Амурский ветер

Амурский ветер


Наш город и край очень удачно расположен: буквально рукой подать до стран, которые остаются стратегическими партнерами России, – Поднебесной и Страны утренней свежести. Китая и Кореи. С одной нас связывают теснейшие экономические контакты, у другой наш город сейчас активно перенимает опыт подготовки к универсиаде. Нынешняя дружба – лишь продолжение связей, которые установились в далеком XVII веке. А история этих – таких разных – народов оказалась буквально вплетена в историю нашего края.

Казак-китаец

Первые китайцы появились в нашем крае даже не в XIX веке, как это принято считать, а гораздо раньше.

– Отдельные представители этой национальности попали к нам во времена русского освоения края еще в XVII веке, мне удалось обнаружить такие факты, – рассказывает Владимир Дацышен, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории Сибирского федерального университета. – На Амуре вели войну именно енисейские казаки. Как в любой войне, были и пленные, и перебежчики. Китайцы, попадая к нам, принимали крещение – нельзя не креститься, если ты казак. Узнать по имени или фамилии, что тот или иной служилый – китаец, невозможно. Но вот если удается выяснить, что казак в XVII веке знает китайский или маньчжурский язык, иероглифы, – это точно китаец.

В 1860 году открыли границу с Китаем, и в крае появились первые купцы-китайцы. Везли чай, сахар, бижутерию, ткани. Пара лавочек была в Красноярске, пара – в Енисейске, по лавочке – в Ачинске, Минусинске. В них торговали только китайцы: они, как правило, сначала приезжали к нам на сезон, потом стали торговать постоянно. Надо сказать, что в это время мы общались в основном с выходцами из центральных провинций Китая. Для страны, в которой сосуществуют 56 разных (!) национальностей, это принципиально важно. Те трудяги, к которым мы привыкли – агрономы, строители, – это шаньдунцы, выходцы из более простой восточной провинции Шаньду, или пекинцы, которые не могли найти работу на родине. Как отмечает Владимир Григорьевич, к нам они попали только в начале XX века – приезжали на заработки. Более массовое появление случилось во время Первой мировой: нашей стране не хватало рабочих рук, а китайцы добросовестно работали небольшими бригадами по 20–30 человек на железной дороге, добыче золота и других тяжелых работах.

Максимального числа диаспора в советское время достигла в 1959-м – 1 841 человек. В Красноярске даже сложился район компактного поселения китайцев в поселке Бугач. Под Абаном был китайский колхоз.

– Китайцы по ряду параметров очень похожи на русских, – уверен Владимир Григорьевич. – Это великодержавная нация, как и русские. Они – нация большинства. Но попадая в другую среду, они быстро адаптируются, ассимилируются, растворяются в социуме, даже внешне становятся похожи на русских. Как и русские, приезжая, например, в Америку, – через поколение уже американцы.

Одна из последних переселенческих волн – 90-е. Может показаться, что она самая многочисленная, однако это не так.

– В 90-х я работал в школе учителем, – вспоминает Владимир Дацышен. – В каждом классе был потомок китайца. Хотя не все об этом знали. Иванов Иван Иваныч, а китаец. В среднем на 40 детей – один, у кого дедушка китаец.

К чести китайцев, они быстро учатся говорить на языке местного населения, с уважением относятся к его традициям, доброжелательны и терпимы, среди «национальных» преступников почти нет китайцев (если не считать нарушение миграционного законодательства). А еще стоит вспомнить такой факт: в лихие 90-е при тотальном дефиците и неплатежах китайцы насытили рынок разнообразными и очень доступными товарами: одеждой, обувью, детскими игрушками. Не секрет, что китайцы, большие мастера овощеводства, и в сложный период были серьезным звеном красноярского «продовольственного кольца». Сегодня, когда качество жизни красноярцев значительно выросло, товары из Китая востребованы меньше, но тогда… Городские власти привлекали китайцев к обустройству города в том, в чем россияне не слишком сильны, – например, к созданию уличных фонтанов, городской иллюминации.

Сейчас в крае официально числится 2 439 представителей этой национальности. Региональная общественная организация «Китайская община» была зарегистрирована в 1993 году, у ее истоков стояли китайцы, прожившие в городе и крае полвека. Община активно участвует в жизни города – принимает участие в шествиях на День города, оказывает посильную благотворительную помощь: в 2003-м они принимали участие в сборе вещей для погорельцев в Казачинском, в 2006-м община на свои средства организовала поездку творческих коллективов из Емельяновского района «Сибирские самоцветы» и «Потешки» на праздничные мероприятия в Китай. Красноярск активно сотрудничает с организациями Китая: в 2005 году был подписан договор о взаимодействии Цзилиньского института русского языка и Красноярской академии музыки и театра, Сибирский федеральный университет взаимодействует с Хэйлунцзянским университетом в Харбине ,
ежегодно в КНР проходят стажировки победителей конкурса «Золотой кадровый резерв», а также происходит постоянный диалог в рамках развития сотрудничества между красноярскими бизнес-структурами и Дацинской зоной новых высоких технологий, Харбинской зоной экономического развития (КНР).

Известные красноярские китайцы

Владимир Иванович Чин-Мо-Цай – легенда красноярской фотожурналистики, лауреат международных, всесоюзных и краевых выставок, почетный член Союза фотохудожников России.

Мария Юрьевна Чжаохун – председатель КРОО «Китайская община», посол доброй воли провинции Хэйлунцзян.

Батальон, в котором не говорят по-русски

Русские и корейцы поселились на Дальнем Востоке фактически одновременно чуть больше 150 лет назад. Когда Россия присоединила Приамурье, территория фактически пустовала. Корейцы селились на наших свободных землях. Сначала их выселяли, а потом решили, что пусть они лучше ведут хозяйство, платят налоги и ходят в церковь. Так они крестились, построили церкви и школы. Революция всех разбросала – корейцы стали разъезжаться по стране, в том числе попадали и в Красноярский край.

– Я часто загадываю загадку: где дислоцировался батальон Красной армии, в котором никто русского языка не знал? – говорит Владимир Дацышен. – В Канске – там служили почти все корейцы.

Корейцы – народ очень консервативный. Они в отличие от китайцев хуже ассимилируются, свято чтят свою культуру и традиции. Корейцы в крае проживали компактно, поэтому русский они либо плохо знали, либо не знали вовсе. Они по политическим мотивам были полностью репрессированы и выселены с Дальнего Востока в Узбекистан, Казахстан, Киргизию в конце 30–40-х годов. Из Средней Азии ехали учиться в Москву, потом по распределению попадали назад к нам.

Сейчас в крае 1 029 корейцев, в основном они живут в краевом центре. Первая корейская ассоциация в нашем городе появилась в 2000-х годах. Три года назад была зарегистрирована РОО «Корейский культурный центр Красноярского края». Раз в год организация проводит фестиваль «Чусок», корейский День благодарения, в который принято посещать родственников. Община также проводит курсы корейского языка, которые ежегодно посещают от 50 до 70 человек, в основном русские. Мощнейшие культурные связи объединяют наши страны: в этом году корейцы принимали участие в IV Красноярском международном музыкальном фестивале стран Азиатско-Тихоокеанского региона – барабанщики из группы Soul Tah просто взорвали зрительный зал. Ежегодно в Красноярске проходит выставка искусства КНДР, на которой представлены произведения корейской живописи, декоративно-прикладного искусства, фотографии и плакаты.

Благоразумный Красноярск дает возможность мирного сосуществования людей разных национальностей, взаимного обогащения культурами и традициями. Как отмечает Вадим Фалалеев, руководитель управления внешних связей администрации Красноярска, наш город – один из первых сибирских городов, установивших наиболее тесные взаимовыгодные отношения с городами Северо-Восточной Азии. Сюда входят муниципалитеты как КНР, так Кореи, Японии и Монголии.

– Мы отдаем себе отчет в том, что в силу географической близости, тесных исторических связей и бурного развития указанного региона эти отношения для нас являются наиболее значимыми, как на среднесрочную, так и на долгосрочную перспективу, – отмечает Вадим Альбертович. – А западные санкции лишь подталкивают нас к углублению такого сотрудничества и, в первую очередь, с Китаем.

Известные красноярские корейцы

Сергей Николаевич Ким – президент Корейского культурного центра Красноярского края, главный редактор «Сибирского агентства новостей», председатель общественного совета при Управлении ФСКН России по Красноярскому краю.

Петр Дементьевич Ким – доктор физико-математических наук, профессор, главный научный сотрудник Института физики им. Л. В. Киренского СО РАН.

Игорь Ефимович Ким – доктор филологических наук, доцент кафедры русского языка и речевой коммуникации Института филологии и языковой коммуникации СФУ.

Александр Владимирович Ли – кандидат медицинских наук, врач, имеющий высшую квалификационную категорию по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье».

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного