В том плане, что рынок труда сейчас – величина жесткая. Выберешь в молодости неправильную, невостребованную профессию, потеряешь важнейшую для современного мира вещь – время. Наверстать – сложно. Тем более что к 22-летнему молодому специалисту зачастую совершенно другое отношение, чем к 28-летнему. Первых работодатели обычно называют перспективными, на вторых смотрят с удивлением: «Тебе до возраста Христа недалеко, а все в подающих надежды ходишь…»
В краевом агентстве труда и занятости населения неслучайно делают ставку именно на программы профессиональной ориентации – проводят различные акции, декадники, консультации и даже отдельный фестиваль. Но массовыми мероприятиями дело не ограничивается. На этой неделе Красноярск по приглашению агентства посетил ученый российской величины из Санкт-Петербурга – доктор психологических наук и ведущий отечественный специалист по профориентации Михаил БЕНДЮКОВ. В Красноярске он несколько дней давал мастер-классы для сотрудников краевых центров занятости. График у питерского «карьерного гуру» оказался плотным. Но время для беседы с корреспондентом «НКК» Михаилу Александровичу выкроить удалось. Ведь для читателей главной газеты региона «профессиональные вопросы» всегда актуальны.
– Михаил Александрович, вы согласны с тем, что сейчас любой молодой человек во многом определяет свою судьбу на отрезке между последним школьным классом и поступлением в вуз? Ошибешься в выборе профессии – остановишься в социальном развитии…
– Хорошо, если молодые люди это понимают. Но тем не менее диплом – это не основной способ достижения цели. Документ о высшем образовании не пропуск в рай. Он предоставляет возможность участвовать в конкурентной борьбе за рабочее место. И если такое понимание к молодежи приходит – это большое счастье и для экономики, и для самих молодых. Профессиональное образование нужно лишь для того, чтобы в будущем занимать соответствующую должность.
– Я говорю о том, что большая часть молодежи, судя по всему, пока не совсем это осознает. Посмотрите, сколько людей до сих пор учатся на экономистов, юристов, пиарщиков. Хотя там – кадровый перебор. Зато получать рабочую профессию у многих желания нет. Непрестижно.
– Рынок труда здорово изменился, но не все люди это пока поняли. Если говорить о причинах, возможно, кризис многое расставил по своим местам. В «жирные годы» все расслабились. А молодые – тем более. Решили, что появление молодого кадра с завышенными требованиями к зарплате – счастье для работодателя. Я придерживаюсь точки зрения, что кризис 2008 года еще не закончился. Сейчас мы получили передышку, но совсем не известно, что будет в следующем году. И, думаю, что до молодежного сознания текущая ситуация начала доходить. Общественное сознание, похоже, сдвигается. В этот момент высока роль журналистики. Когда в стране была экономическая стабильность, СМИ передавали: «Все хорошо, прекрасная маркиза». А когда вдруг оказалось, что потерять работу очень легко, произошел определенный сдвиг.
Что касается Красноярского края, то в вопросах профориентации ваши службы работают очень хорошо, скоординированно. И не только агентство занятости, но и многие вузы, школы. И то, что люди начинают привыкать к реальной картине на рынке труда – ценно и позитивно. Особенно для Красноярска. У вас множество инвестиционных проектов, регион развивается динамично. Надо не фантазировать, а понимать, что необходимо соответствовать структуре экономики региона. Что получить надежную и стабильную работу можно – но только если твоя специальность будет соответствовать региональным потребностям. Не стоит больше ориентироваться на образы, транслируемые центральным телевидением. Возможно, они имеют какое-то отношение к Москве. Но для Красноярска не слишком актуальны.
– Вы говорите о Рублевке, олигархах и «сладкой жизни» на собственных яхтах?
– Да-да. Были сериалы про богатых рекламистов, юристов, сотрудников гламурных журналов. Это все надувное. Это же кино! Но сегодня, чего уж греха таить, именно СМИ формируют общественное сознание. Они располагаются между человеком и реальностью, об этом еще в 70-е годы писал французский исследователь Абрам Моль в своей знаменитой книжке «Социодинамика культуры».
– У меня ощущение, что вместе со СМИ эту реальность «перекрывает» и «видоизменяет» еще и современная система российского высшего образования.
– Абсолютно согласен! Образование тоже бизнес. Даже не миллионный, а миллиардный. Если люди платят деньги, то бизнесмен будет опираться не на реальность, а на современные факты общественного сознания. Если люди потенциально готовы платить за невостребованные специальности, им с помощью рекламы будут врать. Напрямую, в глаза – и доказывать, что они делают правильный выбор. Экономика, основанная на рыночных отношениях, требует ответственности от каждого участника рынка. Но, подчеркиваю, и от молодого человека тоже. Дорогие молодые, это ваша жизнь! Поэтому принимайте решения самостоятельно. Ведь про перспективу инженерных специальностей говорят постоянно. Оглянитесь вокруг, поинтересуйтесь, чем знаменит Красноярский край. И сразу обнаружите, что далеко не пиарщиками и не рекламистами. Готов ли молодой человек учиться пять лет, чтобы потом 3–4 года сидеть на телефоне, звонить каким-то странным людям и продавать рекламные площади? Может, потратить деньги на другую специальность, более востребованную? И почему образование обязательно должно быть высшим, а не средне-специальным?
– Потому что это модно.
– Но тем не менее система современных ПТУ соответствует требованиям, предъявляемым рынком. И никто не мешает сначала бесплатно закончить техникум, а затем так же бесплатно – вуз. И приобрести сразу две профессии – за счет бюджета. А у многих молодых людей странная позиция. Они напрягают родителей, чтобы получить корочку филиала какого-нибудь московского института. А потом думают, что сразу же после выпускного из университета «отобьют» деньги, затраченные на обучение. Так не бывает.
– И как же тогда выбраться из-под этих «мыльных пузырей», надуваемых СМИ и вузами, и начать конструктивный поиск своей профессии?
– Есть разница между амбициями человека и его реальными возможностями. Когда амбиции обгоняют возможности, когда вчерашний выпускник заявляет: «Да я меньше чем за 30 тысяч рублей верхнюю пуговицу пиджака не расстегну», я отвечаю: «Дорогой, ценность рабочего места на первоначальном этапе важнее зарплаты». Главное для молодых – наработка опыта. Ведь многим вообще нечего предъявить работодателям, кроме дипломов. Амбиции, которые не соответствуют возможностям, нужно убирать в дальний карман. Когда возможности подтянутся к амбициям, когда человек начнет смотреть на мир «реальными глазами» – тогда возможно все. Работодателя привлекает желание работать и развиваться, а не завышенные требования.
И еще. Ни один работодатель не установит уровень зарплаты выше, чем «в среднем по региону». Если житель Красноярского края ориентируется на среднерыночную зарплату в Москве – это неправильно. В Москве намного больше расходов: на жилье, транспорт, питание. И если, положим, человек получает в Красноярске 10 тысяч рублей, а в столице ему предлагают работать за 20 – он ничего не выиграет. Весь размер повышения проездит и проест. Это очевидная вещь, простейшая цепочка рассуждений. Но многим молодым она почему-то не приходит в голову. Значит, надо усиливать информационную составляющую – больше разъяснять, объяснять, показывать.
– Тогда давайте сейчас дадим несколько практических советов – как правильно искать работу?
– Считается, что очень серьезный фактор – правильное составление резюме. В Интернете, в том числе и на сайте службы занятости, множество информации о том, как это сделать. Но молодому человеку с минимальным опытом работы здесь особо не развернуться. Более того, резюме не панацея. Оно нужно для приглашения на собеседование – и ни для чего более.
Надо собирать реальную информацию о состоянии дел в той или иной профессии – о количестве и качестве рабочих мест. И отдавать себе отчет, что поиск работы – серьезное дело, где возможны отказы. Их может быть много. Но относиться к ним необходимо спокойно. И из каждого отказа извлекать опыт. Лучше лишний раз спросить: «Объясните, пожалуйста, что я сделал не так? Без всяких претензий – просто хочу в будущем учесть свои ошибки». Не обязательно, но после такого вопроса работодатель возьмет да и призадумается: «А парень-то передо мной неглупый. Ну-ка, дам ему еще один шанс».
Скажу еще одну банальную вещь – учиться надо хорошо. Сплошь и рядом – отказы претендентам из-за недостатка квалификации.
– А если человек по квалификационным требованиям недотягивает, может ли он получить заветную должность благодаря личному обаянию? Вообще, велика ли роль самопрезентации при устройстве на работу?
– В зависимости от того, с каким менеджером встречается соискатель. Менеджер по персоналу обращает внимание на одни качества, а менеджер по производству – на другие. А если серьезно, то человеку с хорошими навыками самопрезентации надо и работу искать соответствующую – где приходится много общаться с людьми. А есть специальности, например инженерные, в которых «самоуглубленный ботан» даст сто очков вперед обаятельному красавцу. Просто за счет своих знаний и умений. Руководитель-производственник подумает: «Зачем мне король красноречия? Пусть лучше вот тот ботаник сидит потихоньку в углу, зато дело будет сделано качественно». Мораль сей басни такова: предъявляйте свои наиболее сильные стороны. Человек не может состоять только из достоинств. Все уметь и знать невозможно. А грамотный работодатель в первую очередь ищет профессионалов. Потому что прибыль создают не машины, а люди, умеющие работать.
– Мы с вами обсудили, как устроиться на работу. А как – удержаться? Не зря же ученые считают проблему адаптации одной из ключевых.
– В свое время я изучал этот вопрос и вывел интересную закономерность. Сначала человек приходит, его никто не знает, он никого не знает. Все находятся в напряжении и стараются помогать друг другу – чтобы контролировать процесс. Молодому работнику постоянно разъясняют формальную сторону дела. Потом проходит пара-тройка месяцев. И вновь принятому сотруднику, и его коллегам кажется, что ситуация «устаканилась». Начинается период так называемых оптимистических ожиданий.
Но ведь помимо формальной структуры есть и «внутренние вещи» – некие законы поведения, в основном нигде не прописанные. Что-то вроде корпоративной культуры. Свод правил, как поступать в тех или иных ситуациях. И вот тут новый работник может в некоторых ситуациях повести себя неправильным образом. Образно выражаясь, представьте, что в комнате стоят пятеро людей и держат в руках одеяло. Задача – натянуть его ровно. Стоят себе спокойненько, тянут. И вдруг прибегает шестой: «Ребята, сейчас я вам помогу», – и в итоге все только портит. Одеяло морщится, новичка отправляют куда подальше. Потому что он не скоординирован с остальной командой. И если человек без потерь пройдет сей болезненный период первых месяцев, то начнется время «вторичной адаптации», когда новенького можно будет назвать полностью «своим». Поэтому мой вам совет: не делайте скоропалительных выводов. Не впадайте в депрессию. Потерпите. Потерпите. Потерпите…