Разного рода эксперты так запугали народ последствиями вступления в ВТО, что мы от этого события ничего хорошего уже не ждали. Оставалась, правда, слабая надежда на снижение стоимости импортных товаров благодаря падению ввозных пошлин. У автомобилистов эту надежду отобрали практически сразу же – в августе страна вступила во Всемирную торговую организацию, в сентябре на автомобили был введен утилизационный сбор.
Прогноз и реальность
По предварительным оценкам аналитиков авторынка, сбор начисто съедает всю выгоду от снижения платы за ввоз и станет своего рода протекционистским механизмом для российских производителей. При этом одни говорили, что цены в рознице не изменятся, другие настаивали: будет рост.
Сегодня можно оценить не предварительную, а реальную ситуацию – автомобили уже ввозятся по новым правилам. По сообщению Федеральной таможенной службы России, первым таким авто стал Mercedes 2008 года выпуска. Хозяин уплатил сбор три тысячи рублей. Это минимальная сумма сбора с физического лица за машину старше трех лет. Максимальную сумму сбора будут выплачивать компании-перегонщики. Так, за автомобиль старше трех лет с объемом двигателя более 3,5 литра юридическому лицу придется заплатить 700 тысяч рублей. Напомним, утилизационный сбор обязаны платить и компании-импортеры, и граждане, ввозящие иномарки.
Большая же часть жителей нашего края не ввозят авто сами, а покупают их в салонах или на рынке.
Барахолка
Продавцы подержанных авто на красноярских рынках признались, что «никаким ВТО и утилизационным сбором не заморачивались. Цены если и растут, то незначительно».
– На вторичном рынке этот сбор не должен отразиться, – говорит руководитель проекта 24AUTO.RU Артем Потехин. – Он закладывается в цену нового автомобиля при растаможке. На цену тех машин, которые ездят по России, никак не влияет.
Тем не менее цена на пробежный паркетник Kia прошлого года выпуска на рынке оказалась выше, чем в салоне на новый. Хотя, скорее всего, здесь дело в честности продавца или какой-то невероятно навороченной комплектации.
Салоны
Консультант автоцентра Kiа Валентин утверждает:
– На ценовой политике введение сбора пока не отразилось. Ситуация вообще не совсем понятна: будет ли этот сбор в итоге касаться машин, собранных в России, и будут ли из-за этого подниматься на них цены? Пока мы никаких официальных писем от производителя не получали.
Нет информации о каком-то внеплановом повышении цен и в Audi-центре.
А вот в некоторых японских автосалонах цены уже выросли или их повышения ждут в ближайший месяц. Машины марки Toyota подорожали от 0,5 до 1,5 процента. А Honda планирует поднять стоимость процентов на 10.
Подъем цены, скорее всего, связан с высоким спросом и некоторым дефицитом машин, – считает Артем Потехин. – Видимо, повысив стоимость, Honda просто ограничивает спрос. Из-за введения утилизационного сбора цены на новые автомобили никак не поменяются. Потому что компании, которые выпускают их на территории России, обязуются сами утилизовать свою продукцию, когда она состарится.
Так что остается лишь посочувствовать пессимистам, расстроенным тем, что из-за нового сбора цены так и не упадут. И порадоваться вместе с оптимистами тому, что они и не вырастут. Но есть один нюанс, который надо соблюдать, чтобы радость эта не была омрачена. ГИБДД России предупреждает: покупателям новых машин теперь нужно обязательно проверять, есть ли отметка об уплате сбора в ПТС. Без нее машину на учет не поставить.