Страны Евросоюза (ЕС) договорились о введении 16-го пакета санкций против России, который предусматривает запрет на импорт первичного алюминия. Ряд источников указывают на планируемый постепенный запрет для стран Евросоюза на покупку некоторых видов продукции из российского алюминия.
По мнению экспертов, потеря этого рынка для российской алюминиевой промышленности может привести к новым сокращениям производства. Например, потери «КрАЗа» могут составить 300 тысяч тонн — это порядка трети годового объема производства.
Суммы потерь оцениваются в миллиардах долларов
В 2024 году Россия экспортировала в страны Евросоюза алюминий на сумму €828,2 млн. Несмотря на сокращение поставок на рынок ЕС в последние годы, эти продажи позволили российскому производителю успешно зарабатывать, а потерянные объемы были перенаправлены на восток.
Однако сейчас под запрет может попасть первичный алюминий, составляющий 85 % от общего объема экспорта этого металла из России в ЕС.
В денежном эквиваленте это примерно миллиард долларов, исходя из объемов 2024 года. Ранее Брюссель уже запретил импорт российской алюминиевой проволоки, фольги и труб, аналогичные ограничения действуют также в США и Великобритании, — отметил Павел Гамов, эксперт в области горнодобывающей промышленности и металлургии, бывший директор по развитию консалтинговой группы B1 (ранее известной как Ernst & Young).
По утверждению эксперта, переключение поставок с высокоприбыльных западных рынков на восточные, которым сейчас занимается большинство крупных российских компаний, ведет к снижению доходов и дополнительным затратам.
Неважно, идет ли речь о рынках Китая, Индии или других стран. Эти изменения, как видно из отчетности «РУСАЛа», постепенно сказываются на финансовых результатах, — добавил он.
Эксперты также подчеркивают важность логистического фактора, который проявляется двояко. Прежде всего, закрытие европейского маршрута осложняет транспортировку в западном направлении.
Запрет на импорт российского металла в ЕС, скорее всего, означает запрет на любые операции с ним, включая перевалку и транзит. Это затруднит логистические пути в западные регионы, такие как Латинская Америка, и на Ближний Восток, — пояснил Сергей Заверский, доцент Высшей школы бизнеса МГУ имени Ломоносова.
Не допустить сокращения рабочих мест
Инфраструктурные проблемы выходят за рамки транспортных коридоров. Павел Гамов утверждает, что санкции также затрагивают возможности осуществления платежей, о чем все чаще сообщают представители российского бизнеса.
Производитель вкладывает средства в производство товара, а затем ожидает доставки продукции покупателю и поступления денег от него, что создает разрыв в ликвидности и нехватку оборотного капитала. В этой ситуации «РУСАЛ» не является исключением, — подчеркнул он.
В 2023 году «РУСАЛ» увеличил объемы производства и продаж, сохранив инвестиционную программу на уровне предыдущего, более успешного 2022 года, но достигнуто это было ценой значительного снижения маржинальности.
На отрасль сейчас оказывается все большее давление: к ограничениям в области сбыта и логистики добавляется проблема высокой стоимости кредитования, что еще больше ухудшает положение дел. Процентная ставка в России остается одной из самых высоких в мире. И никто из экспертов не может даже предсказать, когда Центробанк России задумается над ее снижением.
У компаний просто не остается иного варианта, как расходовать средства не на развитие, а на обслуживание долгов. Высока вероятность, что это приведет к существенному замедлению инвестиционной активности. При этом сами промышленники готовы вкладывать средства, но для этого необходима государственная поддержка, особенно учитывая падение прибыли двузначными темпами.
Если помощь государства не будет оказана, компании в отрасли естественным образом среагируют на возможные кризисы. А именно — сократят затраты, включая капитальные вложения. В этом случае есть все возможные риски значительного снижения темпов экономического роста. Нельзя не отметить, что уменьшение объемов производства в алюминиевой отрасли вскоре вызовет снижение активности в связанных с ней секторах поставщиков, усиливая распространение кризисных тенденций.
Алюминиевая промышленность могла бы рассчитывать на рост цен на металл благодаря санкциям ЕС, как это произошло после введения американских санкций против «РУСАЛа» в 2018 году, но пока такие изменения не наблюдаются. Эксперты сходятся во мнении, что давление на российскую алюминиевую отрасль продолжает усиливаться.
С одной стороны, постепенное введение ограничений позволяет адаптироваться, и «РУСАЛ» до сих пор успешно справляется с этой задачей, избегая остановки производства и сокращения сотрудников на предприятиях. Однако, с другой стороны, проблемы продолжают накапливаться, и однажды они могут достичь критической массы, — предостерегает Павел Гамов.
В 2018 году, после введения санкций против «РУСАЛа», предприятия компании долгое время работали на склад, и государство оказывало поддержку отрасли. Сегодня настал момент, когда необходимо принять программу, которая будет стимулировать экономическую активность и поддерживать бизнес: стимулировать внутренний спрос, защищать внутренний рынок от импорта и поддерживать экспорт.
Без государственной поддержки вероятность новых сокращений производства увеличивается, что может привести и к уменьшению числа рабочих мест. При том, что алюминиевые предприятия являются крайне значимыми источниками рабочих мест в регионах своей деятельности.
Хотелось бы видеть стратегический подход государства к решению возникающих проблем. Важно также определить способы поддержки инвестиций в отрасли в долгосрочной перспективе. Эти усилия обязательно принесут результаты в будущем – в виде увеличения производства, экспорта и налоговых поступлений, – заключил Борис Копейкин.
Эксперты подчеркивают: отрасль, обеспечивающая экономическую и социальную стабильность в регионах, находится на грани кризиса, обусловленного в основном неблагоприятными внешними обстоятельствами. Срочные меры поддержки и стабилизации будут способствовать не только укреплению позиций России на международной арене, но и защите регионов, особенно Сибири, от потенциального ухудшения уровня жизни и сокращения населения.