«Балкон-то не доделан!» Как государство многодетным помогало

«Балкон-то не доделан!» Как государство многодетным помогало

Ровно год назад мы писали о проблемах многодетной семьи Игнатик-Шабаловых из деревни Челноково, что в Березовском районе (№ 45 «НКК» от 19.06.2014). Двое взрослых и восемь детей жили в заброшенном детском садике без бани, воды и огорода – все в одной комнате. Выход из ситуации все же был найден: в ноябре Наталью Шабалову наградили почетным знаком «Материнская слава», и семье присвоили статус нуждающейся в жилье, что дало право на получение денег от государства на покупку дома.

Соцзащита стояла на своем

Вот тут-то и началось самое интересное. Желания семьи Шабаловых никак не совпадали с возможностями краевого бюджета. Речь не о деньгах, а о типе жилья.

Единовременную выплату на покупку жилья предоставляют справедливо: исходя из средней рыночной стоимости квадратного метра в том районе, где семья проживает, и нормы площади на человека. Постановлением администрации Березовского района от 30 января 2015 года (на момент начала эпопеи с выбором дома) средняя рыночная стоимость квадрата для расчета размера соцвыплат составляла 39 082 рубля. На одного человека положено 15 квадратных метров. В случае с Шабаловыми получается 120 квадратов (брак Натальи и отца ее детей Владимира не зарегистрирован, старший сын уже совершеннолетний, поэтому умножаем на восемь). Но у Шабаловых в собственности 26 квадратов какой-то развалюхи, значит, претендовать они могут только на 94 квадрата. Умножаем на 39 082 рубля, получаем солидную сумму – 3 673 708 рублей. Если прибавить к этому средства материнского капитала, то за такие деньги можно купить отличный дом для большой семьи в Березовском районе и даже квартиру в городе.

– Мы предлагали семье рассмотреть вариант покупки четырехкомнатной квартиры в Сосновоборске. Есть возможность устроиться на работу, все условия для развития детей: садик, школа, кружки, секции, – рассказывает Тамара Петрова, руководитель управления социальной защиты населения Березовского района. – Но они категорически отказались, хотят жить на земле и именно в своем Челноково.

Дома в Челноково продаются редко, просто потому что деревня небольшая, следовательно, выбор невелик. Желание остаться в родной деревне было так велико, что Шабаловы готовы были поселиться и в доме 64 квадрата величиной, и на даче без печи и воды…

дом ШабаловыхСоцзащита стояла на своем: жилье должно соответствовать требованиям для проживания в нем многодетной семьи по количеству квадратов и бытовым условиям. Покупку на бюджетные деньги не приспособленного для детей дома министерство соцполитики края просто не санкционирует.

Глава семьи Владимир Шабалов такой «несправедливости» не потерпел. В очередной раз обратился в редакцию «НКК»: помогите, мол, произвол чиновников, заставляют покупать халупу, а мы нашли отличный кирпичный дом!

Редакция «НКК» на проблемы жителей края реагирует чутко и не боится при необходимости спросить с чиновников. Но тот ли это случай?.. После публикации материала о бедах своей семьи Владимир Иванович в редакцию звонил регулярно: то детские на два дня задержали, то благотворители не те тетради для школы ребятишкам привезли, то помогите медосмотр пройти… Создалось впечатление, что взрослый работоспособный мужчина, который произвел на свет восьмерых детей, знает только один способ решения своих проблем – звонок в редакцию (да простят меня остальные читатели, для которых такой вариант бывает действительно единственно возможным).

В общем, решено было съездить и своими глазами посмотреть на «халупу» и тот самый «отличный кирпичный дом», который так понравился Шабаловым.

Одна баба Галя сказала

«Халупа» располагается в деревне Киндяково, от Челноково это пара километров. Дом на окраине, остановка автобуса в центре, закрутились мысли: как же детям в школу ездить? Может, и правы Шабаловы…

На поляне перед коттеджем представители районной соцзащиты: Тамара Петрова, Светлана Мерц, Вера Иванова и глава Бархатовского сельсовета Зоя Жаринова, здесь же – Шабаловы.

дом Шабаловых– Не стоит этот дом четыре миллиона, – возмущается Владимир. – Мне люди так сказали. Они мимо проезжали, все видели.

– Дом оценивала комиссия из министерства, – возражает специалист по социальным вопросам Вера Иванова. – Посмотри сам: дому всего три года, больше 100 квадратов, котельная, все удобства внутри – душ и туалет, пластиковые окна, ремонт, гараж…

К бурно обсуждающей компании подтягиваются соседи.

– Вы че со мной не посоветовались? – строго спрашивает некая баба Галя, – я все знаю. Детей мыть негде, подвала в доме нет. Я бы в такой ни за что не пошла жить. И холодный он. Не, я внутри не была, но точно знаю – всю зиму кóзлы стояли в комнатах.

Может быть, баба Галя просто не очень рада предстоящему соседству с многодетными?..

Приехал хозяин, проводил в дом. По пути рассказал: строил для себя, делал все на совесть, по семейным обстоятельствам пришлось переехать в Сосновоборск, придирки будущих хозяев к жилью очень обижают.

дом ШабаловыхНа комнаты с виниловыми обоями, ламинатом и алюминиевыми радиаторами вместо печки Шабаловы смотрят скептически. Не нравится, что комнат всего две наверху и одна внизу, детей придется штабелями укладывать. А ведь еще нужны письменные столы… Большая лоджия не радует: ее еще нужно обшивать досками. Владимир категорически не настроен как-то улучшать дом, купленный за четыре миллиона. Душевая кабина – повод для беспокойства: а ну как сломается? Фильтры трехступенчатой очистки воды на кухне впечатление производят, пожалуй, только на меня. Есть и подвал для хранения овощей, баба Галя осведомлена все же плохо. Хозяин показывает оборудование котельной: гарантия 10 лет, топить можно углем и дровами; когда не нужна жара, можно переключиться на электричество. Владимир вникать не хочет, обижен и независим.

Во дворе – летний домик, огород 10 соток, яблони и груши в цвету.

Предлагаю главе семейства высказать все претензии к новому жилью здесь и сейчас. Долго молчит.

– Места мало, земли мало. Далеко все, детям гулять негде – поле за оградой начинается. Остановка автобуса далеко.

– Вопрос с остановкой школьного автобуса решаем, – говорит Тамара Петрова. – Будет здешняя прописка у детей, будем вместе с ГИБДД делать остановку неподалеку. По количеству квадратных метров и условиям проживания дом подходит под требования. Для детей можете обустроить детскую площадку за оградой, вся ребятня к вам подтянется с деревни.

– Наталья, дом принимаете? – спрашиваю у хозяйки.

– А где я другой возьму? – отвечает она без энтузиазма и подписывает акт приемки-передачи жилого помещения. Этим же днем семья может переносить нехитрые свои пожитки в новый дом. Сердобольные жители района уже навезли домашней утвари, кровати, кресла и телевизор – не так давно детсад, в котором жили Шабаловы, сгорел вместе со всем имуществом. В огне погиб младший ребенок. Причины пожара сейчас устанавливает следствие.

Отличный кирпичный

кирпичный домЕдем смотреть «отличный дом» в Челноково. С виду очень даже ничего: два этажа, кирпичные стены, ухоженный дворик, огромный огород. Вот только под кирпичом – тонкие деревянные шпалы, фундамента нет вообще, вода и туалет на улице, но главное – никакого отопления. На первом этаже сложена не то печь, не то камин – и все. На втором в каждой комнате стоят масляные электрические радиаторы. Хозяева честно признались: зимой здесь не живут, используют дом только как дачу на лето, продают за те же четыре миллиона. Лично у меня как у здравомыслящего человека вопросов о том, где комфортнее будет жить многодетной семье, больше не возникло. Можно было бы, конечно, пофантазировать на тему того, что Шабаловы доведут дом до ума своими руками: поставят котел, выкопают септик, заведут в дом воду. Но тот же здравый смысл подсказывает: нет у них для этого возможностей, а самое главное – желания.

«Это разве помощь?»

Семьи – и многодетные, и простые – бывают разные. Есть те, где из последних сил тянутся на детей и стесняются оформить льготы на электричество, а есть такие, кто помощь от государства расценивает как единственно возможный способ существования.

– Мы детские не получаем, на что нам жить? – кричал Владимир на полянке перед будущим домом.

– Нужно официально трудоустроиться, и будете получать, – отвечали ему сотрудники соцзащиты. – Тебе предлагали разные варианты: и дворником в администрацию, и пастухом на лето – у них хорошая зарплата.

– В такую погоду? Пастухом? Чтобы мухи заели? – парировал Владимир. – Я лучше калымить буду.

– Владимир, но ведь надо и самому инициативу проявлять. Детей на свет пускать – дело благое, но и об их будущем думать надо, не ждать все время от государства денег, – не выдерживает Вера Иванова.

– А я ничего и не жду от этого государства, – дергает плечом Владимир Иванович. – Это разве помощь? – небрежно кивает головой на двухэтажный коттедж в 100 квадратных метров. С душем, отоплением и водой из артезианской скважины. – Балкон-то не доделан…

Фото автора

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
6 мая 2024
Нить, которую нельзя разорвать
Сегодня и участники спецоперации, и молодежь из патриотических клубов говорят: для них важна история Великой Отечественной войны, память о предках
Без рубрики
5 мая 2024
Деды победили, и мы победим!
Сегодня все чаще из уст российских политиков разного ранга, высокопоставленных военных, участников СВО можно услышать слова о том, что между
Без рубрики
4 мая 2024
«100 фактов об Астафьеве»: путеводной звездой для писателя стало письмо от дочери его героя
Письмо, полученное от дочери героя своего первого рассказа, Астафьев называл «путеводной звездой в работе». Самое первое свое произведение «Гражданский человек»