем? А если потеряется? Жалко и дорого. Более того – не нужно совершенно. Я уверен, что та единая социальная карта, которая создана сегодня в Красноярском крае, одна из лучших в стране.

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

О настоящем и будущем Норильска
Вторая в мае сессия Законодательного собрания состоялась всего лишь через неделю после первой. При этом особый интерес вызывали вопросы о
Оперативный маневр
Май продолжает радовать красноярцев летней погодой и температурами. Лишь огнеборцам сейчас не до красот природы. Для них продолжается в прямом
Яркая игра – яркая победа
На поле вышли команды всех предприятий СУЭК в нашем регионе – Бородинского, Назаровского, Березовского разрезов, погрузочно-транспортного управления и ремонтно-механического завода