Очередные изменения законодательства об ОСАГО в этом году должны уменьшить количество мошенничеств со стороны водителей и нарушений самих компаний. Разбираемся в плюсах и минусах нововведений.
Учимся договариваться
С 1 июня увеличится лимит по «европротоколу» с 50 до 100 тысяч рублей. Кроме того, предлагается убрать пункт об обязательном согласии сторон при ДТП. Напомним, сейчас участники аварии могут оформить бумаги без автоинспекторов, если столкнулось не более двух авто, не нанесен ущерб жизни, имуществу третьих лиц и если есть согласие о степени вины между самими участниками, а ущерб не превышает 50 тысяч рублей.
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) предупреждают – повышение лимита может увеличить количество махинаций, то есть договорных аварий и перекупки ущерба автоюристами.
Представитель Федерации автовладельцев России (ФАР) в Красноярске Егор Фролов считает, что проблема мошенничества действительно существует. В европейской части России этот процесс поставлен на поток, в Сибири такие случаи также не редкость. В Москве, например, на любую мелкую аварию выезжает специалист, который предлагает выдать деньги пострадавшей стороне на руки на месте, а затем «работает» со страховой, добиваясь выплаты. Очевидно, что сумма, выданная владельцу авто, гораздо меньше страховой премии. В качестве борьбы с такими махинациями Фролов предлагает больше информировать население о недопустимости подобных действий и ни в коем случае не соглашаться на услуги добровольных «помощников», если вы оформляете «европротокол».
В то же время ФАР не против увеличения лимита. У дорогой иномарки простая вмятина на бампере может стоить более 100 тысяч рублей. Не ждать же из-за этого инспекторов, ведь по всем остальным нормам такие аварии подходят под «евро».
Страховщики считают, что инициатива об отмене обязательного отсутствия разногласий между участниками ДТП сделает невозможным урегулирование части страховых случаев. Президент РСА Игорь Юргенс говорит: если каждый участник аварии будет твердить о своей невиновности, компании не всегда смогут разобраться, кому платить. В спорных случаях часто выписывают «обоюдку» и выплачивают по 50 % от ущерба каждому.
Отметим, разбор аварии по «европротоколу» становится все более популярным у российских водителей. По данным Российского союза автостраховщиков, четыре года назад на эту процедуру решались не более 10 % участников всех ДТП. Сегодня до 33 % всех аварий оформляется по «европравилам». В 2017 году более полумиллиона автовладельцев разъехались и разобрались с ДТП без участия автоинспекторов. При этом выплаты составили более 11,5 миллиарда рублей. В 68 % случаев всех ДТП ущерб укладывается в 50 тысяч рублей.
В красноярских страховых компаниях нам сообщили, что пока не знают, будет ли увеличенный лимит по автогражданке действовать для тех, кто заключил договор до июня 2018 года, или будет распространяться только на полисы, приобретенные с 1 июня.
Расплата за ошибку
С 1 января 2018 года так называемый период охлаждения (когда можно отказаться от навязанной страховщиком услуги) вырос с пяти дней до двух недель. Не секрет, что многие страховые компании при продаже полисов ОСАГО заставляли дополнительно страховать жизнь или здоровье. В случае отказа внезапно «заканчивались» бланки или возникали еще какие-либо проблемы.
Юрист Дмитрий Провоторов считает, что кардинально такой подход от проблемы не избавит, но даст людям больше времени для маневра и общения со специалистами, которые могут проконсультировать и помочь. По его словам, прежде всего стоит подать заявление в саму компанию, а в случае отказа бежать к юристу.
Отметим, нововведения в сфере ОСАГО защищают не только граждан, но и сами компании от мошенников. Так, с этого года невозможно будет оформить электронный полис прямо в день аварии – не секрет, что многие, катаясь без страховки, в случае ДТП быстро через мобильные приложения тут же оформляли страховку. С этого года действует временной лимит – договор начинает работать спустя трое суток после заключения в электронном виде.
Также теперь при предоставлении недостоверных сведений о себе, уменьшающих стоимость полиса, у компании есть право взыскать с покупателя недоплату премии. Соответствующее постановление выпущено Верховным судом РФ.
Фото: pixabay.com