Понятие административных штрафов включает в себя не только наказание рублем, но и целый комплекс подготовительных и профилактических мер. Сейчас на слуху принятые краевым парламентом «закон о тишине», закон о запрете курения в общественных местах. Но как реализовать заложенные в них требования на практике? Насколько эффективны административные меры воздействия в целом? Об этом и шел разговор в Уяре на выездном совместном заседании комитета по вопросам законности и защиты прав граждан и одноименной секции Координационного совета Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления края.
Депутатами, в частности, предложено агентству по обеспечению деятельности мировых судей края при формировании программы обучения на базе учебного центра губернатора края учесть замечания прокуратуры, судейского сообщества к процессуальным документам, составленным административными комиссиями, с целью их последующего рассмотрения в процессе обучения членов административных комиссий.
Органам местного самоуправления рекомендовано усилить профилактическую работу по предупреждению административных правонарушений, организовать проведение совместных рейдов административных комиссий с сотрудниками органов внутренних дел и должностными лицами органов местного самоуправления муниципальных образований.
Заседание было посвящено обсуждению проблем и перспектив деятельности административных комиссий городских округов, сельских поселений восточной группы муниципальных районов края.
Низкий уровень
Как сообщил председатель комитета по вопросам законности и защиты прав граждан Юрий Швыткин, работе административных комиссий депутаты уделяют серьезное внимание, этот вопрос рассматривался и изучался на примере других территорий края. Сейчас необходимо выработать общие подходы, принципы и механизмы применительно к деятельности административных комиссий.
Как сообщил в своем докладе руководитель агентства по обеспечению деятельности мировых судей Владимир Жильцов, в восточной группе районов созданы 144 административные комиссии. В прошлом году в них поступило 3675 протоколов. Больше всего протоколов составляют сотрудники полиции (96,6 %). При этом на первом месте фигурируют правонарушения, посягающие на общественный порядок, затем идут нарушения правил благоустройства, нарушения в области предпринимательской деятельности, охраны окружающей среды. Административному наказанию в виде предупреждения подвергнуто 1210 лиц, оштрафовано 1580 человек. Сумма штрафов составила 1 миллион 182 тысячи рублей, но реально взыскать удалось всего 30 % (чуть более 350 тысяч рублей).
– Бюджет, как все мы знаем, в крае дефицитный, надо взимать наложенные штрафы, пополнять казну, вносить свою лепту. Исполнение штрафов находится на низком уровне в связи с неэффективной организацией работы в этом направлении – как административными комиссиями, так и службой судебных приставов, – сказал Владимир Жильцов.
Он обозначил еще ряд проблем, одна из них – низкое качество составления протоколов, нередко их приходится отправлять на доработку. Есть также случаи, когда люди, не согласные с решением административной комиссии, подают в суд, и тот встает на их сторону. За 2013 год из 31 обжалованного и опротестованного решения административных комиссий судами было отменено 15.
Дело надо делать
Заместитель председателя комитета по вопросам законности и защиты прав граждан Марина Добровольская спросила и. о. начальника отдела исполнительного производства Управления федеральной службы судебных приставов РФ по краю Екатерину Гусеву:
– Чем вам помочь, чтобы вы были заинтересованы в результатах своего труда? Взыскивается всего 300 тысяч с миллиона рублей. Должники, алиментщики спокойно ходят!
Председатель комитета Юрий Швыткин поддержал коллегу:
– 18 % штрафов по краю взыскивается. Делайте выводы. Мы понимаем, нагрузка у приставов большая, зарплата маленькая, сокращения есть, но дело надо делать.
К слову, зарплата судебного пристава, по словам Екатерины Гусевой, составляет 16 тысяч рублей в месяц.
В ходе выездного заседания главы территорий и руководители административных комиссий рассказали, как они работают на местах, с какими трудностями сталкиваются, что удается успешно реализовывать.
Глава Уяра Сергей Чащин рассказал, что в административной комиссии города работают 8 человек, в том числе депутаты горсовета и специалисты администрации.
– Проводим рейды по улицам, разъяснительную работу с населением организуем, в том числе через местную газету. В прошлом году 84 протокола составили и выписали штрафов на 28 600 рублей, – сообщил докладчик.
Был поднят и такой вопрос. В больших территориях административные комиссии оправдывают себя, это рычаг воздействия на нарушителей. Но в маленьких поселках все друг друга знают, ссориться с соседями, «с которыми после бани пьют самогонку», и жаловаться друг на друга люди не хотят. Первый заместитель главы Бородино Александр Первухин в продолжение темы заметил, что в этом городе народ нередко использует «закон о тишине» как средство свести счеты с соседями:
– В силу неприязненных отношений фиксируют громкую музыку за стенкой в 22.05, в 22.10. Мы разъясняем, беседуем, гасим конфликт.
Первухин заметил, что много в этом плане зависит от ответственного секретаря административной комиссии – в Бородино им работает бывший подполковник полиции.
Первый заместитель главы администрации ЗАТО г. Зеленогорск, председатель местной административной комиссии Сергей Камнев в своем докладе сообщил, что в адмкомиссии закрытого города работают 14 человек:
– На сегодняшний день составлено 373 протокола, взысканий оформлено на 112 300 рублей, взыскать удалось 37 400 рублей. У нас хорошо налажено взаимодействие с УВД, начальник службы участковых или его заместитель всегда присутствуют на заседаниях. Сегодня сложно составлять протоколы в части природоохранной деятельности, к примеру, по несанкционированным свалкам. Комиссию бьют по рукам. Мы штраф в 3-5 тысяч на юрлиц просим, а прокуратура говорит, мол, жестко наказываем народ, приносит протест. Итог – нарушитель отделывается предупреждением.
В ходе заседания докладчики высказывали такие мнения: «административные комиссии нужно укрупнять» (Ирина Азарова, глава Успенского сельсовета Ирбейского района), «не штраф цель работы, а профилактика» (Николай Смольский, заместитель главы поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района), «работа административных комиссий позволяет решать вопросы наведения порядка» (Юрий Жирнов, глава Имбежского сельсовета Партизанского района).
Комментарий
Юрий Швыткин, председатель комитета по вопросам законности и защиты прав граждан:
– Мы услышали различные мнения с мест. Это немаловажно, потому что нужно выработать видоизмененный закон Красноярского края об административных комиссиях. На сегодняшний день в некоторых поселениях они существуют фиктивно, не занимаются профилактической работой, не составляют протоколов. Безусловно, это влияет на общую ситуацию в плане правопорядка. В ряде территорий административные комиссии работают достаточно активно. Нам необходимо сформировать единый подход. Одновременно нужно понимать, что секретарь комиссии, работая на освобожденной основе, может быть премирован за счет тех субсидий, которые направляются из краевого бюджета на обеспечение деятельности административных комиссий. Другое дело, что сумма там невелика, но есть возможность рассмотреть этот вопрос.
Какие статьи работают? Нарушение правил благоустройства, выгула собак, «закон о тишине» и другое. Этот выездной формат заседаний дает нам импульс к рассмотрению под другим углом зрения закона края об административных комиссиях с целью приведения в соответствие общего алгоритма и выработки индивидуального плана действий для каждого поселения. Думаю, если мы этого достигнем, то законопослушные граждане будут чувствовать себя уверенно, а нарушители в этом случае не уйдут от ответственности.